Устройство силовых механизмов

Механизм главного вала, которым обычно называют первый вал лебедки крана, получает движение непосредственно от силовой установки. На рис. 131 изображен главный вал парового крана ПК-6.

Вал 5 опирается на две опоры 2. На валу с помощью шпонок 4 неподвижно закреплены два цилиндрических зубчатых колеса 10 и 3. Первое имеет сцепление с зубчатым колесом паровой машиной, второе — передает движение следующему механизму. В средней части вала на двух скользящих шпонках 9 посажена двусторонняя кулачковая муфта 8, перемещающаяся посредством рычажной отводки и соединяющаяся с одной из конических колес 7. Эти зубчатые колеса имеют также кулачки и сидят на вайу свободно на бронзовых втулках, которые запрессованы в ступицы шестерен и закреплены от поворота винтами. В среднем положении между кулачками муфты и зубчатых колес имеются зазоры, благодаря чему это положение является нейтральным.

По обе стороны конических зубчатых колес с упором в буртики втулок на валу закреплены стальные разрезные резьбовые хомуты 6 — стопорные кольца. Наличие резьбы позволяет осуществлять требуемый продольный разбег колес и прочно фиксировать их положение на валу.

Конические зубчатые колеса главного вала постоянно сцеплены с горизонтальным колесом 12, напрессованным на удлиненную ступицу горизонтального цилиндрического зубчатого колеса 13, внутри которой поставлены бронзовые втулки 16. Зубчатые колеса 12 и 13 свободно вращаются на оси 14, тогда как сама ось посажена в расточки в верхнем и нижнем настилах верхней рамы и укреплена двумя стопорными планками.

Шайба 15, на которую опирается бронзовая втулка 16, предохраняет настил от износа и является монтажной для регулировки зацепления конических зубчатых колес.

Трущиеся поверхности смазываются от пресс-масленки 11 через засверленный в оси 14 центральный канал, а также от масленок 1.

Главный вал крана ПК-ЦУМЗ-15 (рис. 132) в отличие от рассмотренных валов является одновременно и кривошипным валом: на концы вала 10 насажены два диска кривошипа 1 с запрессованными в них пальцами 2, смещенными относительно друг друга на 90°. Между опорными подшипниками на валу сидят эксцентрики 3, повернутые относительно соответствующих им пальцев кривошипа на угол 50° в сторону запаздывания. Зубчатое колесо 4 посажено на валу на шпонке и предназначено для передачи движения другим механизмам. Посередине главного вала размещена реверсивная передача, состоящая из двух конических колес 6, сцепленных с колесом 11 вертикального вала передвижения, и двух дисковых фрикционных муфт 5. Корпус одной из муфт одновременно является тормозным диском, который обжимается колодочным тормозом 7. Муфта включается посредством кулачка 8 и отводки 9.

Механизм подъема груза — один из наиболее ответственных и сложных механизмов лебедки крана. В кранах, приспособленных для работы с грейфером, этот механизм тесно связан с механизмом подъема грейфера. На рис. 133 показан механизм подъема груза крана ПК-6. На оси 12 грузового барабана 11, лежащей в гнездах верхней рамы крана и укрепленной с обеих сторон врезными стопорными планками 4, свободно на бронзовых втулках сидит зубчатое колесо 1, грузовой барабан 11 и тормозной шкив 20.

Барабан отлит из чугуна, имеет форму пустотелого цилиндра с двумя ступицами в торцовых частях. На цилиндрической поверхности барабана сделаны две винтовые сходящиеся в середине желобчатые канавки для укладки каната. Концы канатов продеты в литые гнезда барабана и зажаты клиновыми планками 10 и 13, закрепленными винтами.

На концах барабана посажены тормозные шкивы, закрепленные шпильками. На зубчатом колесе и тормозном шкиве смонтированы две одинаковые ленточные муфты 2. Рычаги управления муфтами приводятся в действие от стержней 5, входящих в отверстия на концах оси. Вдвигая стержень внутрь оси, с помощью планки 17 перемещают специальное кольцо 16 и облегающий его хомутик. Перемещение хомутика вызывает поворот рычагов 7, 8, вследствие чего подвижной конец ленты затягивается и достигается сцепление. Тормозной шкив 20 обжимается лентой 14 замкнутого тормоза и нормально заторможен.

Между ступицей зубчатого колеса, барабана, тормозного шкива и распорных втулок установлены прокладные кольца — бронзовые и стальные, которые, воспринимая продольные усилия от сил включения муфт, уменьшают износ втулок. С правой стороны к тормозному шкиву на шпильках прикреплен зубча-

1 — зубчатое колесо; 2 — муфта; 3, 9 — шайбы скольжения и тормозная; 4 — планка стопорная; 5 — стержень; в — ушко стержня-7 и 8 — рычаги; 10 и 13 — крепления каната; 11 — барабан грузовой; 12 — ось; 14 — лента тормоза; 15 — венец зубчатый; 16 — кольцо; П — планка; 18 — масленка; 19 — хомутик; 20 — шкив тормозной тый венец, передающий движение на механизм подъема грейфера. Зубчатые колеса 1, сидящие на оси, вращаются непрерывно в течение всего времени работы паровой машины, одновременным и раздельным включением правой и левой муфт в сочетании с включением тормоза осуществляют совместное и раздельное вращения грузового или грейферного барабана, при этом барабаны могут вращаться либо паровой машиной, либо иод действием натяжения канатов в сторону опускания груза или грейфера. Все рабочие поверхности трения смазываются масленками 18 через каналы, просверленные в теле оси и выведенные на трущиеся поверхности.

Механизм подъема груза крана ПК-ЦУМЗ-15 показан на рис. 134. Вал механизма 6 имеет две опоры, в которые вставлены подшипники скольжения с бронзовыми вкладышами и составляющие одно целое с рамой лебедки. На валу шпонками закреплено ведущее зубчатое колесо 12 и ведущий диск 19. Между этими деталями сидят свободно на бронзовых втулках две ступицы 11 и 18.

