Для снижения наружного шума выпуска газов дизеля тепловоз оборудован глушителем (рис. 173). Глушитель.установлен на крыше тепловоза и соединен с фланцами газовых турбин дизеля патрубками с компенсаторами. Часть глушителя, находящаяся в тепловозе, покрыта снаружи теплоизоляционным материалом и защищена ограждением 5, что снижает теплоотдачу в дизельное помещение и обеспечивает противопожарную безопасность. Глушитель представляет собой сварную конструкцию, состоящую из расширительных 1, 10 и резонансных 7 и 13 камер. Эти камеры образуются перегородками, вваренными внутри корпуса глушителя. В резонансной камере 7 в определенном порядке установлены девять горизонтально расположенных труб 6 с отверстиями в стенках, что дает возможность снижать определенные частоты шума. В резонансную камеру 13 вварены две трубы с отверстиями в стенках, к которым подводятся выпускные газы.
Рис. 173. Глушитель выпуска газов:
1, 10 — расширительные камеры; 2 — корпус глушителя; 3 — ограждение; ‘1 — термоизоляция; сливной патрубок; в — труба с отверстиями; 7, 13 — резонансные камеры; 8 — угольник; -°, 11 — перегородки; 12 — труба;
Для слива несгоревшей смеси попадающей вместе с выпускными газами, глушитель оборудован сливным патрубком 5, закрытым глухой гайкой. Периодически при неработающем дизеле необходимо сливать масло в подставленную емкость. Большое количество масла в глушителе указывает на ненормальную работу дизеля.
При большом слое нагара глушитель необходимо снять с тепловоза и очистить от нагароотложений. От нагароотложений глушитель очищают в таком порядке: устанавливают глушитель на две подставки, чтобы обшивка его не касалась пола; очищают трубы глушителя и его камеры от нагароотложений через входное и выходное отверстие металлическими щетками или скребками; устанавливают заглушку на сливной патрубок и выходные отверстия, после чего заполняют глушитель приготовленным в ванне горячим раствором, очищающим от нагара. Затем в течение 3 ч глушитель оставляют с раствором следующего состава: жидкое стекло — 1 %; кальцинированная сода — 1; мыло — 1; хромпик — 0,1; вода — 96,9%. При промывке глушителя раствор должен быть нагрет до 90-100° С. После этого выливают раствор из глушителя, сняв все заглушки и наклоняя его набок и заднюю стенку; очищают скребками и щетками трубы н камеры глушителя; промывают внутреннюю полость глушителя водой под давленим до удаления из камер осадка нагара, наклоняя глушитель набок и заднюю стенку; сливают воду из глушителя, остаток удаляют продувкой воздухом и устанавливают глушитель на тепловоз.
Компенсатор глушителя. Компенсатор (рис. 174) сальникового типа. На трубу 6 равномерно по окружности ставят уплотнения 9, которые сжимают фланцами 7 и 8. Уплотнение изготавливают из ас -бестового шнура сечением 13 X 13 мм в виде колец, точно подогнанных по размеру трубы 6" с разделкой концов под углом 30°. Стык смежных колец смещается на 180°, При сборке болты по фланцам необходимо затягивать равномерно по окружности фланцев 7 и 8, причем первоначальный зазор между фланцами должен составлять не более 12 мм. Компенсатор подсоединяется к глушителю фланцем 3 и крепится с помощью специальных болтов 5 из высоколегированной стали и втулок 4. Между фланцами 1 п 3 устанавливается асбостальная прокладка 2.
Рис. 174. Компенсатор глушителя:
В эксплуатации в случае пропуска газа через уплотнение неоо-ходимо подтянуть болтовые соединения фланцев, при этом необходимо учитывать, что чрезмерная затяжка ухудшает компенсирующую способность компенсатора. Критерием величины затяжки должно служить устранение пропуска газов. Такая дозатяжка может производиться несколько раз в период службы уплотнения. Минимальный зазор между фланцами допускается 3 мм. При обильном пропуске газов разрешается установка третьего кольца уплотнения, при этом зазор между фланцами не должен превышать 16 мм.
После того как весь зазор (12 мм) будет использован (до 3 мм) или после того как уплотнение потеряет эластичность, его заменяют. Уплотнение можно заменять без снятия компенсатора (при неработающем дизеле). Для этого разбирают болтовые соединения 11 и сдвигают фланец 8 в сторону. В случае замены и подтяжки уплотнения зазор между фланцами по окружности должен быть равномерным. В период приработки деталей поршневой группы дизеля (первые 10-15 тыс. км пробега) имеет попадание масла в выпускную систему, что может вызвать спекание уплотнений. В этом случае уплотнения заменяют.
Отопительно-вентиляционная установка | Тепловоз 2М62 | Противопожарная установка