Наружный воздух с двух сторон вагона засасывается вентилятором через заборные жалюзи и фильтры, а затем через диффузор, калорифер и конфузор нагнетается в воздуховод, откуда через вентиляционные решетки подается в помещения вагона. Отработанный воздух удаляется через дефлекторы. Система вентиляции должна быть постоянно включена в автоматическом режиме.
Работа вентилятора осуществляется автоматически в заданном режиме (зимнем или летнем) в зависимости от температуры в канале приточной вентиляции и в вагоне, контролируемой термодатчиками. При выходе термодатчиков из строя вентилятор можно переключить вручную на любую скорость. О работе вентилятора сигнализирует лампа на пульте управления в служебном отделении.
На панели перегородки между четвертым и пятым купе установлены датчики на температуру 18, 24 °С, осуществляющие автоматический режим работы высоковольтных нагревательных элементов котла отопления и вентиляции.
В качестве приборов автоматического управления работой системы вентиляции применяются ртутные термоконтакторы типа ТК-52А.
Ртутный термоконтактор (рис. 4.1) представляет собой капиллярную стеклянную трубку с колбочкой, заполненной ртутью. Внутрь капилляра введены контакты, которые с наружной стороны припаяны к изолированным медным проводам. Термоконтактор имеет рабочий 1 и соединительный 2 контакты. При включении термоконтактора в цепь постоянного тока «-» источника тока подключается к соединительному (нижнему) контакту.
Термоконтакторы на температуру включения 24 и 26 °С установлены на одной панели с датчиками, управляющими автоматической работой нагревательных элементов котла.
В вентиляционном канале установлены термоконтакторы на температуру включения 16 и 18 °С.
Термоконтакторы в зависимости от температуры окружающей среды через схему авто
Рис. 4.1. Термоконтактор ТК-52А:
1 — рабочий контакт; 2 — соединительный контакт матики воздействуют на переключение двигателя вентиляционной установки на разные режимы работы.
При выходе из строя термодатчика переключателем на передней панели распределительного шкафа вентилятор переключается на ручной режим и соответствующую скорость.
Система вентиляции (рис. 4.2) включает в себя заборные жалюзи 1, инерционный 2 и сетчатый 3 фильтры, вентилятор 4, диффузор 5, воздухонагреватель 6, конфузор 7, воздуховод 9, вентиляционные решетки и дефлекторы 10, противопожарную заслонку 8.
Заборные жалюзи 1 предназначены для засасывания свежего воздуха в систему вентиляции и представляют собой планки, приваренные под углом 7° к прорезям направляющих реек воздухозаборного короба.
Инерционный фильтр 2 предназначен для удаления крупных частиц пыли под действием центробежных сил. Отделенная пыль через фильтрующую решетку поступает в пылесборник, соединенный с аэродинамическим очистительным устройством, работающим при движении поезда от набегающего потока воздуха.
Сетчатые фильтры (всего их четыре) позволяют окончательно очищать поступающий воздух. Каждый фильтр (рис. 4.3) состоит из корпуса 2, представляющего собой коробку, в которой уложены пять сеток 4 размером 2,5 х 0,5 мм, четыре сетки 5 размером 1,2 х 0,32 мм, три сетки 1 размером 0,63 х 0,25 мм, и рамки с сеткой 3. Сетки гофрами уложены одна на другую под углом 90°.
Вентиляционный агрегат (рис. 4.4) служит для подачи очищенного воздуха в вагон и состоит из двух роторов 1, насаженных на вал электродвигателя.7 типа П-41, и кожухов 2 вентиляторов. Вен-
Рис. 4.2. Система вентиляции:
1 — заборные жалюзи; 2 — инерционный фильтр; 3 — сетчатый фильтр; 4 — вентилятор; 5 — диффузор; 6 — воздухонагреватель; 7 — конфузор; 8 — противопожарная заслонка; 9 — воздуховод; 10 — вентиляционные решетки и дефлекторы тиляторы и электродвигатель смонтированы на общей раме 6. Роторы вентиляторов насажены на вал электродвигателя при помощи конусных ступиц 4. Для обеспечения нормальной работы агрегата должны соблюдаться зазоры между ротором и торцом конусного фланца 5, которые должны быть в пределах 0,5… 3 мм.
Диффузор 5 (см. рис. 4.2) предназначен для соединения вентиляционного агрегата с калорифером и состоит из брезентового раструба, двух квадратных и одного прямоугольного фланцев.
Калорифер (воздухонагреватель) 6 (см. рис. 4.2) служит для подогрева поступающего в вагон воздуха при низких температурах наружного воздуха и состоит из теплопередающих элементов, трубных решеток, крышек, съемных боковых щитков и двух патрубков для входа и выхода воды. Для доступа к нему в потолке коридора котлового конца имеется люк. Для сбора образующегося конденсата под калорифером установлен поддон. Подтяжку болтов фланца калорифера следует производить со стороны котельного отделения, сняв один из листов ограждения.
