Все пассажирские вагоны оборудованы самотечной системой холодного и горячего водоснабжения. Объем системы составляет около 1200 л из расчета примерно 20 л на одного человека в сутки с интервалом между заправками и пополнением системы до 12 ч.
Несмотря на различное конструктивное исполнение, принципиальное устройство систем водоснабжения всех типов практически одинаково.
Система водоснабжения включает в себя баки для хранения запаса воды, расположенные с двух сторон в верхней части вагона, разводящие трубопроводы, разобщительные и спускные вентили и краны. Заправка водой (ее поступление в баки) осуществляется снизу вагона через заправочные патрубки, которые в зимнее время отогреваются горячей водой из системы отопления. В систему водоснабжения обязательно входит вестовая труба, не допускающая переполнения баков при несвоевременном прекращении налива воды. Из баков хранения вода самотеком поступает к умывальникам, унитазам, кипятильнику и в водогрейную систему; система отопления наполняется с помощью насоса.
В систему горячего водоснабжения входят водогрейный бойлер в котельном отделении, расширитель, бак над потолком котельного отделения и соответствующие трубопроводы. Зимой горячая вода поступает в бойлер из системы отопления, летом — из водогрейного бойлера, растапливаемого твердым топливом. Все баки снабжены водопробными кранами и водомерными стеклами.
Несмотря на некоторые конструктивные отличия систем холодного и горячего водоснабжения, правила их эксплуатации для всех типов вагонов едины. Контроль за исправным состоянием систем водоснабжения целиком возложен на проводника. Зимой необходимо внимательно следить за исправностью обогревательных наливных труб и постоянной циркуляцией в них горячей воды. При заполнении системы водой от стационарного источника следует контролировать наполнение баков. В косом коридоре каждого вагона вывешивается схема положения кранов и вентилей при каждой операции системы водоснабжения. В книгах служебных расписаний каждого поезда приведен перечень станций, на которых производится заправка водой.
Рис. 3.1. Схема водоснабжения некупейного вагона постройки ТВЗ (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода изготовителя):
2 — вентиль объединенного слива; 3 — вентиль заполнения бойлера; 6, 47 — вентиль и кран отключения нагревательного змеевика бойлера; 61, 91 — вентили подводки холодной воды к унитазам; 63, 85, 107- поддоны; 64, 65 — краны водомерного стекла; 66 — бак вместимостью 80 л; 67, 87, 100, 105, 136- краны слива воды; 68, 102, 138- арматура выпуска воздуха; 69, 83 — вентили подводки холодной воды к умывальникам; 70 — вентиль резервной наливной головки; 71 — вентиль подключения ручного насоса; 73, 92, 113 — вентили горячей воды смесителей; 74, 93, 112- вентили холодной воды смесителей; 75 — смеситель; 77 — кипятильник; 78, 79 — арматура подводки холодной воды к кипятильнику; 80 — вентиль отключения магистрали; 81, 134 — баки горячей кипяченой воды; 84 — кран подводки кипяченой воды к водоохладителю; 86 — бак вместимостью 830…850 л; 89 — водопробные краны; 95, 114 — унитазы; 96, 99 — наливные головки с водяными обогревателями; 97, 111 — умывальные краны; 98, 110- умывальные чаши; 103 — водоохладитель; 104, 106 — краны разбора питьевой воды; 108, 123 — водосливы с отогревающей воронкой; 109 — мойка; 115, 116 — водяные отогреватели сливных труб; 117 — резервная наливная головка; 118, 119 — промывные клапаны унитазов; 120, 121 — водяные затворы; 135 — компрессор; 137 — кран подачи воды из кипятильника в промежуточный бак; 139 — запирающее устройство; 140, 141 — обратные клапаны на наливных трубах; 142 — кран отбора воды для бытовых нужд и тушения пожара; 144 — бойлерная установка
Система водоснабжения некупейных вагонов моделей 61-425, 61-821 постройки ТВЗ. Схема системы приведена на рис. 3.1. Положение кранов и вентилей при различных режимах работы системы должно соответствовать табл. 3.1.
Заполнение системы водоснабжения водой. При температуре наружного воздуха ниже 0 °С заполнять систему следует после выдержки вагона в отапливаемом помещении не менее суток или после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне до температуры не ниже 12 °С.
Налив воды в баки 66 и 86 (см. рис. 3.1) производится из-под вагона, через наливные головки 96 и 99. При заполнении системы водой вентили и краны 3, 61, 64, 65, 68, 69, 71, 78, 79, 80, 83, 91 должны быть открыты, остальные, а также кран-смеситель закрыты.
Налив воды в систему должен быть прекращен при загорании сигнальной лампы, расположенной у наливной головки на вагонах, оборудованных сигнализацией налива воды, или при появлении воды из вестовой трубы и противоположной наливной трубы. Краны 64 и 65 следует открывать при определении уровня воды в системе. Для предотвращения перелива воды на железнодорожное полотно при заполнении системы служат запирающее устройство 139, установленное в запотолочном пространстве перед торцовой стенкой бака 86, и обратные клапаны 140 и 141 на наливных трубах в туалете и коридоре некотлового конца.
