Индикатор бодрствования машиниста (ИБМ) осуществляет непрерывный контроль уровня бдительности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи (ЭСК). ИБМ может работать как самостоятельно, так и совместно с другими устройствами безопасности (Л-132, УКБМ, Л-143, Л-168).
При включении ИБМ типа Л-164 схема обеспечивает непрерывный контроль за уровнем бодрствования машиниста при всех огнях локомотивного светофора. Когда срабатывает индикатор Л-164, разбирается цепь питания ЭПК и раздается свисток. Если машинист не нажмет в течение 6-7 с верхнюю рукоятку бдительности, произойдет экстренное торможение. Если после нажатия на верхнюю РБ у машиниста не восстановится требуемый уровень бодрствования, индикатор через 3-5 с снова разберет цепь питания ЭПК, и машинист будет вынужден вновь нажать верхнюю РБ. ИБМ не отменяет однократные проверки бдительности машиниста при любой смене огней на локомотивном светофоре, кроме смены на зеленый.
В комплект ИБМ на локомотиве входят:
сам индикатор бодрствования машиниста с проводной связью типа Л-164; два датчика типа Л-167, два реле типа МКУ-48, датчик давления тормозных цилиндров (ДЦТЦ) в качестве которого используется сигнализатор отпуска тормозов № 352А; тумблер включения ИБМ, сигнальная лампа (не устанавливается при совместной работе с УКБМ или блоком Л-143).
Принцип действия ИБМ основан на эффекте изменения двух составляющих ЭСК. При снижении уровня бодрствования человека (развитии дремотного состояния) медленная (тоническая) составляющая увеличивается, а специфические колебания быстрой (фазической) составляющей затухают. Причем кроме снижения амплитуды колебаний, возрастает временной интервал между двумя соседними колебаниями.
Индикатор Л-164 позволяет непрерывно контролировать изменения амплитуды и межимпульсного интервала физической составляющей ЭСК, тем самым фиксируя развитие у машиниста пред-дремотного состояния.
Съем информации осуществляется с помощью датчиков Л-167, представляющих собой два кольца, одеваемых на пальцы любой руки. Вследствие значительных индивидуальных различий в уровне ЭСК (20 кОм-2 МОм) требуется иметь в усилителе блока Л-164 систему автоматического поддерживания напряжения на датчиках (1 В) и на выходе блока. С помощью полосового фильтра из получаемого сигнала выделяется фазическэя составляющая ЭСК, колебания которой составляют не менее 1 % общего уровня ЭСК.
Анализ измеряемых межимпульсных колебаний выполняет логическая часть блока с набором четырех счетчиков. Если в процессе счета сигнал фазической составляющей пропадает (становится ниже разрешающей способности прибора), что свидетельствует о развитии у машиниста дремотного состояния), то через 60 с после прихода последнего импульса счетчики воздействуют на промежуточный блок, который разрывает цепь клапана автостопа ЭПК. В ответ на подаваемый предупредительный сигнал машинист обязан нажать верхнюю РБ. При этом происходит кратковременный [ (4± 1 ) с] ’’сброс” счетчиков и замыкание цепи ЭПК. Если в течение этого времени счетчиками не будет зафиксировано появление импульса фазической составляющей как реакции на предупредительный сигнал, вновь разрывается цепь ЭПК. Тем самым исключается возможность восстановления схемы при рефлекторном нажатии на РБ.
При приемке локомотива машинист включает ИБМ тумблером ”Вкл. ИБМ". В этот момент загорается сигнальная лампа ИБМ и раздается свисток ЭПК. После кратковременного нажатия верхней РБ сигнальная лампа гаснет, а свисток ЭПК прекращается. Через 55-60 с свисток и световой сигнал повторяются. Нажатием верхней РБ эти сигналы можно прекратить на 4-5 с, а затем возобновляются. Так происходит до тех пор, пока машинист не вставит разъем датчиков, одетых на пальцы руки, в гнездо, связанное с блоком ИБМ. Если после этого в течение 1,5-2 мин световой сигнал и свисток ЭПК отсутствуют, значит ИБМ исправен. Датчики имеют два типоразмера и выдаются индивидуально каждому машинисту.
В пути следования при периодических проверках бдительности, когда на локомотивном светофоре горят красный, красно-желтый, белый (переключатель ДЗ в положении ”АЛСН”) белый с красно-желтым огни, а- также при однократных проверках бдительности при смене показаний локомотивного светофора машинист нажимает нижнюю РБ. При зеленом, желтом, белом (переключатель ДЗ в положении "Без АЛСН" и нажата кнопка BIC) огнях периодическая проверка бдительности не производится. При развитии у машиниста дре мотного состояния включается сигнализация ИБМ. В этом случае машинист должен нажать верхнюю РБ.
Если в пути следования ИБМ вышел со строя (не прекращаются свистки ЭПК при нажатии на РБ, повторяющиеся срабатывания ИБМ с периодичностью 4-5 с более 8-10 раз подряд), машинист выключает его тумблером, вынимает разъем датчиков из гнезда и снимает кольца с пальцев руки. В дальнейшем проверки бдительности будут происходить обычным порядком, определенным другими имеющимися устройствами АЛСН (УКБМ, Л-143, Л-132). При этом дополнительно появляются (как при УКБМ) проверки бдительности при зеленом и желтом огнях светофора с периодичностью 60-90 с, требующие нажатия нижней РБ.
Схемой ИБМ предусмотрено прекращение периодической и однократной проверок бдительности на стоянке и при скорости менее 10 км/ч, если давление в тормозных цилиндрах не ниже 2 кгс/см2.
⇐Устройства предотвращения самопроизвольного скатывания поезда | Локомотивные приборы безопасности и контроль за их работой | Унифицированная система автоматического управления торможением поездов (САУТ-У)⇒