Для компенсации продольных зазоров между ступицами и у подшипников поставлены прокладные стальные кольца.

На ведущем колесе 12 и ведущем диске 19 смонтированы одинаковые ленточные фрикционные муфты 2, посредством лент обжимающие фланцевую часть ступиц; муфты соединяют ведущее зубчатое колесо и ведущий диск со ступицами, причем это соединение в зависимости от включения муфт может быть одновременным и раздельным.

Рис. 134. Механизм подъема груза крана ПК-ЦУМЗ-15:

1 — винт-ограннчитель; 2 — лента муфты; 3 — щека; 4 — ось; 5 — опора вала; 6 — вал; 7 — стержень; 8 — втулка включения; 9 — планка; 10, 21, 23 и 24 — рычаги; 11 к 13 —

ступицы; 12 — зубчатое колесо; 13 — пружина; 14 — лента тормоза; 15 — барабаи грузовой; 16 и 17 — барабаны грейферные; 19 — диск ведущий; 20- масленка; 22-ушки ленты

Рис. 135. Механизм подъема груза краиа КДЭ-161

Муфтами управляют через стержни 7, помещенные в засверленные концы вала, и планки 9, проходящие через прорези вала и соединенные с втулками 8. Втулки 8 могут перемещаться на скользящих шпонках в продольном направлении и, действуя на шарнирные рычаги, затягивают ленты муфт.

Ступицы 11 и 18 представляют собой широкие шкивы с удлиненной ступичной частью, которой они посажены на вал. На широкую поверхность ободьев каждой ступицы, кроме лент фрикционных муфт, воздействуют ленты тормозов 14.

Угол охвата тормозными лентами ступиц составляет 290°. Для лучшего отхода лент в отторможенном состоянии на каждый тормоз установлены по три отжимные пружины 13.

На удлиненные части ступиц в зависимости от характера работы могут быть надеты или два раздельных барабана 16 и 17, или один общий барабан 15. Барабаны фиксируются на ступицах шпонками.

При постановке двух барабанов один используется для наматывания поддерживающего каната грейфера, другой — для замыкающего каната грейфера. Оба барабана на цилиндрической поверхности имеют ручьи для правильной укладки канатов.

Общий грузовой барабан имеет большую длину, так как используется при работе с крюком с применением полиспаста, поэтому длина наматываемого каната значительна. Все барабаны разъемные и состоят из двух половинок, свинченных между собой болтами. Концы канатов на барабанах закрепляют в трех отверстиях на дисках ступиц планками.

Рабочие поверхности трения втулок на осях смазываются от масленок 20 по трубчатым магистралям, выведенным в отверстия барабанов.

Механизм подъема груза дизель-электричес-кого крана КДЭ-161 (рис. 135) имеет два раздельных грузовых барабана 12, которые приводятся каждый от отдельного электродвигателя 1 Через два двухступенчатых редуктора, заключенных в один корпус 6.

От электродвигателя через зубчатую муфту 2 движение передается к первичному валу — зубчатому колесу 4. Часть зубчатой муфты сидит непосредственно на хвостовике этого вала и является одновременно тормозным шкивом 3, который затормаживается замкнутым фрикционным тормозом или тормозом с гидротолкателями 7 ТКЛТ-300М. С первичного вала движение через промежуточный вал — зубчатое колесо 5 и зубчатое колесо 9 передается на выходной вал 8, заканчивающийся ступицей 10. Ступица выходного вала одновременно является опорой для подшипника вала 13 барабана и частью зубчатой муфты, соединяющейся с барабаном через вставную ступицу И, которая является второй частью зубчатой муфты. Валы редуктора и барабанов опираются на подшипники качения, установленные в кронштейнах 15. Весь механизм смонтирован на раме 14. Наличие в механизме двух барабанов позволяет поднимать груз или раздельно каждым барабаном, или одновременно обоими; в этом случае скорость подъема увеличивается вдвое. Различной запасовкой канатов, закрепляемых в барабанах клиновым зажимом, можно один барабан использовать для грузовой работы, другой — для грейферной. Все зубчатые колеса, заключенные в редуктор, смазываются маслом, разбрызгиваемым при вращении колес.

На рис. 136 изображен механизм подъема груза кра-н а ЕДК-25, имеющего основной и вспомогательный крюки. Оба барабана 12 и 13 сидят свободно на оси 15 и с концов имеют прикрепленные к ним зубчатые колеса 11 и 14. Привод барабанов осуществляется от электродвигателя 22 через систему зубчатых передач. На конце вала электродвигателя посажена муфта 21, соединяющаяся с первичным валом редуктора 20.

Обод муфты одновременно служит тормозным шкивом, который тормозится колодочным замкнутым электротормозом. Первичный вал редуктора заканчивается конической шестерней 1, сцепленной с шестерней 2, посаженной на промежуточный вал-шестерню 19, которая через шестерню 18 передает движение удлиненному выходящему из корпуса редуктора валу. На этом валу свободно сидят кулачковые полумуфты 4, на ступицах которых закреплены ведущие шестерни 9. На ободья полумуфт действуют ленточные тормоза 3. Между полумуфтами на скользящих шпонках размещена кулачковая муфта 5. При своем перемещении она сцепляется с той или иной полумуфтой, передавая движения на барабан главного или вспомогательного крюка.

Эта передача осуществляется от ведущих зубчатых колес 9 через валы 16 с зубчатыми колесами 6, 7, 8 и 17, постоянно сцепленными с зубчатыми колесами 11 и 14 барабанов. На ступице каждого барабана размещены звездочки 10, которые через цепную передачу воздействуют на шпиндельный конечный выключатель, отключающий электродвигатель при сматывании каната с барабанов при достижении предельной высоты подъема крюка.

