Электрическое оборудование установлено на тепловозе для передачи мощности от дизеля к колесным парам, регулирования тяговой мощности, привода различных механизмов тепловоза, а также дистанционного управления устройствами тепловоза. Электрооборудование тепловоза включает в себя разнообразные изделия современной электротехники; электрические машины, бесконтактные электромагнитные устройства, полупроводниковые выпрямители, контакторы, релейную контрольно-измерительную и прочую аппаратуру в блочном или индивидуальном исполнении. „
Бурно развивающаяся электротехника предлагает транспортной промышленности более рациональные решения инженерно-технических задач, способствуя таким образом повышению надежности конструкций. Особенно широкие перспективы применения имеют полупроводники. Поэтому насыщенность тепловоза М62 современным электрооборудованием в значительной мере определяет степень его принципиальных преимуществ перед тепловозами прежних серий. В основном электрическая аппаратура тепловоза расположена в специальной камере (рис. 62). Работа электрооборудования объясняется и иллюстрируется принципиальными электрическими схемами, содержащими в виде соответствующих обозначений элементы электромонтажа.
В электрическую передачу тяговой мощности тепловоза М62 (рис. 63) входят приводимый дизелем тяговый генераторТ постоянного тока и питаемые им тяговые электродвигатели 1-6, соединенные параллельно, с дополнительным оборудованием. Тяговый генератор типа ГП-312 с независимым возбуждением и тяговые электродвигатели типа ЭД-118А с последовательным возбуждением предоставляют достаточные возможности для ручного и автоматического регулирования тяги тепловоза. При этом используются естественные свойства электрических машин постоянного тока, в частности широкая зависимость выходных параметров (мощность, напряжение) генератора от электромагнитного поля, создаваемого независимой обмоткой возбуждения, и благоприятные для регулирования характеристики электродвигателей последовательного возбуждения. При возрастании скорости V движения локомотива тяга электродвигателей уменьшается, а при уменьшении увеличивается. Это свойство электрических машин постоянного тока позволяет поддерживать тяговую мощность на уровне заданной и неизменной величины vF — const независимо от тока, потребляемого тяговыми двигателями, т. е. при любом, практически возможном профиле пути. В свою очередь это позволяет с максимальной эффективностью использовать дизельные источники тяговой энергии, т. е. эксплуатировать их в номинальных режимах с наивыгоднейшими технико-экономическими показателями.
Постоянство тяговой мощности для генератора можно выразить через его параметры в виде IU = Р, где Р-заданный уровень мощности, I — сила тока, U — напряжение на выводах генератора. Это выполнимо, если специальная система в зависимости от потребляемого тяговыми двигателями тока будет воздействовать на напряжение генератора, заставляя его работать по гиперболической характеристике. Роль такой системы выполняет система автоматического регулирования возбуждения тягового генератора.
Структурная схема автоматического регулирования возбуждения. Схема (рис. 64) учитывает функциональное назначение элементов и активные связи между ними. Синхронный подвозбудитель СПВ, приводимый дизелем, вырабатывает напряжение переменной частоты, пропорциональной частоте вращения вала дизеля, и посылает по связи 3 напряжение сигнальной частоты в тахометрический блок ТБ. Тахометрический блок преобразует частоту в пропорциональный токовый сигнал (ток задания) и передает его по связи 7 в амплистат.
Трансформаторы ТПТ и ТПН вырабатывают токовые сигналы, пропорциональные соответственно тяговым току и напряжению, и посылают их по обратным связям 1 и 2 в селективный узел СУ. В селективном узле происходит сравнение сигналов обратной связи и выделение тока управления. Ток задания и ток управления, поступающие по связи 4 в амплистат А, определяют токи, поступающие по связям 5 и 8 в обмотки возбуждения возбудителя и тягового генератора.
Такая схема регулирования определяет вспомогательную (селективную) характеристику генератора. Для получения необходимой гиперболической характеристики -дополнительную коррекцию в амп-листат вносит индуктивный датчик ИД по связи 6. Стабилизирующее действие на систему оказывают сигналы от возбудителя В в амплис-тат по связям 9 и 10 через стабилизирующий трансформатор СТ.
Масляная система тепловоза | Тепловоз 2М62 | Узлы и элементы системы автоматического регулирования возбуждения