Производительная и бесперебойная работа крана во многом зависит от состояния паровой машины. Если паровая машина содержится в исправном состоянии, то она развивает необходимую мощность при наименьшем расходе пара. При обслуживании паровой машины выполняют следующее.
1. Периодически осматривают машину и систематически подтягивают ослабшие болтовые соединения, гайки, следят за состоянием шплинтов, клиньев, чек. Крепления проверяют легким обстукиванием ручным молотком и пробуют гайки ключом.
2. Регулируют, а если необходимо, устраняют зазоры между трущимися поверхностями деталей машины путем снятия или замены прокладок и соответствующей затяжки болтовых соединений. Зазоры обнаруживают, легко покачивая детали с помощью ломика.
3. Плавно пускают машину.
4. Продувают цилиндры машины для удаления скопляющегося в них конденсата пара.
5. Прогревают машину перед ее пуском.
6. Правильно регулируют парораспределение.
7. Исправно содержат сальники и своевременно устраняют парение.
8. Правильно и своевременно смазывают цилиндры машины, золотники и другие трущиеся детали.
Подготовка паровой машины к пуску заключается в следующем, Перед пуском машину осматривают, убирают все лишние предметы, которые могут попасть на движущиеся части работающей машины и вызвать их поломку.
Проверяют арматуру, крепят все гайки и контргайки, выявляют состояние и положение кулисного механизма. Выключают все механизмы крана. Проверяют наличие смазки в пресс-масленке, нажимных и других масленках и, если ее недостаточно, — добавляют. Внешне осматривают сальник и регуляторный золотник.
Приоткрыв немного регуляторный золотник, медленно открывают запорный вентиль на котле для того, чтобы пар поступал из котла в паропроводы и машину, прогревая их. Для прогрева паровых машин с кулисным механизмом кулисы ставят в одно из крайних положений, открывают продувочные краны и в машину впускают столько пара, чтобы она не могла прийти в действие. Затем кулисы переводят в другое положение и прогревают вторую полость цилиндров. После прогрева машину пускают с небольшим числом оборотов и без нагрузки. На таком режиме машина должна проработать 5-10 мин при открытых продувочных кранах. Особенно важен такой прогрев в зимнее время, когда неработающая машина сильно охлаждена. После прогрева число оборотов паровой машины постепенно повышают до нормального.
Исправная машина работает плавно, без рывков, чувствительна к изменению величины открытия регулятора. Выхлоп пара четкий, равномерный и одинаковой силы, сальники не парят.
Как только из продувочных кранов пойдет сухой пар, их закрывают. В процессе работы частоту вращения коленчатого вала машины можно изменять за счет величины открытия регуляторного золотника, а в машинах с кулисным механизмом также и за счет изменения положения кулисного камня.
При работе машины необходимо следить за поступлением смазки к трущимся поверхностям, степенью нагрева кривошипных, рамных и ползунковых подшипников, параллелей, бугелей, кулис. Температура нагрева трущихся частей не должна быть больше той температуры, какую может терпеть рука. Необходимо прислушиваться к стукам в машине. При появлении ненормальных стуков и ударов она должна быть немедленно остановлена для выявления причин их возникновения.
При появлении стука в цилиндрах прежде всего необходимо прикрыть регулятор, открыть продувочные краны и продуть цилиндры: в большинстве случаев стук в цилиндрах вызывается наличием в них воды. Если после продувки стук в цилиндрах не прекратится, то машину необходимо остановить и вскрыть цилиндры. Причинами стука могут быть: попадание посторон него предмета (гайки, болта и т. п.), ослабление гайки, крепящей поршень на штоке, поломка поршневых колец. На кранах ПК-6 часто бывают также случаи ослабления заглушек диска поршня.
Если в цилиндре или золотнике слышен скрип, то это свидетельствует об отсутствии смазки или о наличии перекосов. Причиной стуков может быть также: в параллелях — наличие больших зазоров или неправильная сборка; в подшипниках — чрезмерный зазор или разработка вкладышей; в кулисе — разработка камня; в эксцентриках — ослабление болтов, скрепляющих половинки эксцентрика. Перегрев в процессе работы подшипников, бугелей, эксцентриков происходит из-за недостатка смазки или от чрезмерной их затяжки.
Нельзя допускать перегрева штоков и сальников. Если температура их нагрева резко повышается, необходимо проверить поступление смазки в сальники, а также ослабить их и дополнительно смазать.
Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
Нагрев поршневого што- | 1. Перекос грундбуксы | 1. Ослабить сальник, охла- |
ка, сопровождаемый за- | поршневого сальника | дить шток маслом (охлаж- |
пахом гари Нагрев коренных подшип- | 2. В сальнике нет смазки 1. Слишком сильна за- | дать водой воспрещается) 2. Залить смазку 1. Ослабить затяжку |
ников Нет линейного предваре- | тяжка 2. Новый илн старый задир 3. Плохая смазка Разработались втулки и | 2. Добавить в смазку коллоидальный графит; если это не поможет, отдать в ремонт 3. Сменить смазку, продавив несколько раз новую до полного удаления из подшипников старой смазки Втулки и камень сменить, |
ния при обоих положени- | камни кулисы или экс- | хомуты отдать в ремонт |
ях поршня Машина работает рынка- | центриковые хомуты Неправильное парорас- | Отремонтировать парорас- |
ми | пределение | пределеиие |
Не работают продувоч- | Засорение кранов | Прочистить краны |
ные краны Из продувочного крана | 1. Пропуск золотника | 1. Золотник пришабрить |
при закрытом регулято- | регулятора | или сменить. Клапан про- |
ре выходит пар При открытом регулято- | 2. Золотник плохо под-шабреи или засорен 3. Клапан не садится на свое место 1. Пропускает главный | верить 2. Заново пришабрить или прочистить 3. Осмотреть клапан и место посадки; прочистить посадочное место 1. Прочистить или прите- |
ре и закрытом главном | вентиль вследствие за- | реть заново клапан парово- |
запорном вентиле из | сорения или плохой при- | го вентиля |
продувочных кранов выходит пар | тирки 2. Поврежден клапан | 2. Исправить или сменить |
Из спускной трубы не- | Пропуск пара через пор- | клапан Вскрыть цилиндр, очистить |
рабочей стороны маши- | шяевые кольца | от нагара поршневые коль- |
ны идет пар (машина под паром, но не работает) Из спускной трубы вы- | 1. Между золотником и | ца, а при необходимости сменить их 1. Осмотреть золотник, при- |
пускной камеры идет | зеркалом плоского зо- | шабрить его к зеркалу |
пар, машина под паром, но не работает | лотяика образовался зазор 2. Покороблен плоский золотник 3. Пропуск или поломка колец круглого золотника 4. Задиры на золотниковой втулке | 2. Золотник сменить или пришабрить 3. Сменить золотниковые кольца 4. Расточить золотниковую втулку или заменить с одновременной заменой колец |
Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
Стук в машине: | ||
а) стук коренных под- | 1. Ослабление подшип- | 1. Произвести крепление |
щипников | ников 2. Разработка вкладышей 3. Ослабление клииа | подшипников 2. Сделать натяг 3. При клиновом соединении закрепить клин |
б) отраженный стук ко- | Ослабление поршнево- | Вскрыть цилиндр, подтя- |
ренных подшипников | го штока в поршне | нуть ослабевшую гайку штока и поставить шплнн- |
в) стук в эксцентриках | 1. Ослабление хомутов 2. Разработка хомутов | 1. Закрепить 2. Отремонтировать |
г) отраженный стук в | Сработались или разре- | Сработанный золотник при- |
эксцентриках (дрожание тяг, обнаруживаемое накладыванием руки или | гулировались золотники | шабрить; произвести регулировку расстроенного золотника |
прослушиванием цилиндра с помощью ключа) | ||
д) стук поршневого ди- | 1. Вывертывание штока | 1. Установить диск порш- |
ска о крышку | из ползуна 2. Вода в цилиндре | ня правильно (на стук) и закрепить шток в ползуне 2. Продуть цилиндры через продувочные краны |
е) стук в кривошипной головке шатуна | 1. Разработка вкладыша 2. Ослабление болтов крепления крышки шатуна Ослабление втулки | 1. Разработанный вкладыш подтянуть уменьшением прокладок или сменить 2. Ослабевшие болты подтянуть |
ж) стук в ползунковой | Втулку сменить | |
головке шатуна | Подтянуть палец или пришабрить гнездо по пальцу | |
з) стук ползуна | Ослабление пальца | |
и) стук в цилиндре в начале работы машины | Вода в цилиндрах | Продуть и прочистить цилиндры; если стук не прекратится, вскрыть цилиндр и проверить, нет ли поломки колец или других дефектов, отмеченных выше; неисправности устранить |
к) хлопанье золотников | Излишнее сжатие в цилиндрах | Правильно установить золотники |
Скрип в цилиндре нли | Плохая смазка или ма- | Смазку сменить или долить; |
золотниковой коробке | ло смазки | при смазке от пресс-масленки проверить поступление смазки и прочистить отверстия и смазочные трубки |
Парящие сальники следует подтянуть без перекосов, иначе возможен задир поршневых штоков. После остановки машины необходимо открыть продувочные краны. Пока машина теплая, ее следует очистить от масла и грязи. При длительной остановке машины все трущиеся части покрывают обильным слоем смазки, цилиндры промазывают на тихом ходу при заполненных гидростатических масленках, т. е. при обильной подаче смазки. При наличии пресс-масленки обильная смазка в цилиндры подается провертыванием вручную рукоятки пресс-масленки.
В процессе работы паровой машины могут иметь место те или иные неисправности, которые должны быть немедленно устранены. Несвоевременное устранение даже мелких неисправностей может привести к серьезным поломкам машины и прекращению эксплуатации крана в течение длительного времени.
В табл. 11 приведены основные неисправности паровой машины и способы их устранения.
Для выявления неисправностей отдельных частей и деталей паровой машины их периодически осматривают. При этом обязательно вынимают поршни и золотники, проверяют крепления станины машины к поворотной платформе крана или цилиндров машины к щековинам постамента лебедки. Проверяют плотность крепления самих цилиндров к станине и крепление кронштейнов эксцентрикового вала, осматривают шпильки крепления цилиндровых и золотниковых крышек.
Цилиндры. Если при осмотре и проверке будет обнаружена овальность рабочей части цилиндров свыше 1 мм или конусность свыше 1,5 мм, цилиндры должны быть расточены, причем расточка допускается в том случае, если диаметр цилиндра после расточки будет больше альбомного не более чем на 6 мм, а у кранов грузоподъемностью 75 т — 8 мм.
Если на рабочей поверхности цилиндра обнаружено более трех задиров каждый глубиной более 1,5 мм, шириной более 2 мм и длиной более 50 мм, то расточку цилиндров нельзя откладывать до очередного среднего или капитального ремонта, ее производят на очередном промывочном ремонте.
В случаях же, когда цилиндры требуют расточки, но по диаметру уже имеют предельный размер, допускается установка втулки толщиной стенок 7-6 мм, у 18,5-, 25- и 45-т кранов — 8 мм, у 75-т кранов — 10 мм с последующей расточкой внутри до альбомного размера. Втулки запрессовывают в цилиндры гидравлическим прессом при следующих усилиях:
⇐Парораспределительный механизм и регулировка парораспределения | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Ремонт паровой машины⇒