Для соединения калорифера с воздуховодом используется кон-фузор 7 (см. рис. 4.2), который представляет собой короб переменного сечения, имеющий с двух сторон присоединительные флан-
Рис. 4.3. Сетчатый фильтр:
1 — сетки размером 0,63 х 0,25 мм;
2 — корпус; 3 — рамка; 4 — сетки размером 2,5 х 0,5 мм; 5 — сетки размером 1,2×0,32 мм
Рис. 4.4. Вентиляционный агрегат с электродвигателем:
1 — ротор; 2 — кожух вентилятора; 3 — электродвигатель типа П-41; 4 — конусная ступица; 5 — конусный фланец; 6 — рама цы. Для периодической очистки внутренних поверхностей системы от пыли путем продувки сжатым воздухом на нижней части конфузора имеется люк.
Воздуховод 9 (см. рис. 4.2) позволяет обеспечить подачу воздуха во все помещения вагона. Он состоит из отдельных верхних и нижних листов, прикрепленных к обшивке крыши. Нижние листы воздуховода имеют форму корытообразного сечения и соединены между собой фланцами. В нижней части воздуховода имеются прямоугольные вырезы, в которые устанавливаются вентиляционные решетки.
Вентиляционная решетка состоит из листов, клапана, служащего для ограничения скорости и направления потока воздуха. Клапан крепится к листу планкой, приваренной к упорам. Регулирование количества подаваемого в помещения вагона свежего воздуха осуществляется величиной зазора между листом и клапаном, который устанавливается поворотом винта.
Дефлекторы 10 (см. рис. 4.2) служат для удаления отработанного воздуха. Система установки дефлектора в туалетах, служебном отделении, коридоре и тамбуре некотлового конца состоит из собственно дефлектора, патрубка и заслонки.
В крыше имеются люки для доступа к вентиляционному агрегату и калориферу.
При подготовке системы вентиляции к работе необходимо провести внешний осмотр состояния и крепления фильтров, положения заслонок наружных жалюзи и шиберов дефлекторов туалетов, механизмов дефлекторов салона. В туалетах шиберы дефлекторов должны быть открыты, за исключением времени нахождения вагона в отстое. Дефлекторы салона в летний период должны быть открыты полностью, в остальное время — полуоткрыты. Заслонки наружных жалюзи должны быть установлены в зависимости от сезона.
На панели распределительного шкафа в служебном купе находится переключатель «Отопление и вентиляция». Он должен быть поставлен в положение Отопление и вентиляция.
Если выключатель ставится в положение Автоматика, то установка принудительной вентиляции и управление по ступеням вентиляции работают автоматически. Термостат в канале приточного воздуха и термостаты, расположенные в первом и втором купе, включают соответствующую ступень для подачи необходимого количества воздуха.
При неполадках в автоматике переключатель ставится на необходимую ступень вручную, в зависимости от желаемой температуры.
Независимо от положения многопозиционного переключателя «Вентиляция» во время движения вагона производится принудительное включение вентиляционного агрегата на ступень 1 при температуре в канале приточного воздуха выше 18 °С. Однако предварительно агрегат должен быть введен в эксплуатацию соответствующим выключателем.
Рабочие ступени вентилятора:
1 — эксплуатация в зимний период (малое количество приточного воздуха);
II — эксплуатация в переходный период (среднее количество приточного воздуха);
III- эксплуатация в летний период (большое количество приточного воздуха).
Когда температура приточного воздуха становится ниже 18 °С, термостат в канале приточного воздуха отключает мотор вентилятора и выключатель находится в положении Автоматика.
При эксплуатации вагона необходимо соблюдать следующие условия:
• заслонки наружного воздуха, расположенные за потолком тамбура котловой стороны вагона, должны быть установлены в положение, соответствующее сезону;
• дефлекторы в туалетах и купе должны быть летом открыты, зимой — полуоткрыты; дефлектор в тамбуре некотловой стороны вагона должен быть всегда полностью открыт;
• заслонки в дверях туалетов во время работы вентилятора должны быть открыты;
• при выходе вентиляционного агрегата из строя летом вентилировать вагон можно, открывая окна и используя дефлекторы;
• при проходе вагона через тоннель во избежание засасывания в вагон дыма вентиляционный агрегат рекомендуется выключать.
Перечень возможных неисправностей системы вентиляции и рекомендации по их устранению приведены в табл. 4.1.
При вводе системы вентиляции в эксплуатацию жалюзи открывают. Проверяют положение ручки огнезащитного клапана над дверью служебного помещения в коридоре. Она должна быть запломбирована в верхнем положении Открыто. Закрывают все дефлекторы в купе, в том числе и в служебном. Должны быть открыты дефлекторы в туалетах и один в коридоре. На щите в служебном отделении вагона включают главный переключатель на дневной, вечерний или ночной режим работы в зависимости от необходимости.
Переключатель «Отопление и вентиляция» ставят из нулевого в положение Отопление и вентиляция. Затем устанавливают необходимый режим работы многопозиционным переключателем «Вентиляция», который имеет положения: 0 (выключено), Автоматика и 1-, 2-, 3-я ступени ручного режима I, II, III.