Номер крана,
вентиля, узла (рис. 3.1) |
Положение | ||||
Назначение | Место расположения | при эксплуа
тации системы |
при запол
нении систе мы |
при сливе
воды из систе- |
|
мы | |||||
2 | Вентиль объеди- | В котельном | — | — | 4- |
ненного слива | помещении | ||||
3 | Вентиль заполнения бойлера водой из системы водоснабжения | Тоже | 4- | + | |
61 | Вентиль подводки | В туалете котло- | 4- | + | 4- |
холодной воды к унитазу | вого конца | ||||
64, 65 | Краны водомер- | За потолком туа- | + | 4- | + |
ного стекла | лета котлового | ||||
конца | |||||
67 | Кран слива воды из малого бака | То же | — | — | + |
68 | Вентиль выпуска | В туалете котло- | — | 4- | — |
воздуха из бака | вого конца | ||||
69 | Вентиль подводки | За потолком туа- | 4- | 4- | + |
холодной воды к | лета котлового | ||||
умывальнику | конца | ||||
70 | Вентиль резерв- | В котельном | — | — | 4- |
ной наливной | помещении | ||||
головки | |||||
71 | Вентиль подключения ручного насоса к системе водоснабжения | То же | 4- | + | 4- |
73 | Вентиль горячей | В служебном | 4- | — | 4- |
воды смесителя мойки | отделении | ||||
74 | Вентиль холодной воды смесителя мойки | То же | 4- | ‘ | + |
75 | Смеситель мойки | » | + | — | 4- |
78 | Вентиль подводки | В котельном | 4* | 4- | + |
холодной воды к кипятильнику | помещении |
Номер крана,
вентиля, узла (рис. 3.1) |
Назначение | Место расположения | Положение | ||
при эксплуа
тации системы |
при запол
нении систе мы |
при сливе
воды из систе мы |
|||
79 | Кран кипятильника | В нише кипятильника | + | 4- | 4- |
80 | Вентиль отключения магистрали | За потолком коридора некогло-вого конца | + | + | 4- |
83 | Вентиль подводки холодной воды к умывальнику | За потолком туалета некотлового конца | + | + | + |
84 | Кран подводки кипяченой воды к водоохладителю | В служебном отделении | 4- | — | + |
87 | Кран слива воды из бака | За потолком туалета некотлового конца | — | — | + |
89 | Кран водопробный | То же | 4- | — | — |
91 | Вентиль подводки холодной воды к унитазу | * | 4- | + | 4- |
92 | Вентиль горячей воды смесителя умывальника | В туалете некотлового конца | 4- | — | + |
93 | Вентиль холодной воды смесителя умывальника | То же | 4- | _ | 4- |
97 | Кран умывальный | » | + | — | 4- |
100 | Кран слива воды из водоохлади-теля | В служебном отделении | — | — | 4- |
102 | Кран выпуска воздуха из водо-охладителя | То же | — | 4- | |
104 | Кран разбора охлажденной питьевой воды | В коридоре котлового конца | 4- | " | 4- |
Номер крана,
вентиля, узла (рис. 3.1) |
Назначение | Место расположения | Положение | ||
при эксплуа
тации системы |
при запол
нении систе мы |
при сливе
воды из систе мы |
|||
105, 106 | Краны кипятильника | В нише кипятильника | 4- | — | 4- |
111 | Кран умывальный | В туалете котлового конца | + | — | + |
112 | Вентиль холодной воды смесителя умывальника | То же | 4- | 4- | |
113 | Вентиль горячей воды смесителя умывальника | То же | + | + | |
118 | Клапан промывной унитаза | Втуалете котлового конца | + | — | + |
119 | Клапан промывной унитаза | Втуалете некотлового конца | — | — | + |
136 | Кран слива воды из промежуточного бака | Вкотельном помещении | 4- | ||
137 | Кран подачи воды из кипятильника в промежуточный бак | В нише кипятильника | + | ||
138 | Кран выпуска воздуха из промежуточного бака | То же | 4* | 4- | |
142 | Кран отвода воды для бытовых нужд и тушения пожара | В туалете некотлового конца | 4- |
Примечание. «+» — открыт, «-» — закрыт.
При низких температурах наружного воздуха в случае обмерзания наливных головок 96, 99 или выхода из строя обогревателей заполнение системы водой можно осуществлять через резервную наливную головку 117, которая находится в котельном отделении над запасным водяным баком 66 и не подвержена обмерзанию. Заполнение системы в этом случае осуществляется с помощью инвентарного наливного шланга длиной около 4 м.
Для подготовки к заполнению системы необходимо соединить одну из головок инвентарного шланга с резервной наливной головкой при закрытом вентиле 70. Противоположный конец шланга с головкой перед заполнением системы надо вывести наружу через открытую дверь для подсоединения к наливному шлангу водоразборной колонки на станционных путях. После соединения шлангов открыть вентиль 70. Во время заполнения системы необходимо следить, чтобы не было течи в соединении резервной головки с головкой шланга. Для наблюдения за заполнением бака 66 следует открыть краны водомерного стекла 64, 65. Момент заполнения бака 86 определяют по появлению течи воды под вагоном из вестовой трубы большого бака.
После заполнения большого бака необходимо закрыть вентиль 70, прекратить подачу воды из водоразборной колонки, затем отсоединить наливной шланг от инвентарного и последний от резервной наливной головки. По окончании заправки необходимо открыть вентиль 68.
Положение остальной арматуры системы при пользовании резервной головкой такое же, как в случае заправки системы из-под вагона через наливные головки 96, 99.
Слив воды из системы водоснабжения. При полном сливе воды из системы нужно открыть все вентили и краны, при этом воду из кипятильника слить в соответствии с указаниями технического описания и инструкции по эксплуатации кипятильника непрерывного действия. При сливе воды из баков необходимо к кранам подключить шланги и слив производить в унитазы.
Частичный слив воды из системы осуществляется через краны 97, 111, смеситель 75 и унитазы 95 и 114.
В случае прекращения топки котла при отрицательных температурах наружного воздуха воду из системы водоснабжения необходимо полностью слить до слива воды из системы отопления.
Работа системы водоснабжения. Для обеспечения водоразбора из системы холодного водоснабжения должны быть открыты вентили 61, 69, 71, 78, 80, 83, 91.
Холодное водоснабжение имеет постоянный режим независимо от сезона.
Система горячего водоснабжения работает в двух режимах — зимнем и летнем. В зимнем режиме, когда работает котел системы отопления, вода в бойлере нагревается за счет горячей воды системы отопления, поступающей в змеевик непосредственно из котла. При этом вентиль 6 и кран 47должны быть открыты.
В летнем режиме, когда котел системы отопления не работает, вода в бойлере нагревается за счет теплоты, получаемой при сжигании топлива в топке плиты. В этом случае вентиль 6 и кран 47 должны быть закрыты. Топливом для плиты служат дрова или древесный уголь.