На аварийный случай при отсутствии электроэнергии в механизме имеется ручной привод 23, действующий от рукоятки через зубчатую передачу на вал электродвигателя 22.

Аналогичный механизм подъема груза установлен и на кране ЕДК-50, при этом на оси вместо двух барабанов посажен один барабан 24 с закрепленным иа нем зубчатым колесом 25.

Вместо двух валов 16 установлен вал 26 с сидящими на нем зубчатыми колесами 27, 28 и 29. Движение на этот вал передается с удлиненного вала редуктора, при этом в зависимости от положения кулачковой муфты изменяется передаточное отношение передачи и соответственно скорость подъема груза.

Механизм подъема грейфера в ряде кранов, например, на кранах ПК-6 (рис. 137), является самостоятельным.

На оси 4, закрепленной стопорными планками 3, в гнездах рамы крана посажен грейферный барабан 7, представляющий собой чугунную цилиндрическую отливку, имеющую две ступицы. Одна ступица (удлиненная) переходит в горловину барабана. В ступицы впрессованы бронзовые втулки 8, которыми барабан опирается на ось. На цилиндрической поверхности барабана нарезаны две сходящиеся к середине винтовые канавки для каната. Концы каната закреплены в каналах утолщенных мест барабана и зажаты клинообразными планками 5 и винтами 6.

На горловине барабана установлено цилиндрическое зубчатое колесо 10, крепление которого может быть или на скользящих шпонках, что позволяет ему перемещаться по горловине барабана и входить в зацепление с зубчатым венцом механизма подъема груза, или оно закреплено шпонкой 9 на барабане, а зацепление зубчатых колес происходит за счет перемещения вдоль оси всего барабана. В последнем случае разъемный хомут 11 переставляют на другую сторону барабана и помещают между ступицей барабана и стройным кольцом 2. Трущиеся поверхности втулок смазываются от пресс-масленок 1 по каналам, просверленным в ступице и оси.

Механизм подъема стрелы (рис. 138) предназначен для изменения угла наклона грузовой стрелы, а следовательно, и для изменения вылета стрелы крана. Характерной особенностью этого механизма является наличие в нем червячной передачи преимущественно с самотормозящим червяком.

Рис. 138. Механизм подъема стрелы крана ПК-6

В отверстиях кронштейна 5 и щековины 15 лебедки крана закреплена стопорными планками ось 16 стрелового барабана 17, посаженного на эту ось свободно на бронзовых втулках. Барабан имеет удлиненную ступицу, на которую неподвижно на двух шпонках напрессовано чугунное червячное зубчатое колесо 18, закрытое снизу кожухом 6. От продольного перемещения барабан удерживается прокладными кольцами 3.

На цилиндрической поверхности барабана выполнена винтовая канавка для укладки каната. Конец каната 2 укреплен в барабане прижимной планкой 1.

На вертикальной оси 13, закрепленной в гнездах верхней рамы гайкой 14, посажен однозаходный червяк 9. Червяк опирается иа бронзовые втулки 10. На нижней цилиндрической части червяка на скользящих шпонках сидит кулачковая муфта 11. Нижней торцовой поверхностью червяк опирается на ступицу цилиндрического зубчатого колеса 12, сидящего на одной с червяком оси. Ступица этого колеса имеет кулачки, Посредством кулачковой муфты зубчатое колесо может быть соединено с червяком.

Кулачковая муфта перемещается отводкой, входящей в кольцевой паз муфты и приводимой в движение системой рычагов с рабочего места машиниста. Верхний конец вертикальной оси имеет опору в специальном кронштейне 7,

Вследствие постоянного сцепления червяка с червячным колесом и непрерывной нагрузки на червяк последний со значительным усилием стремится подняться вдоль оси. Для восприятия этого усилия на верхний конец оси навинчена опорная гайка 8 с каленой и шлифованной поверхностью.

Для смазки рабочих поверхностей в нижней части червячного зубчатого колеса защитным кожухом 6 образуется масляная ванна. Трущиеся поверхности осей и втулок смазываются от пресс-масленок 4 или штауферов через центральные каналы в осях 16 и 13.

Несмотря на то, что червяк в данном случае имеет угол наклона нарезки, не выходящий за пределы самоторможения, для большей гарантии от самопроизвольного опускания стрелы механизм оборудован стопорным устройством. В выключенном состоянии муфты качающаяся собачка 19 под собственным весом западает в зубцы муфты и не дает червяку повернуться в сторону опускания стрелы. При включении механизма муфта опускается и конец собачки остается на весу, освобождая тем самым муфту.

Материалом для червячного колеса служит серый чугун, а для червяка — сталь марки Ст.5. Рабочая поверхность нарезки червяка закалена до твердости 220-250 единиц по Бринеллю. Большое значение имеет правильный монтаж червячной передачи,

Рис. 139. Механизм подъема стрелы крана ПК-ЦУМЗ-15

отсутствие перекосов, хорошее состояние смазки и соблюдение скоростей, установленных паспортом.

Механизм подъема стрелы крана ПК-ЦУМЗ-15 (рис. 139) в отличие от рассмотренных механизмов имеет высоко расположенный барабан. Привод механизма осуществляется от промежуточного горизонтального вала 7 лебедки. Этот вал имеет по концам две опоры и вращается в бронзовых вкладышах 5 подшипников щековины лебедки. Зубчатое колесо 6, закрепленное на валу шпонкой, приводит вал во вращение; шестерня 24 передает движение механизму вращения.

В средней части вала размещена реверсивная передача,состоящая из двух конических шестерен 11 и двусторонней кулачковой муфты 1 на скользящих шпонках. Зубчатые колеса посажены на кулачковые втулки 2, свободно вращающиеся на валу. Внутрь кулачковых втулок запрессованы бронзовые втулки 3.

