6.1. Маневровыми светофорами подаются сигналы: один лунно-белый огонь — «Разрешается производить маневры» (рис. 6.1);
один синий огонь — «Запрещается производить маневры» (рис. 6.2).
Разрешение производить маневры может подаваться выходными и маршрутными светофорами одним лунно-белым огнем при погашенном красном огне. Проезд красных огней выходных и маршрутных светофоров в районе маневров может также разрешаться лунно-белым огнем групповых маневровых светофоров.
На станциях однопутных линий, а также двухпутных, оборудованных автоматической блокировкой для двустороннего движения, на маневровом светофоре, расположенном на мачте входного светофора со стороны станции, может применяться сигнал один лунно-белый огонь — «Разрешается выход маневрирующего состава за границу станции».
Групповым маневровым светофором, разрешающим маневры в определенном районе станции, подаются сигналы в одну или обе стороны.
На маневровых светофорах в необходимых случаях с разрешения начальника железной дороги вместо синих могут применяться красные огни.
Для передачи сигналов при производстве маневров толчками на сортировочных вытяжных путях разрешается применение светофорной сигнализации в соответствии с порядком, установленным МПС России.
На станциях с электрической централизацией стрелок и сигналов на маневровых светофорах в необходимых случаях может применяться сигнал два лунно-белых огня — «Разрешается производить маневры; путь, огражденный этим светофором, свободен».
Для указания номера пути, с которого разрешено движение поезду, на групповых выходных и маршрутных светофорах устанавливаются маршрутные световые указатели зеленого цвета (рис. 5.1, б).
Эти указатели могут использоваться и для указания номера пути, с которого разрешено движение маневрового состава при наличии на выходном или маршрутном светофоре лунно-белого огня.
Стрелочные указатели
5.2. Освещаемые стрелочные указатели одиночных стрелок в обе стороны показывают:
стрелка установлена по прямому пути — днем белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью — молочно-белый огонь (рис. 5.2, а);
стрелка установлена на боковой путь — днем широкая сторона указателя; ночью — желтый огонь
(рис. 5.2, б).
5.3. Положение перекрестных стрелок обозначается двумя обычными стрелочными указателями, которые показывают, что стрелки установлены:
¦
по прямому пути — днем на обоих указателях белые прямоугольники узкой стороны указателей; ночью — молочно-белые огни (рис. 5.3, а);
Рис. 5.3, а
с пересечением прямого пути — днем на обоих указателях широкие стороны указателей; ночью — желтые огни (рис. 5.3, б);
с прямого на боковой путь — днем на ближнем указателе видна широкая сторона указателя; ночью — желтый огонь, а на дальнем — днем виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью — молочно-белый огонь (рис. 5.3, в);
Рис. 5.3, в
с бокового на прямой путь — днем на ближнем указателе виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью — молочно-белый огонь, а на дальнем — днем видна широкая сторона указателя; ночью — желтый огонь (рис. 5.3, г).
5.4. Неосвещаемые стрелочные указатели показывают:
стрелка установлена по прямому пути — стреловидный указатель направлен ребром вдоль пути
(рис. 5.4, а);
Рис. 5.4, а
стрелка установлена на боковой путь — стреловидный указатель направлен в сторону бокового пути (рис. 5.4, б).
Указатели устройств сбрасывания и путевого заграждения
5.5. указатели устройств сбрасывания и путевого заграждения показывают:
«Путь загражден» — днем виден белый круг с горизонтальной черной полосой; ночью — молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 5.5).
«Заграждение с пути снято» — днем виден белый круг или прямоугольник с вертикальной черной полосой; ночью — молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 5.6).
Места установки устройств сбрасывания (сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков или сбрасывающих стрелок) оборудуются указателями в тех случаях, когда эти устройства не включены в централизацию и не имеют контроля заграждающего положения.
Указатели путевого заграждения на упорах устанавливаются на правом конце бруса и дают сигналь-
Рис. 5.7
ное показание только в сторону пути (рис. 5.7). Эти указатели могут быть освещаемые и неосвещаемые, что определяется техническо-распорядительным актом станции.
В качестве сигнальных приборов путевого заграждения разрешается использовать типовые стрелочные фонари.
Указатели гидравлических колонок
5.6. Указатель гидравлической колонки — фонарь — показывает ночью красный огонь в обе стороны, если поворачивающаяся часть колонки установлена поперек пути; днем видна сама поворачи-
Рис. 5.8
вающаяся часть колонки, окрашенная в красный цвет,— сигнал «Стой!» (рис. 5.8).
Если поворачивающаяся часть колонки установлена вдоль пути, ночью виден в обе стороны прозрачно-белый огонь.
Указатели наличия неисправных вагонов в поездах
5.7. На участках железных дорог, где установлены средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда применяются сигнальные световые указатели, помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 5.9) или речевые информаторы.