Рис. 3.2. Схема водоснабжения купейного вагона постройки ТВЗ (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода-изго товителя):
2 — вентиль объединенного слива; 3 — вентиль заполнения бойлера; 61, 91 — вентили подводки холодной воды к унитазам; 63, 85, 107 — поддоны; 64 — краны водомерного стекла; 65 — бойлерная установка; 66 — малый бак вместимостью 80 л; 67, 87, 100, 105, 136- краны слива воды; 68, 102, 138- арматура выпуска воздуха; 69, 83 — вентили подводки холодной воды к умывальникам; 70 — вентиль резервной наливной головки; 71 — вентиль подключения ручного насоса; 73, 92, 113 — вентили горячей воды смесителей; 74, 93, 112 — вентили холодной воды смесителей; 75 — смеситель мойки; 77 — кипятильник; 78, 79 — арматура подводки холодной воды к кипятильнику; 80 — вентиль отключения магистрали;
81 — бак горячей кипяченой воды; 84 — кран подводки кипяченой воды к водо-охладителю; 86 — бак вместимостью 830 л; 89 — водопробные краны; 95, 114 — унитазы; 96, 99 — наливные головки с обогревателями; 97, 111 — умывальные краны; 98, ПО — умывальные чаши; 103 — водоохладитель; 104, 106 — краны разбора питьевой воды; 108, 115, 116, 123 — водосливы с отогревающей воронкой; 109 — мойка; 117 — резервная наливная головка; 118, 119 — промывные клапаны унитазов; 120, 121 — водяные затворы; 134 — промежуточный бак кипяченой воды; 135 — компрессор; 137 — кран подачи воды из кипятильника в промежуточный бак; 139 — фильтр; 140, 141 — обратные клапаны на наливных трубах; 142, 143 — вентили холодной и горячей воды душевой сетки; 144, 147, 148 — вентили отбора воды для бытовых нужд и тушения пожара; 145 — обез зараживатель питьевой воды; 146 — съемная душевая сетка * 79
Система водоснабжения купейного вагона модели 61-820 постройки ТВЗ. Схема системы приведена на рис. 3.2. Краны и вентили, используемые в системе, перечислены в табл. 3.2.
Заполнение системы водоснабжения водой. Перед заполнением системы проводники должны проверить наличие уплотнительных колец наливных (заправочных) головок. При заполнении водой должны быть открыты вентили и краны 3, 61, 64, 68, 69, 71, 78,
79, 80, 83 и 91 (см. рис. 3.2), а остальные — закрыты. Вода подается из-под вагона через наливные головки 96 и 99. Заполнение системы должно быть прекращено при появлении воды из вестовой трубы. Как и на некупейных вагонах, заправка системы может производиться через резервную наливную головку 117.
При заправке вагона водой нельзя допускать переполнения системы водоснабжения. При начале истечения воды из вестовой трубы под вагон следует быстро отсоединить наливную головку вагона от водозаправочной колонки; это особенно важно, когда давление воды в колонке превышает 0,3 МПа (3 кгс/см2). Необходимо постоянно следить за исправностью вестовой трубы бака 86, не допускать ее засорения или замерзания. Закупорка вестовой трубы, в том числе стояка умывальной чаши, к которому присоединена эта труба, немедленно приведет к раздутию бака или переполнению поддона бака избыточной водой, прорыву резиновой прокладки крышки бака и, как следствие, заливу потолка туалета и коридора некотлового конца вагона.
Номер крана,
вентиля, узла (рис. 3.2) |
Наименование и назначение | Место расположения |
2 | Вентиль объединенного слива | В котельном помещении |
3 | Вентиль заполнения бойлера водой из системы водоснабжения | То же |
61 | Вентиль подводки холодной воды к унитазам | В туалете котлового конца |
64 | Краны водомерного стекла | За потолком туалета котлового конца |
67 | Кран слива воды из малого бака | То же |
68 | Вентиль выпуска воздуха из бака | В туалете котлового конца |
69 | Вентиль подводки холодной воды к умывальнику | За потолком туалета котлового конца |
70 | Вентиль резервной наливной головки | В котельном помещении |
71 | Вентиль подключения ручного насоса к системе водоснабжения | То же |
73 | Вентиль горячей воды смесителя мойки | В служебном отделении |
74 | Вентиль холодной воды смесителя мойки | То же |
75 | Смеситель мойки | » |
78 | Вентиль подводки холодной воды к кипятильнику | В котельном помещении |
79 | Кран кипятильника | В нише кипятильника |
80 | Вентиль отключения магистрали | За потолком коридора некотлового конца |
83 | Вентиль подводки холодной воды к умывальнику | За потолком туалета некотлового конца |
84 | Кран подводки кипяченой воды к водоохладителю | В служебном отделении |
87 | Кран слива воды из бака | За потолком туалета некотлового конца |
89 | Кран водопробный | То же |
91 | Вентиль подводки холодной воды к унитазу | * |
Номер крана,
вентиля, узла (рис. 3.2) |
Наименование и назначение | Место расположения |
92 | Вентиль горячей воды смесителя умывальника | В туалете некотлового конца |
93 | Вентиль холодной воды смесителя умывальника | То же |
97 | Кран умывальный | » |
100 | Кран слива воды из водоохлади-теля | В служебном отделении |
102 | Кран выпуска воздуха из водо-охладителя | То же |
104 | Кран разбора охлажденной питьевой воды | В коридоре котлового конца |
105 | Кран слива воды из кипятильника | В нише кипятильника |
106 | Кран кипятильника | То же |
111 | Кран умывальный | В туалете котлового конца |
112 | Вентиль холодной воды смесителя умывальника | То же |
113 | Вентиль горячей воды смесителя умывальника | » |
118 | Кран промывной унитаза | » |
119 | Клапан промывной унитаза | В туалете некотлового конца |
136 | Кран слива воды из промежуточного бака | В котельном помещении |
137 | Кран подачи воды из кипятильника в промежуточный бак | В нише кипятильника |
138 | Кран выпуска воздуха из промежуточного бака | То же |
140 | Обратный клапан | В седьмом купе |
141 | Обратный клапан | В коридоре некотлового конца |
142 | Вентиль холодной воды душевой сетки | В туалете котлового конца |
143 | Вентиль горячей воды душевой сетки | То же |
Номер крана,
вентиля, узла (рис. 3.2) |
Наименование и назначение | Место расположения |
144 | Вентиль отбора воды для бытовых нужд и тушения пожара | В туалете некотлового конца |
147 | Вентиль отбора воды для бытовых нужд и тушения пожара | В туалете котлового конца |
148 | Вентиль отбора воды для бытовых нужд и тушения пожара | В котельном помещении |
При подтекании воды через резиновую прокладку (при усадке резины и ослаблении болтового крепления крышки бака) необходимо своевременно производить подтяжку болтов.
