Рамы тележек тепловозов
Тележки конструктивно различаются в зависимости от передачи тепловоза, по числу колесных пар (двухосные, трехосные, четырехосные), способа передачи вращающего момента от тягового двигателя на колесные пары, от способа передачи нагрузки от кузова.
Рама челюстной тележки. Рама челюстной тележки (рис. 55) имеет две боковины 8, две межрамные поперечные балки 1, две концевые балки 3, продольную шкворневую балку 2.
Рис. 55. Рама тележки тепловоза М62:
1 — поперечные балки; 2 — шкворневая балка; 3 — концевые балки; 4 — верхний лист; 5 — буксовые струнки; 6 — буксовые челюсти; 7 — наличники; 8 — боковины; 9,11 — кронштейны; 10 — опоры для пружин рессорного подвешивания; 12 — цилиндрическое гнездо (пята)
Боковины рам и поперечные балки имеют коробчатые сечения и выполнены из листовой стали.
Соединения боковин и поперечных балок усиливаются накладкой верхнего листа 4, а в местах соединения балок развиты для возможности установки боковых опор.
Для шкворня главной рамы посередине шкворневой балки расположено цилиндрическое гнездо (пята) 12. В гнезде корневой балки вставлена цилиндрическая втулка.
К боковинам рамы тележки приварены литые буксовые челюсти 6 с наличниками 7 из стали 60Г.
К поперечным балкам приварены и прикреплены болтами кронштейны 9,11.
Кронштейн 11 имеет опоры с двух сторон под тяговые двигатели, кронштейн 9 имеет опору с одной стороны.
Для пружины рессорного подвешивания по буксам рамы тележки имеются выступающие опоры 10.
Буксовые емкости снизу стянуты под буксовыми струнками 5.
По концам струнка имеет охватывающие выступы, которые прижаты к челюсти по краям.
Для натяга струнки, между стрункой и челюстью имеется зазор. В зазор вставляют прокладку и зажимают ее между челюстью и стрункой болтами, головки которых приваривают к челюсти для предотвращения проворачивания болтов при завертывании гаек.
Три колесные пары с буксами установлены в челюсти рамы тележки. Челюсти внизу для усиления связаны струнками. Все колесные пары у тележек этого типа имеют осевой разбег относительно рамы тележки.
Масса кузова передается на тележку через четыре опоры. Опоры, расположенные на раме тележки симметрично относительно шкворня, используются для ограничения колебаний кузова и тележек в горизонтальной плоскости. Поэтому опоры магистральных тепловозов имеют роликовые возвращающие устройства, а тележки маневровых тепловозов имеют скользящие опоры трения.
Тяговые электродвигатели одной стороной через моторно-осевые подшипники опираются на ось колесной пары, а с другой стороны через пружинную подвеску на раму тележки.
Для передачи вертикальной нагрузки на колесные пары на тележке установлено одноступенчатое сбалансированное рессорное подвешивание.
На тележке установлено тормозное оборудование, которое состоит из двух тормозных цилиндров, рычажной передачи и тормозных колодок.
Рама трехосной бесчелюстной тележки. Рама трехосной бесчелюстной тележки тепловоза 2ТЭ10М, 2ТЭ116 (рис. 56) имеет сварную стальную конструкцию. Две боковины 7 и 14 и междурамные крепления (поперечные балки) 9,10,12, передние концевые крепления (концевые балки) б и шкворневая балка 11 образуют основу рамы.
Боковина в поперечном сечении имеет замкнутый профиль коробчатого сечения. Она сварена из вертикальных и горизонтальных листов из стали СтЗ или М16С. Толщина боковых вертикальных листов — 10 мм, верхнего горизонтального — 14 мм и нижнего горизонтального — 22 мм.