Положение зубчатых колес на валу зафиксировано стопорными кольцами 9 и упорными шайбами 4, в которые с одной стороны упираются буртики втулок 3, а с другой — концы шпонок 10. С этими зубчатыми колесами сцеплено коническое колесо 21 вертикального вала 20 червяка. Это колесо на вал посажено на шпонке и от сползания вниз закреплено торцовой шайбой 22 и болтом 23.

Вал червяка имеет две опоры во втулках нижней и верхней балок 8 и 18, укрепленных между собой щековинами рамы крана и стойками 16. Верхний конец вала имеет упор в подушку подпятника 17. Несколько выше ннжней балки на валу сидит На шпонке тормозной шкив 13, который непрерывно обжат тормозной лентой 12, находящейся под воздействием пружины 19, на сбегающем конце ленты. Этот тормоз служит дополнительным средством, гарантирующим от самопроизвольного опускания стрелы. Стальной однозаходный червяк 15 с закаленной рабочей поверхностью закреплен на валу шпонкой, посажен до упора в заплечик вала и находится в масляной ванне 14.

Параллельно верхней балке в гнездах стоек закреплена ось 4 (рис. 140). На ней свободно на бронзовых втулках сидит длинный барабан 1 стрелового механизма крана ПК-ЦУМЗ-15, на который наматываются два конца стрелового каната 5. Концы каната на барабане закреплены прижимными планками 3. Посередине барабана на утолщенную его часть надето с натягом бронзовое червячное зубчатое колесо, закрытое в кожухе 2 и находящееся в зацеплении с червяком.

Продольные усилия от червячной пары воспринимаются специальными разъемными хомутами и упорными шайбами. Червяк и червячное колесо заключены в специальный разъемный кожух, являющийся одновременно масляной ванной. Кроме барабана, на ось надета своими ушками вилка 8. На противоположном конце вилки закреплена ось 6 с надетыми на нее двумя блоками 7, составляющими нижнюю часть полиспаста подвески

Рис. 140. Барабан стрелового механизма крана ПК-ЦУМЗ-15

стрелы. Все трущиеся поверхности осей и втулок смазываются посредством пресс-масленок через каналы в осях.

Кран КДЭ-161 для подъема стрелы имеет самостоятельный механизм с приводом от электродвигателя 1 (рис. 141).

На вал этого электродвигателя посажена пальцевая муфта 3, наружная поверхность которой образует тормозную поверхность, обжимаемую колодочным постоянно замкнутым электротормозом 4. Посредством этой муфты двигатель присоединен к хвостовику однозаходного червяка 5, размещенного в верхней

части корпуса редуктора 6. Одним концом червяк опирается на подшипник 12, а для другого конца опорой служат подшипники 7 и 8, воспринимающие продольные усилия по червяку. Регулировка подшипников достигается поджатием винта 10, упирающегося в нажимную шайбу 9 и закрепляющегося контргайкой.

Червяк постоянно находится в зацеплении с червячным колесом 19, состоящим из бронзового венца, посаженного на чугунной ступице, закрепленного на шлицевом валу 17. Нижняя часть редуктора одновременно служит масляной ванной, в которую заливается масло для смазки червячной передачи. На выходном валу редуктора насажено зубчатое колесо 18, сцепляемое с зубчатым колесом 13 стальным венцом, посаженным на шейку барабана 14. Барабан имеет ступицы, в которые вставлены стаканы 13 с подшипниками качения, создающими опоры барабана на оси 15, закрепленной в кронштейнах 11. Наружная поверхность барабана имеет спиральную канавку для лучшей укладки каната, закрепленного в барабане затяжным клином.

В целях защиты всех подшипников качения от попадания пыли й загрязнения использованы специальные резиновые упло’?-нения.

Весь механизм смонтирован на отдельной раме 2, установленной и приваренной на поворотной раме крана.

С включением электродвигателя движение передается через пальцевую муфту, червячную пару и пару цилиндрических зубчатых колес на барабан крана.

Барабан, вращаясь в ту или иную сторону, наматывает или сматывает со своей поверхности канат, тем самым поднимая или опуская грузовую стрелу.

Механизм подъема стрелы кранов ЕДК-25 и ЕДК* 50 показан на рис. 142. Он состоит из электродвигателя 18, редуктора 7, муфты 19, электротормоза 20 и червячного редуктора 1.

Упруго-демпфирующая муфта 19 соединяет вал электродвигателя с первичным валом редуктора (передаточное число /=9,6).

Редуктор состоит из двух конических зубчатых колес 16 и 17 и двух цилиндрических колес 14 и 15, сидящих на промежуточном и выходном валах. Зубчатое колесо 5 выходного вала 6 соединяется с зубчатым колесом 4, сидящим на хвостовике 2 червяка.

Червячный вал своими шейками опирается на бронзовые втулки 3. Продольные усилия воспринимаются упорным подшипником 12. Червяк постоянно погружен в масло, чем осуществляется смазка и червячного колеса 10, прикрепленного на шпильках к барабану 9, вращающемуся на оси >11. Ось закреплена неподвижно в щековинах станины. Для ограничения сматывания каната барабан через звездочку 8 связан цепной передачей с концевым выключателем. На случай неисправности электрической цепи и необходимости незначительного прокручивания механизма предусмотрен ручной привод 13, действующий ОТ рукоятки через пару конических зубчатых колес на вал электродвигателя.

Рис. 143 Механизм поворота крана ПК-6

Механизм поворота крана ПК-6 (рис. 143) состоит из валов: горизонтального 2 и вертикального 12. Горизонтальный вал лежит на двух опорах — подшипниках скольжения 3 и 9. Во вращение вал приводится зубчатым колесом 4.