Слив воды из системы водоснабжения. При сливе воды из системы нужно открыть все вентили и краны и слить воду из кипятильника.
Для слива воды из наливных труб необходимо поворотом толкателей обратных клапанов при помощи трехгранного вагонного ключа приподнять обратные клапаны 140, 141. Через наливные головки 96 и 99 произойдет слив воды из пространства над обратными клапанами. При сливе воды из системы вершина трехгранного толкателя должна быть направлена вниз.
Для слива воды из кипятильника 77 необходимо трехходовой кран установить в положение «Закрыто», а кран для спуска воды и водопробный кран открыть и снять стакан водоотстойника (ослабив гайку и откинув натяжную скобу).
При сливе воды из баков 66, 86, 134 необходимо к кранам 67, 87, 136 подключить шланги и слив производить в унитазы.
Частичный слив воды из системы водоснабжения производится через краны-смесители 75, 97, 111 и унитазы 95, 114.
В случае прекращения топки котла при отрицательных температурах наружного воздуха воду из системы водоснабжения необходимо полностью слить до слива воды из системы отопления.
Система водоснабжения купейного вагона постройки Германии. Схема системы приведена на рис. 3.3. Положение кранов и вентилей системы при различных режимах работы представлено в табл. 3.3.
Для проверки запаса воды в системе водоснабжения необходимо открыть водопробный кран 117 и держать его открытым не менее 15 с, чтобы вода, находящаяся в контрольной трубе уровня воды, успела стечь. Если через указанное время вода из крана 117 перестанет вытекать, значит объем воды в водяном баке менее 100 л и необходимо позаботиться о скорейшем заполнении системы водой.
В системе водоснабжения предусмотрена подача горячей воды из бойлера в умывальники туалетов и мойку служебного помеще-
Место расположения | Номер вентиля, крана (рис. 3.3) | Положение | ||
при эксплуатации
системы (основное) |
при заполнении
системы |
при сливе воды из системы | ||
Котельное помещение | 24 | — | — | +3** |
26 | — | — | +1 | |
46 | _* | — | +2** | |
49 | _* | — | +2** | |
69 | + | + | 4- | |
82 | + | + | 4- | |
129 | — | — | +3 | |
151 | — | + | +1 | |
Туалет котлового конца | 73 | + | + | 4- |
74 | 4- | + | 4- | |
110 | — | — | +1 | |
111 | — | — | +1 | |
120 | — | — | +2** | |
126 | — | — | +3 | |
Служебное отделение | 62 | — | — | +3 |
63 | — | — | +1 | |
64 | — | — | +1 | |
68 | + | + | 4- | |
112 | — | — | +1 | |
113 | — | — | +1 | |
Малый коридор | 63 | — | ± | +3 |
некотлового конца | ||||
122 | + | + | 4- | |
Малый коридор | 109 | — | — | +1 |
некотлового конца | ||||
116 | + | + | 4- | |
Туалет некотлового конца | 73 | + | 4- | 4- |
74 | + | 4- | 4- | |
110 | — | — | +1 | |
111 | — | — | +1 |
Место расположения | Номер вентиля, крана (рис. 3.3) | Положение | ||
при эксплуатации
системы (основное) |
при заполнении
системы |
при сливе воды из системы | ||
117 | — | ± | +2 | |
118 | — | + | +2 | |
120 | — | — | +2 | |
126 | — | — | +3 |
Примечания: 1. «+» — открыт, «-» — закрыт, «±» — кратковременное открытие; цифры указывают последовательность открытия.
23 Открывать при работе водяного отопления. Открывать только при одновременном сливе воды из систем водоснабжения водяного отопления.
** После окончания заполнения системы или слива воды из нее вентили и краны всегда должны устанавливаться в основное положение.
ния. Зимой вода в бойлере нагревается находящимся в нем змеевиком, по которому проходит горячая вода из системы водяного отопления вагона, а летом — расположенной под бойлером плитой, растапливаемой дровами и углем.
Летом для получения горячей воды необходимо закрыть вентили 46 и 49 в котельном помещении, открыть там же спускной кран 24 и слить воду из нагревательного змеевика 83. Далее нужно открыть кратковременно кран 63, расположенный над малым коридором котлового конца, чтобы выпустить находящийся в трубе 87 воздух, после чего растопить плиту 47дровами и углем. Температуру воды следует контролировать по дистанционному термометру 45. Она не должна превышать 70 °С.
В зимнее время необходимо закрыть кран 24 и открыть вентили 46 и 49, что приведет к наполнению змеевика 83 горячей водой из системы водяного отопления. Система снабжения горячей водой будет работать автоматически вместе с системой водяного отопления. Особой регулировки температуры воды при этом не требуется.
Для слива воды из системы водоснабжения надо открыть краны и вентили в последовательности, указанной цифрами в табл. 3.3.
Система водоснабжения вагона типа БК/к с купе-буфетом. В систему (рис. 3.4) входят два водяных бака 90, 91 вместимостью по 560 л, размещенные под крышей вагона на некотловом конце, и водяной бак 92 вместимостью 200 л, установленный над потолком бокового коридора напротив буфета. Водяные баки соединены друг с другом соединительными трубопроводами 93, 99 так, что подвод воды в какой-то один бак перекрываться не может. В результате этого во всех баках устанавливается одинаковый уровень воды. Трубопроводы для выпуска воздуха соединяют водяные баки друг с другом для выравнивания давления в них.