Если выключатель поставлен в положение Автоматика, вентиляционная установка работает в автоматическом режиме и при необходимости одна из трех ступеней работы установки включа-
Неисправность | Возможные причины | Способ устранения |
Малая подача воздуха в вагон | Неправильное положение заслонок, загрязнение фильтров, засорение калорифера | Установить заслонки в правильное положение, заменить фильтры, продуть калорифер сжатым воздухом |
Неудовлетворительная очистка подаваемого в вагон воздуха | Повреждение или сильное загрязнение фильтров, неплотная установка фильтров в гнездах | Сменить фильтры, плотно закрепить фильтры в гнездах, сменить резиновые прокладки в гнездах |
Подача холодного воздуха в зимнее время | Недостаточная температура воды в котле, мало воды в коллекторе, снижение теплоотдачи калорифера из-за увеличения слоя накипи | Усилить топку котла, пополнить систему водой, промыть калорифер и подводящие трубы (аналогично промывке отопительной системы) |
Неравномерный температурный режим в помещениях вагона | Нарушение равномерности распределения воздуха через вентиляционные решетки, повреждения отдельных решеток | Отрегулировать раздачу воздуха через решетки, устранить повреждения решеток |
Посторонние стуки, шумы при работе системы | Ослабление креплений, повреждения отдельных узлов и деталей | Подтянуть крепления, проверить и устранить повреждения |
ется автоматически. Термостат в воздуховоде и термостаты в первом и втором купе включают в зависимости от температуры воздуха необходимую ступень. При неисправности автоматики, а также при длительной стоянке или длительном движении с малой скоростью, когда вентиляционная установка работает от аккумуляторной батареи, переключатель «Вентиляция» ставят на ручной режим и выбирают необходимую ступень в зависимости от температуры воздуха в вагоне.
Для контроля температуры приточного воздуха служит дистанционный термометр, датчик которого установлен в воздуховоде, а контрольный циферблат — в служебном помещении. Когда температура приточного воздуха становится ниже 18 °С, термостат в канале приточного воздуха отключает вентиляционную установку, поэтому при понижении температуры следует применять отопление вагона и подогрев воздуха в водяном (или электрическом) воздухоподогревателе.
Обходной канал воздухоподогревателя (у тех вагонов, где он есть) должен быть закрыт. Для этого в некупейных вагонах переключатель заслонки над верхней полкой служебного отделения переводят в закрытое положение. В купейных вагонах переключатель клапана жалюзи ставят в положение Зима. Температура поступающего в вагон воздуха зимой должна быть не менее 20 °С. Этого достигают обеспечением правильной работы котла отопления и усиления циркуляции воды в воздухонагревателе. Проводник обязан полностью открыть вентили на подающей и возвратной трубах горячей воды в воздухонагревателе. Если в вагоне становится слишком жарко, необходимо уменьшить огонь в топке (нагрев котла) и увеличить приток воздуха, перейдя на ручной режим управления вентилятором.
При работе вентиляционной установки зимой в некупейном вагоне, особенно если вагон полностью заселен, необходимо приоткрывать дефлекторы в пассажирском помещении для удаления использованного воздуха, улучшения воздухообмена, чтобы воздух в вагоне был в пределах установленных норм влажности и содержания углекислого газа. Со стороны некотлового конца вагона дефлекторы должны быть открыты больше — на 10… 15 мм в котловой половине вагона и на 20…25 мм в некотловой. Признаком недостаточной вентиляции могут служить субъективные оценки пассажиров и самого проводника, высокая влажность воздуха, сильное запотевание окон. В этом случае необходимо усилить обмен воздуха в вагоне переключением вентилятора на максимальную подачу и с усилением при необходимости отопления вагона.
При неисправности вентиляционной установки или выходе из строя устройств электроснабжения вагона вентиляция зимой осуществляется открытием дефлекторов. При подготовке вагона к летним перевозкам закрывают рециркуляционный канал, у некупейных вагонов открывают обходной канал воздухоподогревателя, у купейных вагонов заслонку жалюзи ставят в положение Лето.
При температуре наружного воздуха 20 °С и выше вентиляционная установка должна работать непрерывно, в том числе и на остановке. Вентилятор можно выключать на 10… 15 мин через каждый час работы. С повышением температуры внутри вагона выше 25 °С даже непрерывно работающая на максимальном режиме вентиляционная установка не обеспечивает нормальной температуры и воздухообмен. В этом случае открывают окна с одной стороны некупейного вагона, а при особо высоких температурах — и с обеих сторон. В купейных вагонах открывают окна в купе и коридоре. При температуре наружного воздуха выше 25 °С должны быть открыты все дефлекторы.
Проводник обязан следить за нормальной работой вентиляционной установки, правильно ее использовать и при появлении неисправности через поездного электромеханика и начальника поезда принимать меры к ее устранению. Проводник вагона должен следить, чтобы произодительность вентиляционной установки была в пределах нормы, воздух комфортно нагрет, автоматика исправна, не были чрезмерно загрязнены фильтры.
⇐Общие сведения | Проводник пассажирских вагонов | Кондиционирование воздуха⇒