В средней части на валу расположена реверсивная передача, состоящая из конических зубчатых колес 5 и 8, свободно сидящих на валу на бронзовых втулках 10, и двусторонней кулачковой муфты 6, передвигающейся по скользящим шпонкам 7. Конические зубчатые колеса 5 и 8 на ступицах имеют кулачки. Конические зубчатые колеса горизонтального вала, будучи сцеплены с колесом 11 вертикального вала 12, образуют тем самым устройство, позволяющее перемещением кулачковой муфты изменять направление вращения вертикального вала, а следовательно, и направление вращения крана. Опорами для вертикального вала служат бронзовые втулки 19 и 13, запрессованные в колонну 18, укрепленную в раме крана болтами 20. Зубчатое колесо 11 имеет тормозной шкнв, обжимаемый лентой тормоза, автоматически включаемого в момент выключения муфты (в кранах ранних выпусков). Автоматическое включение достигается блокировкой систем рычагов управления муфтой и тормозом. На кранах поздних выпусков автоматический тормоз заменен открытым ленточным тормозом, действующим от ножной педали.

На нижний конец вертикального вала, выходящий за пределы верхней рамы крана, посажено цилиндрическое колесо 17, сцепленное с зубчатым венцом 14 нижней ходовой рамы крана. От сползания с вала колесо 17 удерживается шайбой 16 и болтами 15. Шайбы 1 являются дистанционными для регулировки зацепления зубчатых колес. Рабочие поверхности механизма смазываются от колпачковых масленок или от пресс-масленок по каналам вала, трубчатым магистралям и через крышки подшипников.

Механизм поворота крана ПК-ЦУМЗ-15 (рис. 144) состоит из горизонтального и вертикального валов 7 и 15. Горизонтальный вал поворота расположен параллельно главному валу лебедки и получает вращение от последнего через вал механизма подъема стрелы и цилиндрическое зубчатое колесо 9. Вал имеет две опоры в подшипниках с бронзовыми вкладышами 2.

В средней части вала размещена реверсивная передача,состоящая из двух конических зубчатых колес 5, сцепленных с колесом 11 вертикального вала поворота, и двух фрикционных дисковых муфт 4. На корпус одной из муфт воздействуют колодки тормоза открытого типа. Верхнее коническое зубчатое колесо на вертикальном валу закреплено двумя шпонками 13. Этот вал имеет две опоры во втулках 14 и 17, запрессованных в стальную колонну 16, вставленную в расточенные гнезда верхней рамы. Между ступицей зубчатого колеса и буртиком верхней втулки имеется шайба скольжения. На нижний конец вала насажено цилиндрическое зубчатое колесо 19, закрепленное шпонками. От

Рис 144 Механизм поворота крана ПК ЦУМЗ-15

1 — кольцо стопорное, 2 — вкладыш, 3 — кулак включення, 4 — муфта диско вая, 5, 9, И и 19 — зубчатые колеса, 6 — масленка, 7, 15 — валы горизонтальный и вертикальный, 8 — колодка тормозная, 10 — шпонка скользящая, 12 — шайба, 13 — шпонка, 14 и 17 — втулки, 16 — колонна, 18 — кольцо, 20 — венец зубчатый, 21 — масчопровод смещения вдоль вала верхнее коническое колесо и нижнее ци-линдрическое укреплены болтами и шайбами с замками.

Между заплечиком вертикального вала и его нижним зубчатым колесом имеется кольцо 18, служащее дистанционной прокладкой, устраняющей продольный разбег вала. Нижнее колесо вертикального вала постоянно сцеплено с зубчатым венцом колеса 20, имеющим внутреннее зацепление и укрепленным неподвижно на ходовой раме крана. Вращаясь, зубчатое колесо обегает по внутренней стороне венец, в результате чего верхняя часть крана поворачивается.

Все трущиеся поверхности втулок смазываются от пресс-масленок, поставленных или на концы трубчатых маслопроводов 21, или ввинченных непосредственно в тело основных деталей.

Механизм поворота дизель-электрического крана КДЭ-161 изображен на рис. 145. Электродвигатель 1 соединен с редуктором 8 цепной муфтой 5, имеющей тормозной шкив 4, рабочая поверхность которого обжимается колодками постоянно замкнутого электротормоза 2. Цепная муфта посажена на хвостовик малого конического зубчатого колеса 6, вращающегося на подшипниках качения в стакане 7.

Малое зубчатое колесо 6 соединяется с колесом 9, закрепленным на хвостовике колеса-валика 11, также имеющего опоры на подшипниках качения; при этом верхняя опора комбинированная, из опорного и упорного подшипников, для восприятия продольных усилий, возникающих вследствие реакции на зубьях зубчатых колес с косыми зубцами.

С колесом 11 зацепляется цилиндрическое колесо 18, посаженное на шлицевый вал 19 вместе с колесом 20, которое нахо-

Рис 146 Механизм поворота кранов ЕДК-25 и ЕДК-50

дится в зацеплении с колесом 10. Таким образом, движение передается на вал 21, проходящий через колонну 22. На конце вала 21 сидит малое зубчатое колесо 24, которое, вращаясь, обегает зубцы венца 23 с внутренним зацеплением, сообщает движение поворотной части крана. Смена направления поворота достигается изменением направления вращения якоря электродвигателя.

Регулировка конических подшипников вала 19 достигается подтяжкой винтов 16, нажимающих на шайбы 17 и закрепленных контргайками, а регулировка верхней опоры колеса-валика 11 осуществляется резьбовым стаканом 12 с фиксацией контргайкой 13 и гайкой 14, навинчиваемой на резьбовой хвостовик этого зубчатого колеса и опирающейся на упорный подшипник 15.

Для защиты подшипники качения от попадания пыли и загрязнения прикрыты или крышками, или защищены специальными резиновыми уплотнениями. Смазка зубчатых передач осуществляется за счет разбрызгивания масла, заливаемого в корпус редуктора.