Заполнение водяных баков и системы трубопроводов производится через наливной патрубок на стороне купе 35Ь или через наливной патрубок на стороне коридора 353. Эти патрубки расположены в боковой стене и закрыты откидной крышкой. При работе водяного отопления наливные патрубки обогреваются, что предотвращает их замерзание.
При неисправности патрубков 35Ь, 35й возможно аварийное заполнение системы водоснабжения через вспомогательный наливной патрубок 129, находящийся в котельном помещении. Выпуск воздуха из системы осуществляется через переливные трубопроводы 105, 106. Для устранения возможного обледенения нижнего конца переливных трубопроводов предусмотрена воронка для оттаивания 156, расположенная в буфете под окошком для посуды. В зоне этого окошка установлены также два водопробных крана 117, 118, которые измерительными трубопроводами соединены непосредственно с водяным баком 90. Все водяные баки изолированы для снижения теплопотерь. К мойкам 141 и электрическому бойлеру 132 в буфете холодная вода поступает по трубопроводу 130, присоединенному к трубопроводу 93, который ведет к водяному баку 92. Спускной кран 144 под мойкой предусмотрен для забора воды в ведро.
Трубопровод холодной воды 161 для кипятильника 160 в буфете присоединен непосредственно к водяному баку 90. Этот трубопровод проложен за подвесными шкафчиками на боковой стенке со стороны купе. Вместе с этим трубопроводом проложен трубопровод для выпуска воздуха 163, который отводит пар при кипячении воды и предотвращает постоянный незначительный выход конденсата из переливного трубопровода 164, не допуская тем самым его быстрого обледенения зимой. Воронка для оттаивания переливного трубопровода 164 расположена под кипятильником. Соединительный трубопровод 94 подводит холодную воду к местам отбора на котловом конце вагона. При неисправностях потребителей на котловом конце соединительный трубопровод 94 можно перекрыть задвижкой 116, расположенной над потолком коридора на некотловом конце. Здесь находится также и вентиль 109 для опорожнения системы.
На котловом конце от трубопровода 94 холодная вода подводится:
к кипятильнику 51 рядом с котельным помещением через трубопровод холодной воды с вентилем 69;
мойке 80 в служебном купе и умывальнику туалета через трубопровод холодной воды 76 с краном 73;
смывному трубопроводу для унитаза 78 и смывному бачку 96;
трубопроводу холодной воды 87 для бойлера 48;
Рис. 3.3. Схема системы водоснабжения купейного вагона постройки Германии (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода-изготовителя):
11 — смывной бачок над туалетом котлового конца; 17а — водяной бак (560 л) над туалетом некотлового конца; 17Ь — водяной бак (560 л) над тамбуром некотлового конца; 21 — соединительный трубопровод; 24, 64 — спускные краны; 26 — вентиль слива воды из бойлера; 34 — сливная воронка; 35Ь, 35(1 — патрубки наливных труб водяного бака соответственно на стороне купе и на стороне коридора; 45 — дистанционный термометр бойлера; 46, 49, 68, 69, 82, 109, 151 — вентили; 47 — плитка; 48- бойлерная установка; 50- ручной крыльчатый насос; 51 — кипятильник; 58 — охладитель питьевой воды; 59 — бак для питьевой воды; 62 — кран отбора питьевой воды; 63 — краны для выпуска воздуха; 66 — муфтовый обратный клапан; 70 — соединительный канал; 71 — трубопровод холодной воды для отопления; 72, 76 — трубопроводы холодной воды для умывальников туалетов соответственно некотлового и котлового конца; 73, 74 — запорные краны; 75 — умывальная чаша в туалете; 78, 121 — промывные трубопроводы туалетов соответственно котлового и некотлового конца; 80 — мойка в служебном купе; 81 — трубопровод холодной воды к бойлеру; 83 — нагревательный змеевик бойлера; 84 — соединительный трубопровод от бойлера к подающему колену; 85 — обратный трубопровод нагревательного змеевика; 87 — подающий трубопровод горячей воды; 89 — воздухоотводная труба водяных баков; 95 — кран умывальника в туалете; 98 — обратный трубопровод горячей воды; 103, 104 — наливные трубы; 105, 106 — переливные трубопроводы; 110, 112 — вентили холодной воды смесителей умывальников туалета и мойки; 111, 113 — вентили горячей воды смесителей умывальников и мойки; 116, 122 — муфтовые задвижки соединительного трубопровода; 117, 118 — водопробные краны; 119 — смывной клапан унитаза; 120 — вентиль отогревающего трубопровода; 125 — педаль унитаза; 126 — вентиль для присоединения шланга; 127 — наливная труба бака питьевой воды; 129 — вентиль вспомогательного наливного патрубка; 150 — воздуховыпускной трубопровод смывного бачка; 152 — уравнительный трубопровод; 154, 155- трубопроводы горячей воды для умывальников туалета и мойки; 156 — отогревающая воронка;
157 — водяной затвор трубопроводу холодной воды 123 для заполнения отопительной системы.
Бойлер находится в котельном помещении. От него по подающему трубопроводу 87 горячая вода поступает к смесителям умывальника туалета и мойки 80 в служебном помещении. Для выпуска воздуха из трубопровода 87 предусмотрен вентиль 153.
Вода в бойлере 48 нагревается либо плитой 47, либо нагревательным змеевиком 83 при работе водяного отопления. При эксплуатации бойлера 48 вентиль 82 должен быть всегда открыт, чтобы обеспечивать постоянный подвод холодной воды и предотвращать образование избыточного давления. Температуру горячей воды контролируют по дистанционному термометру 45. При нагреве воды плитой необходимо постоянно поддерживать температуру ниже 70 °С, при нагреве от змеевика 82 такая температура поддерживается автоматически.