Для опорно-возвращающего устройства сверху на боковины установлены платики опор 15, снизу приварены кронштейны литые и
Рис. 56. Рама тележки тепловоза 2ТЭ116:
1 — корпус фрикционного гасителя колебаний; 2 — кронштейны; тормозных цилиндров; 3 — кронштейны для опор тяговых электродвигателей; 4 — сварно-штампованые кронштейны; 5 — литые кронштейны; 6 — переднее концевое крепление; 7,14 — боковины; 8,10,12 — поперечные балки; 9 — полые вставки; 11 — шкворневая балка; 13- проставочные листы; 15 — платики опор сварно-штампованные с трапециевидными пазами для крепления буксовых поводков и установки опор для пружин.
Снаружи к вертикальным листам боковин приварены вместе с подкладками корпуса фрикционных гасителей колебаний и кронштейны для тормозных цилиндров. В боковинах около удлиненных кронштейнов буксовых поводков имеются сквозные овальные отверстия, отверстия усиленные полыми вставками 9 для прохода горизонтальных рычагов передачи тормоза.
Для придания большей жесткости внутри боковин установлены диафрагмы, приваренные к листам в местах примыкания поперечных балок междурамного крепления.
Поперечные балки 8, 10, 12 сварной конструкции коробчатой формы выполнены из стальных листов толщиной 14 мм. Вертикальными ребрами поперечные балки приварены к внутренним частям боковых листов и к специальным выступам нижних листов боковин. Сверху приварены приставочные листы, связывающие поперечные балки с верхними листами боковин, образуя замкнутое сварное меж-дурамное крепление.
Для опор тяговых электродвигателей, к нижним листам поперечных балок приварены литые кронштейны 3.
На средние поперечные балки сверху строго по продольной оси рамы опирается продольная литая шкворневая балка, приваренная с помощью электросварки к верхним вертикальным листам поперечных балок. Сварочный шов укреплен наклепом.
В средней части шкворневая балка имеет массивное шкворневое гнездо и развитые горизонтальные полки по концам для повышения жесткости ее крепления, так как через эту балку и шкворень передается сила тяги на главную раму тепловоза.
В шкворневом гнезде монтируется подвижное в поперечном направлении шкворневое устройство, а в боковых стенках гнезда выполнены отверстия для пружинных комплектов упругих упоров шкворневого устройства.
Передняя концевая балка сварная, коробчатого сечения изогнута для удобства демонтажа фрикционного аппарата автосцепки. Концевая поперечная балка в связи с рядным расположением тяговых двигателей усилена. На эту балку передается часть массы тягового электродвигателя и реактивные усилия, которые развивается тяговым электродвигателем при передаче тягового момента.
Рама тележки электровоза
Рама тележки связывает элементы всех узлов и предназначена для распределения и передачи весовых нагрузок от кузова на колесные пары и восприятия от колесных пар и передачу на кузов тяговых и тормозных сил, сил инерции, которые возникают в вертикальном и горизонтальном, продольном и поперечном направлениях от неровностей пути при движении электровоза.
Рама двухосной тележки электровоза ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11, ВЛ80К,
ВЛ80Т, ВЛ80С, ВЛ80Р (рис. 57) представляет собой цельносварную конструкцию прямоугольной формы и состоит из двух боковин 1 и
3, связанных между собой шкворневым 10 и двумя концевыми 2 брусьями.
Боковины и концевые брусья имеют коробчатое сечение и выполнены из листов прокатной стали М16С. К нижнему листу боковины приварены малые 14 и большие 13 буксовые кронштейны, отлитые из стали 20Л. К верхнему листу для усиления рамы приварены накладки
4. К накладкам крепят сварные наличники под скользуны боковых опор кузова. К накладке и наружной стороне боковины приварены кронштейны 5 люлечного подвешивания. С внутренней стороны бо-
Рис. 57. Сварная унифицированная рама двухосной тележки восьмиосных электровозов:
1,3 — боковины; 2 — концевой брус; 4 — накладка; 5 — кронштейн люлечного подвешивания; 6, 11 — кронштейны рычагов ручного тормоза; 7 — кронштейны крепления тормозных цилиндров; 8 — кронштейны под гидравлические гасители; 9 — проушина шаровой связи для подвешивания тягового электродвигателя; 10 — шкворневый брус; 12 — кронштейн для подвески тормозной системы; 13 — большой буксовый кронштейн; 14 — малый буксовый кронштейн; 15 — кронштейн для подвески тормозной системы. 16 — брус шаровой связи ковины приварены кронштейны 12 подвесок тормозной системы, а с наружной кронштейны 8 под гидравлические гасители колебаний. На концевых брусьях приварены кроншт ейны 15 для подвесок тормозной системы и накладка под ролик противоразгрузочного устройства.