Весь механизм смонтирован на отдельной раме 3, установленной и приваренной на основной поворотной раме крана.

На рис. 146 показан механизм поворота кранов ЕДК-25 и ЕДК-50. От электродвигателя 16 движение передается через уп-руго-демпфирующую муфту 15, вал 13 на колесо зубчатого редуктора, установленного вместе с двигателем на массивную станину 18 (вал 13 и зубчатое колесо 12 выполнены одной деталью). Обод муфты одновременно служит и тормозным шкивом, на который действует колодочный тормоз 14. Вал-колесо 13 уложен в специальном вкладном стакане и опирается на два шариковых и два роликовых подшипника. Зубчатое колесо 12 сцеплено с колесом И промежуточного вала 8. Этот вал выполнен за одно целое с косозубым колесом, сцепляющимся с колесом 9 конечного вала 10 редуктора. На конце выходного вала посажено зубчатое колесо 7, консольная часть вала имеет дополнительную опору — выносной подшипник скольжения. От колеса 7 движение передается через колесо 6 и вертикальный вал 3 на цевочную звездочку, которая при своем вращении обегает по цевкам 1 колеса 2, сообщая вращение крану. Вертикальный вал 3 укреплен в колонне 5 и опирается на бронзовые втулки 4. Колонна вставлена в основную раму, крепится болтами и имеет эксцентриковый фланец, позволяющий при повороте колонны на 180° вывести нз зацепления цевочную звездочку и произвести демонтаж вала. Изменение направления поворота крана достигается за счет изменения направления вращения якоря электродвигателя, т. е. его включения в обратную сторону. При аварийном состоянии электродвигателя механизм можно провернуть вручную зубчатым механизмом 17.

Механизм поворота крана ЕДК-50 в основном тот же, что и на кране ЕДК-25, и отличается лишь тем, что имеет дополни-

Рис 147 Механизм передвижения крана ПК 6

тельную зубчатую пару колес между редуктором и вертикальным валом вращения 3, снижающих скорость поворота

Механизмы передвижения крана. Характерной особенностью механизмов передвижения самоходных полноповоротных кранов является передачи движения от главного вала на ходовые части через вал, проходящий сквозь центральную колонну. Эта особенность вызывается необходимостью передать движение с поворотной части крана на неповоротную его часть.

Исключение составляют дизель-электрические краны, в которых расположенный в нижней ходовой части крана механизм передвижения приводится в движение от самостоятельного электропривода.

В механизме передвижения крана ПК-6 (рис. 147) в расточенные гнезда нижней ходовой рамы вставлена центральная пустотелая колонна 11. Ннжний ее конец упирается буртиком в накладки рамы. В средней части колонна закреплена гайкой 10, укрепленной от поворота стопорной планкой 12. Специальная шпонка 14 в нижней части колонны предохраняет ее от поворота относительно нижней рамы.

В верхней части колонна имеет рабочую поверхность, на которую садится центральный подшипник 8 верхней поворотной рамы. Центральное отверстие подшипника имеет сферическую поверхность, чем достигается возможность некоторого качания верхней рамы без зажима в подшипнике. Верхний конец центральной колонны нарезан и закреплен гайкой 7. От самопроизвольного развинчивания в торце гайки сделаны сверления, в которые вкладываются цилиндрические пальцы В верхний и нижний концы колонны впрессованы втулки 1 и 13, являющиеся опорами для центрального вала 9, проходящего через внутреннюю полость колонны.

На нижний конец вала посажено на шпонке коническое зубчатое колесо 23, закрепленное от сползания с вала шайбой 22, поставленной на винтах. В верхней части вал имеет резьбу, на которую надет разъемный хомут 2. Поворотом этого хомута на резьбе подтягивают и устанавливают продольный разбег вала в нормальных пределах.

На верхний конец центрального вала свободно посажено цилиндрическое колесо 6, имеющее на ступице кулачки, а внутри — бронзовую втулку 5. Выше этого колеса на скользящих шпонках на валу посажена кулачковая муфта 4.

Включение и выключение этой муфты осуществляют отводкой, входящей в кольцевой паз и приводимой в движение системой рычагов с рабочего места машиниста. При опускании муфты происходит сцепление кулачков, центральный вал начинает вращаться вместе с цилиндрическим колесом и передавать движение на нижний горизонтальный вал 21. Подъем муфты ограничен шайбой 3, закрепленной болтами на торце вертикального вала.

Нижнее коническое колесо 23 центрального вала сцеплено с зубчатым колесом 20, закрепленным шпонкой на горизонтальном валу передвижения 21. Горизонтальный вал имеет две опоры в виде розеточных подшипников 18 с бронзовыми втулками, прикрепленных к кронштейнам 17. На горизонтальном валу на шпонках закреплены две звездочки 19, передающие цепью 25 движение на разъемные звездочки, закрепленные на осях колесных пар крана.

На выступающий конец горизонтального вала посажен чугунный тормозной шкив 24, охватываемый лентой 16 тормоза замкнутого типа. Тормоз тягой, проходящей через засверловку центрального вала, выключается в момент включения кулачковой муфты и, наоборот, при выключении муфты лента тормоза под действием груза затягивается и затормаживает механизм. На кранах поздних выпусков этот автоматический тормоз заменен открытым тормозом, включаемым нажатием ножной педали.

Все рабочие поверхности валов и втулок смазываются от колпачковых масленок или пресс-масленок 15 по каналам вала и по трубчатым магистралям.

У механизма передвижения крана ПК-ЦУМЗ-15 (рис. 148) центральная колонна 15 монтируется сверху через вваренные в верхнюю и нижнюю рамы крана стальные втулки 12 и 13.