Слив воды из бойлера производится через вентиль 26. Электрический бойлер 132 вместимостью 17 л расположен в шахте над
Рис. 3.4. Расположение оборудования (а) и схема (б) системы водоснабжения вагона типа БК/к с купе-буфетом (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода-изготовителя):
24 — кран для опорожнения нагревательного змеевика бойлера; 26 — вентиль слива воды из бойлера; 34 — сливная воронка; 35Ь, 35d — патрубки наливной трубы соответственно на стороне купе и на стороне коридора; 45 — дистанционный термометр бойлера; 46 — вентиль перед нагревательным змеевиком; 47 — плита; 48 — бойлерная установка; 49 — вентиль за нагревательным змеевиком; 50- насос охладителя питьевой воды; 51, 160- кипятильники; 58- охладитель питьевой воды; 59- бак питьевой воды; 62 — кран отбора питьевой воды; 63 — кран для выпуска воздуха; 64 — кран для спуска воды из охладителя; 68 — вентиль питьевой воды; 69, 162 — вентили на трубопроводах к кипятильникам; 73 — кран на трубопроводе холодной воды для умывальника туалета и мойки в служебном купе; 74 — кран на смывном трубопроводе; 75 — умывальная раковина в туалете; 76 — трубопровод холодной воды для умывальника туалета и мойки в служебном купе; 78 — смывной трубопровод для унитаза; 80 — мойка в служебном купе; 81 — трубопровод холодной воды для бойлера; 82 — запорный вентиль для бойлера; 83 — нагревательный змеевик бойлера; 84 — соединительный трубопровод; 85 — обратный трубопровод нагревательного змеевика бойлера; 87 — подающий трубопровод горячей воды; 89 — трубопровод для выпуска воздуха в боковом коридоре некотлового конца; 90, 91 — баки холодной воды вместимостью по 560 л; 92 — бак холодной воды вместимостью 200 л; 93 — соединительный трубопровод к баку холодной воды; 94 — соединительный трубопровод к котловому концу; 95 — кран умывальной раковины туалета; 96 — смывной бачок для унитаза; 99 — соединительный трубопровод между баками; 100 — трубопровод для опорожнения баков; 101 — вентиль на трубопроводе для опорожнения; 103 — наливная труба на стороне купе; 104 — наливная труба на стороне коридора; 105, 106, 164 — переливные трубопроводы; 107- трубопровод для выпуска воздуха; 109 — вентиль для опорожнения системы; 110, 112 — вентили холодной воды смесителей умывальника туалета и мойки в служебном купе; 111, 113 — вентили горячей воды смесителей умывальника туалета и мойки в служебном купе; 116, 122- муфтовые задвижки; 117, 118 — водопробные краны; 119- смывной клапан унитаза; 120- вентиль на трубопроводе для оттаивания туалета; 123 — трубопровод холодной воды для заполнения отопительной системы; 124 — обратный клапан; 125- педаль для спуска воды в туалете; 126- вентиль для присоединения шланга в туалете; 127- наливная труба бака питьевой воды; 129 — вспомогательный наливной патрубок; 130 — трубопровод холодной воды для буфета; 131 — вентиль перед электрическим бойлером; 132 — электрический бойлер; 133 — нагревательный элемент; 134 — реле температуры; 135 — трубопровод для выпуска воздуха из электрического бойлера; 136 — выключатель предельного уровня жидкости; 137 — трубопровод горячей воды для буфета; 138 — трубопровод для опорожнения электрического бойлера; 139 — вентиль на трубопроводе для опорожнения; 140 — смесители моек буфета; 141 — мойки буфета; 142 — вентиль на трубопроводе холодной воды для буфета; 143 — вентиль на трубопроводе для опорожнения; 144 — кран на трубопроводе холодной воды для буфета; 150 — воздуховыпускной трубопровод смывного бачка; 151, 153 — вентили для выпуска воздуха; 152 — уравнительный трубопровод; 155 — трубопровод горячей воды для умывальника туалета и мойки в служебном купе; 156- воронки для оттаивания; 157 — водяной затвор; 161 — питающий трубопровод холодной воды; 163 — трубопровод для выпуска воздуха из кипятильника; 165 — вентиль для опорожнения кипятильника
Место расположения | Номер вентиля, крана (рис. 3.4) | Положение | ||
при эксплуатации
системы (основное) |
при заполнении
системы |
при сливе воды из системы | ||
Котельное | 24 | +3** | ||
помещение | ||||
26 | — | — | +1 | |
46 | _* | — | +2** | |
49 | _* | — | +2** | |
69 | + | + | + | |
82 | + | + | + | |
129 | — | — | +3 | |
151 | — | ± | +1 | |
Туалет | 73 | + | + | + |
74 | + | + | + | |
110 | — | — | +1 | |
111 | — | — | +1 | |
120 | — | — | +2** | |
126 | — | — | +3 | |
Служебное | 62 | — | — | +3 |
отделение | ||||
63 | — | — | +1 | |
64 | — | — | +1 | |
68 | + | + | + | |
112 | — | — | +1 | |
113 | — | — | +1 | |
Малый коридор | 122 | + | + | + |
котловой стороны | ||||
153 | — | ± | +3 | |
Боковой коридор | 109 | _ | _ | +1 |
не котлового конца | ||||
116 | + | + | + | |
Буфет | 101 | — | — | +1 |
117 | — | + | +2 | |
118 | — | + | +2 | |
131 | + | + | + |
Место расположения | Номер вентиля, крана (рис 3.4) | Положение | ||
при эксплуатации
системы (основное) |
при заполнении
системы |
при сливе воды из системы | ||
Буфет | 139 | — | — | +1 |
140 | — | — | +1 | |
142 | + | + | + | |
143 | — | — | +2 | |
144 | — | — | +3 | |
162 | + | + | + | |
165 | — | — | +2 |
Примечания: 1. «+» — открыт, «-» — закрыт, «±» — кратковременное открытие для удаления воздуха; цифры указывают последовательность открытия.
2. ‘Открывать при работе водяного отопления. “Открывать только при одновременном сливе воды из систем водоснабжения и водяного отопления.
3. После окончания заполнения системы или слива воды из нее вентили и краны всегда должны устанавливаться в основное положение.