При появлении на сигнальном указателе светящихся полос прозрачно-белого цвета, сигнализи-
Рис. 5.9
рующих о наличии неисправных вагонов в составе поезда, и получении указания по радиосвязи от дежурного по станции (поездного диспетчера) о возможности следования поезда на станцию или необходимости немедленной его остановки на перегоне машинист обязан соответственно:
принять меры к плавному снижению скорости до 20 км/ч и следовать с особой бдительностью, наблюдая за составом, на путь приема станции с остановкой независимо от показаний выходного сигнала;
остановить поезд служебным торможением на перегоне, сообщить об этом машинистам поездов, находящихся на перегоне, осмотреть неисправные нагоны и доложить дежурному по станции (поездному диспетчеру) о возможности следования с поездом на станцию или затребования к составу осмотрщиков вагонов.
Дежурный по станции (поездной диспетчер) при этом принимает дополнительные меры, обеспечивающие безопасный пропуск поездов: информирует машинистов поездов, следующих по смежным путям и при необходимости задерживает отправление поездов со станции.
Нормально сигнальные указатели не освещаются и сигнального значения не имеют.
Указатели границы блок-участков
5.8. На участках железных дорог, где применяется автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи, на границах блок-участков устанавливаются сигнальные знаки со светоотражателями и цифровыми литерными табличками (рис. 5.10).
5.9. На электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход элек-троподвижного состава с поднятыми токоприемниками, применяются сигнальные световые указатели «Опустить токоприемник», помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 5.11).
При появлении на сигнальном указателе мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприемниками.
Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.
5.10. Постоянные сигнальные знаки «Газ» и «Нефть» (рис. 5.12, а, б) устанавливаются в местах пересечения железнодорожных путей с нефтегазо-продуктопроводами непосредственно на опорах контактной сети или отдельных столбах и указывают на необходимость следования к месту пересечения с повышенным вниманием (бдительностью).
Постоянные сигнальные знаки «Начало карстоопасного участка» и «Конец карстоопасного участка» (рис. 5.12, в, г) устанавливаются в местах прохождения железнодорожных путей в закарстованных зонах непосредственно на опорах контактной сети или отдельных
Рис. 5.13
столбах и указывают на проследование огражденного участка с повышенным вниманием (бдительностью).
5.11. Постоянные сигнальные знаки «Начало торможения» (рис. 5.13, а) и «Конец торможения» (рис.
5.13, 6) указывают машинисту локомотива места проверки действия автотормозов в пути следования.
Порядок расстановки таких сигнальных знаков определяется комиссионно и утверждается начальником железной дороги.
5.12. В случае применения сигнальных указателей «Опустить токоприемник» перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями «Внимание! Токораздел» (рис. 5.14, а).
Постоянный сигнальный знак «Поднять токоприемник» с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения (рис. 5.14,6).
Схема установки сигнальных указателей «Опустить токоприемник» и постоянных сигнальных знаков «Поднять токоприемник» и «Внимание! Токо-
Рис. 5.14
раздел» приведена на рис. 5.15. Размещение их не должно ухудшать видимость и восприятие постоянных сигналов.
При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака «Поднять токоприемник» должно быть не менее 250 м.
5.13. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак — чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 5.16, а).
Рис. 5.16,а
Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 5.16,6). На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути. Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.
5.14. Предельные столбики указывают место, далее которого на пути нельзя устанавливать подвижной
Рис. 5.16,6
состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения (рис. 5.17, а, б). Предельные столбики у главных и приемо-отправочных путей должны иметь отличительную окраску (см. рис. 5.17,6).
5.15. Знак «Граница станции» (рис. 5.18) указывает границу станции на двухпутных и многопутных участках. Надпись на знаке должна быть с обеих сторон.
5.16. Постоянные сигнальные знаки «Начало опасного места» (рис. 5.19, а) и «Конец опасного места» (рис. 5.19, б) с отражателями на них указывают границы участка, требующего проследования его поездами с уменьшенной скоростью. Сигнальный знак «Конец опасного места» помещается на обратной стороне знака «Начало опасного места».
5.17. Предупредительные сигнальные знаки: знак «С» — подача свистка — устанавливается перед тоннелями, мостами, железнодорожными переездами и т. п. (рис. 5.20);
«Остановка локомотива» (рис. 5.21) устанавливается в местах, определяемых комиссией, назначаемой начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — главным инженером железной дороги.
5.18. Предупредительные сигнальные знаки с отражателями устанавливаются на электрифицированных участках:
«Отключить ток» (рис. 5.22, а) — перед нейтральной вставкой;
«Включить ток на электровозе» (рис. 5.22,6);
«Включить ток на электропоезде» (рис. 5.22, в) — за нейтральной вставкой.
Схема установки этих знаков приведена на рис. 5.23.
Сигнальный знак «Конец контактной подвески» (рис. 5.24) устанавливается на контактной сети в местах, где оканчивается рабочая зона контактного провода.
5.19. Предупредительный сигнальный знак «Остановка первого вагона» (рис. 5.25) устанавливается на пассажирских платформах, где обращаются моторвагонные поезда.
