К нагревательным приборам пассажирского вагона относятся кипятильник, холодильник, водоохладитель питьевой воды, электрические печки и электрический калорифер на купейных вагонах с кондиционированием воздуха, электрическая плитка и высокочастотная электропечь.
В отличие от комбинированных кипятильников, работающих на электрической энергии или твердом топливе, на новых вагонах габарита РИЦ постройки 1994-1999 гг. устанавливаются только электрические кипятильники типа КС-30/9, состоящие из крупных узлов (см. рис. 3.6): трехходового крана I, регулятора сырой воды Пи кипятильника III. Кипятильник работает от напряжения 240 В однофазного переменного тока; его мощность 2,55 кВт. Емкость кипятильного бака 12 л, сборника кипяченой воды 14 л. Длительность нагрева воды от температуры 17 °С до момента кипячения примерно 25 мин.
На вагонах с кондиционированием воздуха установлен подвагонный генератор мощностью 28 или 32 кВт, поэтому имеется возможность включить дополнительное электрическое отопление в диапазоне скоростей 35… 160 км/ч от подвагонного генератора или от аккумуляторной батареи при скорости ниже 35 км/ч и на стоянке.
В качестве отопительных приборов применяют электрические печи, отдельные нагревательные элементы, расположенные вдоль боковых стен, и электрокалорифер — в канале нагнетательного воздуховода за водяным калорифером.
В качестве дополнительного отопления на вагонах типов К/к и СК/к-Д/32, Кк/к и габарита РИЦ напряжением 125 В постоянного тока используют электрический калорифер типа ЕЕЬЬНВ и нагревательные элементы в купе и салонах вагонов-ресторанов.
Электрический калорифер, несмотря на заниженное напряжение, имеет конструкцию, аналогичную конструкции нагревательных элементов, но увеличенные размеры. Схема включения от предохранителя перегрева воздуха этого калорифера предусматривает разрыв цепи питания калорифера при повышении температуры в зоне калорифера выше 70 °С.
Суммарная мощность отопительных приборов дополнительного отопления — 12 кВт, из которых 6 кВт приходится на электропечь в коридоре и 6 кВт — на электрический калорифер. Перед включением дополнительного отопления необходимо очистить электропечи и электрокалорифер от пыли и грязи.
Купейные вагоны оборудуются электрическими плитками закрытого исполнения мощностью 0,8 кВт, работающими на напряжении 50 В постоянного тока. Электроплитка расположена в котельном отделении, включается от розетки и постоянно, во избежание пожара, должна находиться во включенном состоянии под постоянным контролем со стороны проводника.
Для улучшения бытовых условий проводника установлена микроволновая печь. Нагрев в печи осуществляется в результате преобразования микроволновой энергии, вырабатываемой магнетроном, в тепловую. При эксплуатации печи запрещается оставлять ее без присмотра. Нельзя включать печь без нагрузки и для сушки одежды. После работы печи в течение 20…25 мин ее следует отключать не менее чем на 10 мин. При работе печи нельзя пользоваться деревянной и металлической посудой или посудой с металлическими украшениями, использовать бумагу или бумажную посуду повторно. При каких-либо неисправностях следует немедленно отключить печь.
Контрольные вопросы
- 1. Где расположены основные приборы и узлы низковольтного электрооборудования и каково их назначение?
- 2. Что относится к источникам электроэнергии в вагоне?
- 3. Расскажите о назначении и типах аккумуляторных батарей.
- 4. Расскажите об аварийном режиме аккумуляторной батареи и действиях проводника при его возникновении.
- 5. Какие системы сигнализации применяются внутри вагона?
- 6. Где расположены основные приборы сигнализации?
- 7. Каковы действия проводника при аварийных показаниях сигнальных приборов и сигнальных ламп?