Отметки о горении сигнальных огней локомотивного светофора располагаются на верхнем поле скоростемерной ленты. При включении ЭПК-150 катушка электромагнита ЭЭ возбуждается и перемещает связанный с ней писец вертикально вниз на 2-2,8 мм. На такую же величину перемещается и писец электромагнита желтого или красножелтого огня в зависимости от того, какой огонь на локомотивном светофоре. Смещение вниз горизонтальной линии на ленте указывает на включение автостопа или определенного огня локомотивного светофора. При зеленом огне все электромагниты выключены (кроме ЭЭ).
Зная расположение писцов, можно легко установить, какими были показания светофоров в тот или иной момент поездки. Делается это визуально с помощью специального шаблона; при необходимости можно использовать номограммы участков обращения с нанесенными на них координатами расположения путевых светофоров, входных и выходных стрелок станций.
На сбой в работе устройств АЛСН указывает отметка на ленте о горении белого огня после зеленого, желтого или красно-желтого огней. При этом на линии ЭЭ при проверках бдительности машиниста, происходящих через каждые 30-40 с, прочерчиваются вертикальные черточки высотой 2-2,8 мм. Несложно определить и внезапное появление на локомотивном светофоре красно-желтого или красного огней после зеленого огня. При этом машинисту разрешается кратковременно выключать ЭПК. Последовательное изменение огней (зеленого на желтый, желтого на красно-желтый и т. п.) считается сбоем в работе АЛСН, если оно происходит на меньшем расстоянии, чем расстояние между путевыми светофорами.
Места в записи, свидетельствующие о появлении сбоя АЛСН или перекрытии путевого светофора, отмечаются машинистом после поездки на оборотной стороне ленты.
На лентах, которые сняты с локомотивов, оборудованных устройствами контроля бдительности с предварительной световой сигнализацией, можно встретить отметки о непродолжительном отключении ЭПК. Это говорит о том, что нажатие на рукоятку бдительности происходило не по световому сигналу, а по свистку ЭПК.
При расшифровке скоростемерной ленты можно установить и другие факторы, характеризующие работу АЛСН и правильность пользования ее устройствами: скорость, с которой включается проверка бдительности (с 0,5 или 10 км/ч), включение автостопа ключом или разобщительным краном, срабатывание ЭПК или прерывание его действия, нажатие кнопки ВК для переключения красного огня локомотивного светофора на белый, пользование переключателем ДЗ и др.
По ленте хорошо контролируется работа всех узлов скоростемера, характерными неисправностями которого являются: вибрация стрелок скорости, неправильная запись давления в тормозной магистрали, регулировка контактно-регистрирующего устройства, неправильная регулировка лентопротяжного механизма, отсутствие записи заднего хода, часовых наколов, заедание писца времени.
Установка незаточенных писцов, с тугими пружинами, особенно в писце времени, приводит к разрывам ленты.
После рейса машинист должен внимательно просмотреть записи на скоростемерной ленте и в случае обнаружения каких-либо отклонений от установленных требований сделать соответствующие отметки на ее оборотной стороне и в журнале технического состояния локомотива.
⇐Особенности записей на скоростемерных лентах | Локомотивные приборы безопасности и контроль за их работой | Расшифровка лент при эксплуатации Л-132, УКБМ, ИБМ⇒