Шкворневой брус 10 коробчатого сечения с усиливающими ребрами состоит из собственно шкворневого бруса, который отлит из стали 12ГТЛ-1 и бруса шаровой связи 16 отлитого из той же стали и приваренного в нижней части шкворневого бруса.
В средней части шкворневого бруса расположено овальное с коническим переходом по высоте углубление, через которое проходит шкворень. К шкворневому брусу с двух сторон приварены кронштейны для подвески рычагов ручного тормоза. На нижней стороне шкворневого бруса имеются площадки, к которым привариваются кронштейны под крепление тормозных цилиндров. В брусе шаровой связи имеются проушины для подвешивания тяговых электродвигателей. Во внутренней полости бруса размещены детали шаровой связи.
Рамы всех грузовых восьмиосных и двенадцатиосных электровозов (ВЛ15, ВЛ85 (см.рис. 57), ВЛ86Ф) унифицированы.
Рамы тележек электропоездов
Рама тележки моторного вагона электропоезда ЭР2 штампосварной конструкции имеет в плане Н-образную форму (рис. 58). Рама состоит из двух продольных балок 11, двух поперечных балок 6 и четырех литых концевых балок 10.
Продольная балка 11 сварена из двух штампованных швеллеров толщиной стенки 12 мм и усилена в средней части сверху и снизу стальными накладками 4 и 13. К продольным балкам приварены кронштейны /, 12,16,18, предназначенные для крепления тормозных цилиндров, деталей и узлов рычажно-тормозной передачи, центрального подвешивания, гидравлических и фрикционных гасителей, а также литые буксовые направляющие (челюсти), на которых смонтированы съемные наличники из антифрикционного чугуна, обладающего наименьшей склонностью к заеданию и высоким сопротивлением износу.
В средней части против мест приварки поперечных балок вварены стальные литые гильзы, сквозь которые пропускают подвески центрального подвешивания. Концы продольных балок закрыты приваренными к ним стальными литыми концевыми балками, к которым крепят кронштейны для подвески тормозных башмаков.
Рис. 58. Рама тележки моторного вагона электропоезда ЭР2:
1 — кронштейн оси горизонтального тормозного рычага; 2- наличник буксовый направляющий; 3,8 — буксовые направляющие; 4 — нижняя усиливающая накладка; 5 — распорка; 6 — поперечная балка; 7- плита тормозного цилиндра; 9 — кронштейн подвески тормозной траверсы; 10- концевая балка; 11- продольная балка; 12- кронштейн наклонного тормозного рычага; 13 — верхняя усиливающая накладка; 14 — основание фрикционного гасителя колебаний; 15 — стальная гильза; 16 — кронштейн подвески редуктора; 17 — кронштейн поводкового резинометаллического гасителя; 18 — кронштейн гидравлического гасителя
Поперечная балка 6 сварена из двух штампованных элементов толщиной 10 мм, имеющих сложную конфигурацию, обусловленную тем, что к этой балке крепят тяговый двигатель и подвешивают редуктор. Для крепления двигателя в нижней части балки приварены литые опоры, а сверху — упоры для клиньев, которыми притягивают при ливы двигателя. С правой стороны от опор двигателя к поперечной балке приварен стальной литой кронштейн, предназначенный для подвески редуктора. Между поперечными балками 6 внизу установлены распорки 5, способствующие созданию большей жесткости. Соединение поперечных балок с продольными выполнено сваркой, места соединения усилены верхними и нижними накладками из стального листа толщиной 12 мм.