Втулка поворотной рамы имеет внутри две бронзовые втулки, причем верхняя втулка выполнена с буртиком. Верхним фланцем колонна опирается на буртик этой втулки, а нижний конец ее затянут гайкой 19 и закреплен винтами. От поворота центральная колонна в нижней раме укреплена специальной шпонкой 17.

Через центральную колонну проходит вал 14, имеющий опоры во втулках 11 и 18. На верхнем конце вала на двух шпонках закреплено коническое зубчатое колесо 8, которое сцеплено с соответствующим зубчатым колесом главного вала, а своей ступицей через стальную шайбу 10 опирается на буртик втулки 11, сверху зубчатое колесо закреплено гайкой 7. На нижний конец вала на шлицевом соединении посажено малое коническое колесо 20, закрепленное шайбой 21 и соединяемое с колесом 27 горизонтального вала механизма передвижения. Шайба 28 установочная и компенсирует продольный люфт.

Центральное отверстие в вертикальном валу служит для прохода трубы 16 воздушной магистрали к пневматическому тормозу нижней рамы. В верхней части механизма установлено смазочное устройство, состоящее из двух концентричных ванн 9. Внутренняя ванна предназначена для смазывания верхней и нижней втулок центрального вала, наружная ванна — для смазывания втулок центральной колонны. Масляные ванны заполняются маслом централизованно от пресс-масленки или фитильной масленки по трубкам. Горизонтальный вал передвижения 1 имеет две опоры в кронштейнах 6 нижней рамы. В качестве опор поставлены два двухрядных сферических шарикоподшипника 3. Шарикоподшипники в кронштейнах поставлены через промежуточные стаканы 22.

Прокладки 2 между фланцами стаканов и корпусами кронштейнов служат для правильной установки зацепления конических зубчатых колес и для регулировки теплового зазора в подшипниках. Шайбы 5 крепят шарикоподшипники на валу. Снаружи шарикоподшипники закрыты крышками 4, ас внутренней стороны поставлены уплотнительные кольца 26, предохраняющие подшипники от пыли.

Рис. 149. Механизм передвижения крана КДЭ-161

В упор до ступицы конического колеса на горизонтальный вал посажено цилиндрическое колесо 25. Это колесо может перемещаться вдоль вала на скользящих шпонках 23. От самопроизвольного продольного перемещения колесо удерживается распорной муфтой 24, состоящей из двух половинок, стянутых болтами.

Цилиндрическое зубчатое колесо во включенном состоянии сцепляется одновременно с двумя колесами, закрепленными на ведущих осях тележек крана. Чтобы включить передачу на ведущие оси тележек, зубчатое колесо 25 смещают вдоль вала и ставят ее на место муфты 24, для чего муфту 24 снимают и ставят на вал между зубчатыми колесами 27 и 25. Для облегчения ввода колеса 25 в зацепление колеса осей тележек имеют различную ширину или смещены относительно друг друга, вследствие чего сцепление происходит сначала с одним, а затем с другим колесом.

Механизм передвижения краиаКДЭ-161 (рис. 149) представляет собой два самостоятельных механизма, устанавливаемых снизу ходовой рамы крана и смонтированных на специальных рамах.

Каждый из этих механизмов состоит из электродвигателя, зубчатой муфты и редуктора, опирающегося на ведущую ось ходовой тележки. На конце вала электродвигателя 1 посажена на шпонке внутренняя полумуфта 2 с наружными зубцами, входящими в зацепление с внутренними зубцами промежуточной втулки 3. Эта втулка имеет также и наружные зубцы, которыми она сцепляется с наружной полумуфтой 4, скрепленной болтами с тормозным шкивом 5, закрепленным на первичном валу 6 редуктора. Этот вал выполнен за одно целое с зубчатым колесом 7, которое в свою очередь находится в зацеплении с зубчатым колесом 10, сидящим на шлицевом валу 12

На этом же шлицевом валу сидит колесо 11, передающее движение через колесо 15 на второй промежуточный вал 14. На шлицах этого вала сидит подвижное зубчатое колесо 16, могущее перемещаться вдоль вала и выходить из зацепления с колесом 18 ведущей колесной пары 19.

Перемещение и вывод из зацепления колеса 16 осуществляются отводкой и рычагом, расположенным снаружи редуктора. Вывод из зацепления зубчатого колеса производится с целью отключения всего механизма на время транспортировки крана в составе поезда.

Тормозной шкив обжимается колодками 9. фрикционного электротормоза и растормаживается с включением электродвигателя.

Все валики редуктора смонтированы на подшипниках качения, защищенных от попадания пыли и загрязнения крышками и специальными резиновыми уплотнениями. Подшипники регулируют подтяжкой винтов 13, упирающихся в нажимные шайбы.

Корпус редуктора имеет горизонтальный разъем и обе половинки скреплены болтами.

Кроме электродвигателя и редуктора, на раму 21 установлен дополнительный подшипник 20, образующий вторую опору подвески механизма на ведущую колесную пару. Как основной подшипник редуктора, опирающийся на колесную пару, так и дополнительный собран на витых роликах 17. Ролики фиксируются сепараторами. Разъемные обоймы 22 вставлены в редуктор, являются наружными обоймами этих специальных подшипников качения.

Смазка всех зубчатых передач редуктора осуществляется за счет разбрызгивания заливаемого в редуктор масла; кроме того, для улучшения смазки в редукторе размещено дополнительное зубчатое колесо. Подшипники с витыми роликами смазываются через шприц-масленки по трубочкам. Кроме опоры, на ось ведущей колесной пары механизм со всей рамой подвешивается к буферному брусу на двух регулируемых подвесках 8. Подвески имеют шарнирные соединения в двух плоскостях, обеспечивая свободное качание при смещении рам механизмов относительно ходовой рамы крана, и амортизаторы, смягчающие толчки в вертикальной плоскости. Дополнительно как мера предохранения на случай обрыва подвесок рамы имеют цепные подвески, предотвращающие падение механизма на путь.