Постоянные сигнальные знаки
5.20. В местах, не допускающих проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, производстве плановых ремонтных и строительных работ, когда при следовании поездов необходимо опускать токоприемники), устанавливаются временные сигнальные знаки с отражателями, которые показывают:
«Подготовиться к опусканию токоприемника» (рис. 5.26, й);
«Опустить токоприемник» (рис. 5.26, б);
«Поднять токоприемник» (рис. 5.26, в).
Схема установки этих знаков приведена на рис. 5.27.
Если на двухпутном участке ведутся плановые ремонтные путевые и строительные работы с пропуском поездов по одному из путей и укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, сигнальный знак «Опустить токоприемник» ус-
Рис. 5.27
танавливается на расстоянии не менее 100 м от ограждаемого участка. Остальные сигнальные знаки устанавливаются по указанной на рис. 5.27 схеме.
В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работник дистанции электроснабжения, обнаруживший эту неисправность, обязан отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающегося поезда ручной сигнал «Опустить токоприемник» (рис. 5.28):
днем — повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке;
ночью — повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.
Машинист обязан: подать оповестительный сигнал, при обесточенной электрической цепи опустить токоприемники и с особой бдительностью проследовать место повреждения, убедившись в исправности контактной сети, поднять токоприемники и продолжить движение.
Временные сигнальные знаки
5.21. На участках, где работают снегоочистители, устанавливаются временные сигнальные знаки:
«Поднять нож, закрыть крылья» — перед препятствием (рис. 5.29);
«Опустить нож, открыть крылья» — после препятствия (рис. 5.30).
На участках, где работают скоростные снегоочистители, перед знаками «Поднять нож, закрыть крылья» устанавливаются, кроме того, временные сигнальные знаки «Подготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев» (рис. 5.31).
Схемы установки знаков на участках, где работают снегоочистители, приведены на рис. 5.32, а где работают скоростные снегоочистители — на рис. 5.33.
Рис. 5.32
При двух близко расположенных препятствиях, когда между ними работа снегоочистителя невозможна, на шесте помещаются два знака один под другим (рис. 5.34).
5.22. Отражатели, устанавливаемые на сигнальных знаках, должны изготовляться из прозрачно-белого стекла, а на отдельных сигнальных знаках в соответствии с техническими требованиями, утвержденными МПС России, могут применятся отражатели из светоотражающего материала белого цвета.
В необходимых случаях в соответствии с указаниями МПС России некоторые сигнальные знаки могут быть световыми или освещаемыми.
Рис. 6.3
6.2. Горочными светофорами подаются сигналы (рис. 6.3):
один зеленый огонь — «Разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью»;
один желтый огонь — «Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью»;
один желтый и один зеленый огни — «Разрешается роспуск вагонов со скоростью, промежуточной между установленной и уменьшенной»;
один красный огонь — «Стой! Запрещается роспуск»;
буква «Н» белого цвета на световом указателе, горящая одновременно с красным огнем, — «Осадить вагоны с горки на пути парка приема или вытяжной путь».
Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках по одному зеленому огню, одному желтому и одному зеленому огням и одному желтому огшо
горочных светофоров устанавливается начальником железной дороги.
В тех случаях, когда видимость сигналов горочного светофора не обеспечивается, для информации машиниста о показании горочного светофора применяются повторительные светофоры или горочная автоматическая локомотивная сигнализация. Повторительные и локомотивные светофоры должны сигнализировать теми же огнями, что и основной горочный светофор. На повторительных светофорах, расположенных в середине путей парка приема, вместо красного огня может устанавливаться синий.
Для разрешения подачи составов до горочного светофора на путях парка приема, а также для сигнализации на подгорочных путях могут применяться маневровые светофоры.
6.3. При отсутствии маневровых светофоров проезд выходных и маршрутных светофоров с красным огнем при маневрах разрешается дежурным по
станции или по его указанию руководителем маневров лично, по радиосвязи, устройствам двусторонней парковой связи или по сигналу, подаваемому ручным сигнальным прибором.
6.4. При маневрах подаются ручные и звуковые сигналы:
«Разрешается локомотиву следовать управлением вперед» — днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью — ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 6.4) или одним длинным звуком;
«Разрешается локомотиву следовать управлением назад» — днем движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью — ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 6.5) или двумя длинными звуками;
«Тише» — днем медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага; ночью — ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 6.6) или двумя короткими звуками;
«Стой!» —днем движениями по кругу развернутого красного или желтого флага; ночью — ручного
Рис. 6.6
фонаря с любым огнем (рис. 6.7) или тремя короткими звуками.
Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.
6.5. Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива (моторвагонного состава), специального самоходного подвижного состава, подтверждающими принятие их к исполнению.
Задание сигналисту или дежурному стрелочного поста установить стрелку на тот или иной путь может подаваться звуками различной продолжительности (свистками локомотивов и свистками руководителей маневров) или другими средствами в зависи-
Рис. 6.7
мости от технического оснащения станции в соответствии с порядком, установленным техническо-распорядительным актом станции.
⇐Временные сигнальные знаки | Инструкция по сигнализации на железных дорогах российской федерации | Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц⇒