Производительность кранов, эффективность их использования и продолжительность работы без ремонтов во многом зависит от качества их обслуживания, квалификации машинистов и их помощников, от организации работы на объекте, где эксплуатируются краны.
К эксплуатации кранов на железнодорожном ходу предъявляются более высокие требования, чем к другим грузоподъемным машинам, так как они работают на железнодорожных путях, на которых может передвигаться различный подвижной состав: локомотивы, вагоны, мотовозы. Поэтому, кроме требований, предъявляемых к этим кранам как к грузоподъемным машинам, к ним предъявляют дополнительные требования, как к подвижному составу железных дорог. Эти требования направлены на обеспечение безопасности движения на железнодорожных путях.
В эксплуатации кранов на железнодорожном ходу особенно важное значение имеют: инструктирование обслуживающего персонала (машинистов, помощников машинистов, грейферщиков, такелажников-стропольщиков); правильный уход и технический надзор за механизмами крана; своевременное снабжение материалами и запасными частями; организация ремонта кранов и приемка их из ремонта.
Для работы на паровых кранах к каждому крану прикрепляют постоянную бригаду, состоящую из машиниста крана, его помощника, грейферщика или такелажников-стропольщиков. Брйгада крана с другим приводом состоит из машиниста и стро-полыциков или грейферщика. Помощников машинистов предусматривают в тех случаях, когда этого требуют инструкция по эксплуатации крана или местные условия работы. При сменной работе к крану прикрепляют две-три бригады в зависимости от того, сколько смен в сутки эксплуатируют кран. Обслуживание кранов сдвоенными и строенными постоянными бригадами — основа исправного их содержания.
Каждый машинист в своей смене является ответственным за состояние крана и работу своей бригады. Для инструктажа крановых бригад назначается инструктор. В его обязанности входит: проведение инструктажа по правильному управлению кранами, хорошему уходу и обучение бригад передовым методам работы; проверка содержания крановыми бригадами кранов в исправном состоянии; помощь бригадам в правильной записи необходимых ремонтов и в выполнении служебного ремонта. Инструктор назначается из числа наиболее квалифицированных машинистов.
Машинистами кранов, помощниками, грейферщиками или такелажниками-стропольщнками могут назначаться лица в возрасте не моложе 18 лет, признанные медицинской комиссией годными для работы на кранах. Машинисты и их помощники допускаются к самостоятельной работе на кране только после соответствующего обучения, заключающегося в теоретической подготовке й приобретении практических навыков, а также стажировки на рабочем месте не менее одного месяца. Они должны хорошо знать устройство кранов, правила ухода за ними и их обслуживание, Правила по технике безопасности, Правила технической эксплуатации железных дорог СССР н, кроме того, Инструкцию по сигнализации в части, касающейся работы на кранах, а также инструкции и действующие приказы администрации, относящиеся к эксплуатации кранов.
После обучения и прохождения практического стажа производится аттестация машинистов кранов, их помощников, строполь-щиков в квалификационной комиссии, организуемой руководством предприятия. Машинистов и помощников машинистов паровых кранов аттестует квалификационная комиссия с участием инспектора Котлонадзора. На железнодорожном транспорте этн комиссии организуются при службах локомотивного хозяйства управлений дорог. Аттестованному машинисту кранов всех типов и помощникам машинистов парового крана выдается соответствующее удостоверение об аттестации. Во время работы машинист крана и его помощник и строПолыцик должны иметь удостоверения при себе, помощники машиниста — удостоверение на право обслуживания соответствующего двигателя нли паросиловой установки.
В последующем производится периодическая, не реже 1 раза в год, проверка знаний машиниста, а также по требованию лица, ответственного по надзору за кранами или инспектора Котлонадзора МПС; при переводе машинистов с крана одного типа на другой; при перерыве работы по специальности больше одного года. Машинисты кранов перед назначением на должность должны быть обучены и пройти аттестацию в указанном выше порядке. О сдаче очередного испытания делают отметку в свидетельстве.
Перед допуском к работе грейферщикн, такелажники нлн строполыцики должны быть обучены умению обслуживать кран и приемам работы, знать устройство грейфера и различных захватных и палочных приспособлений, знать нормы браковки канатов, правила по технике безопасности при работе на кранах, сигнализацию.
К управлению кранами допускаются машинисты и их помощники, назначенные на эту должность администрацией предприятия, что оформляется соответствующим приказом.
Машинисты кранов и их помощники несут полную ответственность за работу кранов.
⇐Ремонт рычагов управления и кузова крана | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Уход за кранами⇒