Механизм передвижения крана ЕДК-25 (рис. 150) имеет двойное назначение: обеспечить передвижение крана самоходом и передвижение промежуточной платформы с поворотной частью крана по рельсам ходовой рамы крана. На верхней поворотной части крана на литой станине 1 установлен электродвигатель 2, соединенный эластичной муфтой 3 с двухступенчатым редуктором 4 и с цилиндрическими зубчатыми колесами 5, 6, 7. Корпус муфты одновременно служит тормозным шкивом. На выходном валу редуктора укреплено коническое колесо 8, сцепляемое с колесом 10 центрального вала 9. Этот вал проходит через центральную колонну 14, закрепленную в передвижной промежуточной платформе 12. Центральная колонна служит шкворнем, вокруг которого поворачивается поворотная рама 11 верхней части крана со всеми механизмами. На колонну насажена траверса 13, крепящаяся гайкой 34. Траверса имеет цапфы, посредством которых заходит в соответствующие гнезда коробки поворотной рамы, чем и осуществляется их соединение.

Нижний конец колонны имеет уширенную часть, через которую проходит горизонтальный вал 31. На этот вал на шпонке посажен блок из двух зубчатых колес: цилиндрического 33 и сидящего на его ступице конического колеса 27. Коническое колесо соединено с зубчатым колесом 16 нижнего конца вертикального вала. Цилиндрическое колесо соединено с рейкой 20, проложенной вдоль ходовой рамы крана по ее поверхности. На середине рейки имеется вставка 21. Вставка рейки может сдвигаться в

Рис. 150. Механизм передвижения крана ЕДК-25

сторону и выходить из зацепления с колесом 33. Когда вставка стоит на месте и колесо сцеплено с его зубьями, то при движении механизма колесо 33 катится по рейке, в результате чего промежуточная платформа с укрепленной на ней верхней частью крана перемещается по нижней ходовой раме крана. Рядом с рейкой по ходовой платформе проложена линейка, на которую опирается штанга 15, пропущенная через канал центральной колонны. На конце линейка имеет уступы, благодаря которым при подходе платформы к крайним своим положениям штанга приподнимается через систему рычагов 35, действует на конечный выключатель 36 и останавливает тем самым движение промежуточной платформы. На буферных брусьях, кроме того, имеются упоры, предохраняющие промежуточную платформу от скатывания с ходовой рамы крана.

На выступающем конце горизонтального вала 31 закреплено цилиндрическое зубчатое колесо 32, сцепляющееся с колесом 30, имеющим возможность смещаться вдоль своей оси. Его смещение связано с перемещением вставки 21 рейки. При положении вставки в рейке колесо 30 оказывается вне сцепления с шестерней 32; в этом случае движется только промежуточная платформа без движения крана. При положении вставки вне рейки, наоборот, колесо 30 вступает в сцепление с колесом 32 и 29, в этом случае движение передается только на нижний механизм передвижения и поэтому двигаться может только кран, а промежуточная платформа при этом неподвижно закреплена на раме крана вертикальными стопорами. От зубчатого колеса 30 передача к ведущим осям колесных пар передается через ряд зубчатых передач (колеса 29, 25, 24, 23, 22, 19). Зубчатые колеса 19 посажены на оси так, что имеют возможность перемещаться вдоль них специальным винтовым устройством и выходить из зацепления с зубчатыми колесами 18 осей колесных пар 17, чем достигается отключение механизма самохода для транспортировки крана локомотивом или в составе поезда.

Колеса 18, закрепленные на осях колесных пар, имеют бочкообразную форму, что обеспечивает правильное зацепление при смещении осей в кривых. На центральном горизонтальном валу 28 нижнего механизма, кроме зубчатых колес, установлена фрикционная муфта 26, позволяющая временно отключать механизм передвижения на одну ходовую тележку в целях облегчения ввода в зацепление зубчатых колес другой тележки. Изменение направления движения крана или промежуточной платформы осуществляется изменением направления вращения ротора электродвигателя. Если возникает необходимость повернуть механизм вручную, то пользуются ручным приводом 37.

Механизм передвижения крана ЕДК-50 (рис. 151) мало чем отличается от механизма крана ЕДК-25, но на этом кране нет промежуточной платформы, а следовательно, нет и реечного механизма для ее передвижения.

Движение от электродвигателя 2 через редуктор 5, соединенный с ним эластичной муфтой 4, передается парой конических зубчатых колес на вертикальный вал 9 центральной колонны 8. На нижнем конце вертикального вала сидит коническое колесо 19, передающее движение на средний горизонтальный вал 17 нижнего механизма. От этого вала движение к колесным парам передается через колеса 16, 15, 14, 11. Зубчатое колесо 11 также имеет возможность передвигаться вдоль своей оси, чем достигается вывод его из зацепления с колесами 14 и УЗ. Фрикционная муфта 10 предназначена для временного отключения передачи одной ходовой тележки с целью облегчения включения передач другой тележки.

Рис. 151. Механизм передвижения крана

ЕДК-50:

1 — привод ручной; 2 — электродвигатель; 3 — тормоз; 4 — муфта эластичная: 5 — редуктор; 6 —

рама поворотной части; 7 — рама ходовой платформы;

8 — колонна центральная;

9 — вал центральный; 70-

муфта фрикционная; 11 — зубчатое колесо передвижное: 12 — ось колесной пары: 13 — зубчатое колесо колесной пары; 14, 15 и 16 — зубчатые колеса передачи к осям колесных пар; 17 — вал горизонтальный: 18 — корпус нижних передач; 19 — конические зубчатые колеса вертикального вала

Механизмы передвижения кранов ЭДК-25 и ЭДК-50 имеют колодочные тормоза с педальным приводом из кабины управления.

Кинематические схемы механизмов кранов | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Механизмы управления краном

Добавить комментарий