мойками 141 буфета. К смесителям 140 моек горячая вода подводится по трубопроводу 137. Вода в бойлере 132 нагревается нагревательным элементом 133, имеющим при номинальном напряжении 140 В мощность 2,55 кВт. Реле температуры 134 ограничивает температуру нагрева воды величиной 75 °С. При слишком низком уровне воды в бойлере выключатель предельного уровня жидкости 136 отключает электрическую энергию. Блокировка снимается только после заполнения системы. При работе бойлера вентиль 131 необходимо всегда держать открытым, чтобы обеспечивать подвод холодной воды по трубопроводу 130.
Электрический бойлер нельзя включать на стоянке поезда, а также во время движения, если работают установка кондиционирования воздуха и кипятильник.
В туалете установлено устройство для оттаивания унитаза. При открытии запорного вентиля 120 можно направить горячую воду из отопительной системы через смывной клапан 119 в унитаз. При этом потеря воды в отопительной установке должна быть компенсирована из запаса холодной воды.
В сток умывальной раковины туалета встроен водяной затвор 157, предотвращающий обратное поступление слитой воды при больших скоростях поезда и действующий одновременно как сифон и глушитель.
Заполнение системы водоснабжения водой. Во избежание повреждений заполнение следует производить только тогда, когда тем пература внутри вагона не ниже 2 °С. Воду заливают, как правило, через патрубок 35Ь или 35(1. Переливной трубопровод должен иметь при этом свободное сечение.
При первом заполнении после произведенного опорожнения системы необходимо:
привести вентили и краны в положения, указанные в табл. 3.4;
откинуть наверх крышку намеченного для использования наливного патрубка, присоединить заправочный шланг станции и открыть заправочный кран.
Заполнение системы прекращают, когда из переливных трубопроводов начинает течь вода. После этого вентили и краны следует привести в исходное (основное) положение (см. табл. 3.4), закрыть откидную крышку наливного патрубка. При необходимой дозаправке водяных баков открывать или закрывать вентили и краны в вагоне не требуется.
Если наливными патрубками 35Ь и 353 нельзя пользоваться, то можно заполнить систему через вспомогательный наливной патрубок 129 в котельном помещении. К патрубку надо присоединить заправочный шланг станции и после достижения необходимого давления воды открыть запорный вентиль. Положения остальных вентилей и кранов такое же, как при заполнении системы через наливной патрубок 35Ь или 353.
Слив воды из системы. Для слива воды необходимо открыть все вентили и краны в последовательности, указанной в табл. 3.4. Кроме того, кран 95 умывальника туалета, педаль 125 для спуска воды в унитазе, а также кран отбора питьевой воды 62 следует зафиксировать в открытом положении. Для удаления остатков воды нужно несколько раз подкачать ручным насосом 50.
Система водоснабжения вагонов международного сообщения габарита РИЦ. Система водоснабжения этих вагонов обеспечивает холодной и горячей водой пассажирские купе, туалеты, служебное отделение и пополняет систему отопления. Бак для холодной воды объемом 800 л размещен над потолком служебного отделения. На вагонах габарита РИЦ постройки до 1990 г. в некотловом конце вагона над потолком купе для отдыха проводников расположен смывной бак объемом 10 или 50 л. Степень заполнения системы водой определяется по показанию манометра. При нормальном заполнении системы манометр должен показывать давление 9-Ю3 Па (0,9 м вод. ст.). Если показание снижается до 6-Ю3 Па (0,6 м вод. ст.), необходимо на ближайшей станции долить воду в систему. На дорогах СНГ система наполняется водой через наливные трубы с типовыми головками, а на дорогах Западной Европы — через наливные трубы с головками, выполненными по правилам РИЦ. Головки водоналивных труб расположены с котловой стороны вагона и имеют маркировку в виде круга желтого цвета внизу кузова вагона, на продольной балке.
Бак для горячей воды объемом 300 л размещен над потолком тамбура котловой стороны вагона. Бойлер на вагонах габарита РИЦ постройки до 1990 г. установлен между котлом и дымовытяжной трубой. Горячую воду на этих вагонах можно получать тремя способами. Если работает котел отопления, то уходящие в атмосферу дымовые газы проходят по топочному пространству бойлера и отдают находящейся в нем воде свою теплоту. Когда вагон не отапливается, воду греют, сжигая дрова или уголь в топке бойлера. В этом случае с помощью поворотного устройства колосники бойлера устанавливают в горизонтальное положение. Третий способ — использование пара с паровоза, ведущего поезд. Пройдя по подвагонной магистрали и паропроводу в вагоне, пар поступает в змеевик бойлера.
На вагонах габарита РИЦ постройки после 1990 г. (типа ВЛАБ-200) подогрев воды в бойлере производится двумя способами: летом и в переходное время года — с помощью электронагревателей, получающих энергию от системы электроснабжения вагона, а зимой — за счет горячей воды котла.
Контроль за наличием горячей воды в системе осуществляется по манометру, установленному на корпусе водонагревателя. Система нормально заполнена, если манометр показывает давление 9-103 Па (0,9 м вод. ст.). При показании, равном 5,3 -103 Па (0,53 м вод. ст.), систему необходимо пополнить холодной водой из бака емкостью 800 л.
Схема системы водоснабжения вагона ВЛАБ габарита РИЦ приведена на рис. 3.5. Положение кранов и вентилей при различных режимах работы показано в табл. 3.5.
Заполнение системы водоснабжения водой. Заполнение можно производить только при температуре в вагоне не ниже 2 °С. Отверстия наливных головок 112 и 114 зимой должны быть свободны от льда. Перед заполнением системы следует запереть краны и вентили 56, 117, 128, 129, 148, 149, 158, 159, 171, 172. Трехходовой кран 155 должен находиться в основном положении, краны смесителей 136, 140 умывальников и мойки должны быть закрыты, а запорные вентили 103, 116, 123, 126 открыты. Система считается заполненной, когда из трубопровода слива 47 под котельным помещением начинает выходить вода или индикаторы уровня, расположенные рядом с наливным патрубком 114, указывают на это.