Рама тележки моторного вагона электропоезда ЭР2Р (рис. 59) в основном аналогична раме тележки моторного вагона электропоезда ЭР2. Она состоит также из двух продольных и двух поперечных балок, все соединения которых выполнены сваркой. Продольные
Рис. 59. Рама тележки моторного вагона электропоезда ЭР2Р:
1 — продольная балка; 2 — опора тягового двигателя; 3,4 — кронштейны для крепления буксовых поводков; 5 — продольная балка; 6, 16, 17 — кронштейны подвески деталей рычажно — тормозной передачи; 2 — плита тормозного цилиндра; 3 — кронштейны гидравлического гасителя; 4 — отверстие подвески центрального подвешивания; 5 — кронштейн поводкового гасителя; б — концевая балка; 7 — кронштейн подвески редуктора; 8 — поперечная балка; 9 — распорка; 10 — кронштейн балки рамы имеют переменное сечение с плавным переходом от толстой средней части к более тонким концевым частям. Буксовые направляющие отсутствуют, но вместо них приварены стальные литые кронштейны для крепления поводков букс 3,4. К продольным балкам приварены концевые балки и кронштейны для крепления деталей рычажно-тормозной передачи и гасителей колебаний.
Поперечные балки рамы тележки электропоезда ЭР2Р такие же, как и у рамы тележки электропоезда ЭР2. Толщина стенок продольных и поперечных балок, накладок, усиливающих стыки, такая же, как и у рамы электропоезда ЭР2.
Рама тележки прицепного вагона электропоезда ЭР2 штампосварной конструкции состоит из двух продольных и двух поперечных балок и имеет в плане Н-образную форму. Продольные балки сварены из двух швеллеров и усилены сверху и снизу накладками из листовой стали толщиной 14 мм.
По концам продольных балок к нижним плоскостям приварены фланцы, к которым болтами крепят шпинтоны надбуксового рессорного подвешивания.
В средней части продольной балки сделаны отверстия для подвесок центрального подвешивания и сверху под валики подвесок установлены усиливающие накладки. К торцовой части продольных балок приварены концевые балки, к которым крепят кронштейны для подвески тормозных башмаков. К продольным балкам также приварены кронштейны для установки гидравлических и поводковых гасителей. Поперечные балки имеют коробчатое сечение и сварены из листовой стали. Толщина вертикальных элементов 8 мм, горизонтальных — 10 мм. Соединение поперечных балок с продольными выполнено при помощи сварки, места соединения усилены накладками. К поперечным балкам приварены боковые скользуны центрального подвешивания, а к продольным балкам рам тележек головных вагонов со стороны кабины машиниста прикреплены горизонтальные брусья для подвешивания на угольниках и косынках приемных катушек локомотивной сигнализации.
Рама тележки прицепного вагона электропоезда ЭР2Р по конструкции не отличается от рамы тележки прицепного вагона электропоезда ЭР2.
Рама тележки дизель-поезда
Продольные балки рам 6 (рис. 60) соединены между собой двумя поперечными балками 9. К балкам рам приварены кронштейн 4 для крепления буксовых поводков со страховочными элементами, крон-иггейны-опоры 5 для соединения буксы с рамой, кольца-гнезда 7 для размещения металлокерамических скользунов, кронштейны 2 и 5 для установки элементов дискового тормоза и кронштейн 7 для установки элементов ручного тормоза. К поперечной балке моторной рамы, кроме того, приварены кронштейны 10 для крепления реактивной штанги подвески редуктора. Между поперечными балками в центральной части каждой рамы имеется устройство 8, предназначенное для размещения шкворневого узла тележки.
Рис. 60. Рама моторной тележки дизель-поезда ДР1:
1, 2, 3, 4,10 — кронштейны; 5 — кронштейн-опора; б — балка продольная; 7 — кольцо; 8 — устройство шкворневое; 9 — балка поперечная
⇐Тележки. Назначение и условия работы | Конструкция тягового подвижного состава | Колесные пары. Назначение и классификация⇒