Если система заполняется через наливные патрубки 112, то при достижении максимального уровня воды в баке 100 закрываются магнитные клапаны 110, 111, и налив автоматически прекращается. Уровень воды в баке 100 можно проверить нажатием па кнопку индикатора уровня воды, находящегося в служебном купе на панели над холодильником, или по указателю уровня воды, расположенному рядом с наливным патрубком 114, при поднятой защитной крышке. По окончании заполнения системы
Рис. 3.5. Схема системы водоснабжения вагона ВЛАБ габарита РИЦ (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода изготовителя):
27 — бойлерная установка; 47 — трубопровод слива; 51, 53, 56, 103, 116, 123, 126, 152, 160, 170 — запорные вентили; 52 — ручной насос; 54 — пробка; 100 — бак для холодной воды вместимостью 800 л; 101 — бак для горячей воды вместимостью 300 л; 102 — уравнительный трубопровод; 104 — обратный клапан; 105, 133, 157 — трубопроводы для выпуска воздуха; 106, 107, 156 — переливные трубопроводы; 109, 113 — наливные трубы, используемые при эксплуатации вагона на колее соответственно 1520 и 1435 мм; 110, 111 — магнитные клапаны на наливных трубах соответственно со стороны коридора и со стороны купе; 112, 114 — наливные патрубки, используемые при эксплуатации вагона на колее соответственно 1520 и 1435 мм; 115, 151 — подающие трубопроводы холодной воды; 117, 128, 129, 148, 149, 159, 171, 172- вентили слива; 118, 119- датчики уровня воды в баках; 122 — подающий трубопровод горячей воды; 130 — трубопровод дозаправки; 131 — дистанционный термометр; 132 — жидкостный выключатель; 134 — датчик температуры 60 °С; 135, 141 — умывальники соответственно в купе и туалетах; 136, 140 — смесители; 137 — водяной затвор; 138 — отогревающая воронка; 139 — мойка в служебном отделении; 143 — кнопка для подачи воды в кран умывальника; 144 — устройство электрообогрева сливной трубы; 145 — клеммная коробка; 146 — магнитный клапан; 147 — регулировочный вентиль; 150 — кипятильник КС-30/9; 153 — фильтр с трехходовым краном; 154 — регулятор сырой воды; 155 — трехходовой кран; 158 — кран отбора воды; 161 — фильтр; 162 — вакуумный туалет; 163 — сборный бак; 164 — штуцер опорожнения сборного бака; 165 — штуцер для промывки и вентиляции сборного бака; 166 — трубчатый нагревательный элемент; 167, 168 — датчики заполнения сборного бака соответвенно на 95 и 80 %; 169 — штуцер аварийного слива необходимо закрыть запорный вентиль 103 в котельном помещении.
Слив воды из системы водоснабжения. Следует открыть вентили и краны 51, 53, 54, 56, 103, 117, 128, 129, 148, 149, 159, 171, 172 и установить в соответствующее положение трехходовой кран 155. Краны над умывальниками в купе и над мойкой в служебном отделении также должны быть открыты.
В систему горячего водоснабжения входят бойлер 27, бак для і орячей воды 101, соответствующие трубопроводы, запорные краны и вентили. Бойлер связан с системой водяного отопления ва-юна, и при ее работе в холодное время через змеевик бойлера проходит горячая вода. Таким образом, температура нагреваемой і! бойлере воды зависит от температуры воды в системе отопления. Летом вода в бойлере нагревается при помощи электронагрева-іельного элемента.
Циркуляция воды в системе горячего водоснабжения естественная. При нагревании воды в бойлере плотность ее уменьшается, в результате чего вода поднимается по подающему трубопроводу 122 вверх. Вверху подающий трубопровод разветвляется. По его левой части горячая вода попадает в бак 101, из которого по обратному трубопроводу 127 возвращается в бойлер. Темпера-
Место расположения | Номер вентиля, крана (рис. 3.5) | Положение | ||
при эксплуа
тации системы (основное) |
при заполне
нии системы |
при сливе воды из системы | ||
Котельное помещение | 51 | — | — | + |
53 | — | — | + | |
54 | — | — | + | |
56 | — | — | + | |
103 | — | + | + | |
116 | + | + | + | |
117 | — | — | + | |
126 | + | + | + | |
128 | — | — | + | |
129 | — | — | + | |
160 | + | + | + | |
Туалет котлового конца | 123 | + | + | + |
147 | + | + | + | |
171 | — | — | + | |
Служебное отделение | 152 | + | + | + |
155 | ± | і | т | |
159 | — | — | + | |
Туалет некотлового конца | 147 | + | + | + |
170 | + | + | + | |
172 | — | — | + | |
Шкаф перед туалетом | 148 | — | — | + |
некотлового конца | 149 | — | — | + |
Примечания: 1. «+» — открыт, «-» — закрыт, «J.», «Г» — положения трехходового крана 155.
2. Вентили 116, 123, 126, 152, 160, 170 следует закрывать только в случае ремонта.
3. В случае дефекта вентиля 160 или 170 соответствующий вакуумный туалет необходимо закрыть.
4. После заполнения системы вентиль 103 следует сразу закрыть.
туру воды в баке 101 можно контролировать по дистанционному термометру 131, находящемуся в служебном отделении. Правая часть подающего трубопровода 122 проложена по потолку над боковым коридором, ведущим к некотловому концу вагона. Здесь трубопровод 122 опускается вниз, проходит через шкаф перед туалетом некотлового конца и соединяется с обратным трубопроводом 125, проложенным со стороны купе за отопительной облицовкой. По трубопроводу 125 вода опять поступает в бойлер 27. К обратному трубопроводу 125 присоединены отборные трубопроводы для умывальников 141 в туалетах, умывальников 135 в купе и мойки 139 в служебном отделении. Для прекращения подачи горячей воды сразу ко всем умывальникам и мойке надо закрыть запорный вентиль 123 на подающем трубопроводе и запорный вентиль 126 на обратном трубопроводе.
Трубопроводы 106 и 107 связывают системы холодного и горячего водоснабжения с атмосферой, поэтому избыточное давление в этих системах отсутствует.
⇐Тормоза и безопасность движения | Проводник пассажирских вагонов | Водоснабжение санитарных узлов⇒