Ремонт огневой коробки, дымогарных труб и дымовой коробки

Огневая коробка. Основными причинами большинства неисправностей огневой коробки являются: несоблюдение режима чистки топки, питания котла водой, неправильное отопление, нерегулярные продувки котла, неправильное применение антинакипи-нов, несоблюдение режимов охлаждения и промывки котла.

Наиболее серьезными неисправностями огневой коробки являются трещины в ее стенках, местные выедины, выпучины, износи местный прогиб стенок. Для выявления трещин и определения их размера и характера пользуются лупами. Осматриваемые места освещаются переносными низковольтными электролампами.

На огневых решетках трещины бывают между отверстиями для труб; может иметь место ослабление труб в местах их постановки в решетку, прогиб решеток. Местные выедины металла со стороны воды возникают около грязевого кольца, у шуровоч-ного отверстия, в местах загиба огневой решетки и у люковых отверстий. Выедины на стенках топки являются результатом разъедания металла вредными примесями, содержащимися в котловой воде.

Износ стенок топки наблюдается преимущественно в полосе горения и является результатом действия вредных примесей, содержащихся в топливе, и особенно сернистого газа. Огневая решетка изнашивается также и от механического воздействия уносимых из топки несгоревших частиц угля.

Листы цилиндрической части котла подвергаются разъеданию главным образом со стороны воды. Разъеданию в большей степени подвержены листы нижних барабанов. Другой серьезной неисправностью цилиндрической части котла является течь швов.

При ремонте стенок огневой коробки и наружной части котла широко применяется газовая и электродуговая сварка. Наибольшее применение имеет электродуговая сварка.

Заклепочные швы, имеющие течь, разрешается чеканить, однако при этом нельзя повреждать стенки. Чеканку можно производить как при наличии воды в котле, так и без нее. Сварные швы, пропускающие воду, разрешается исправлять сваркой. Швы, в которых периодически обнаруживается течь, вырубают до совершенно чистого и плотного наплавленного металла и заваривают вновь качественным электродом с временным сопротивлением наплавленного металла 38-42 кгс/мм2.

Трещины перед заваркой разделывают с помощью пневматического зубила, придавая сечению У-образную форму (рис. 26). причем перед разделкой по кон-

цам трещины просверливают отверстия сверлом Диаметром 8- 12 мм.

Надрывы между отверстиями в огневой решетке при промывочном и среднем ремонте допускается заваривать независимо от их количества, за исключением следующих случаев: когда трещина образует замкнутый контур; трещина по длине захватывает более четырех простенков; надрывы и трещины идут в четырех направлениях от отверстия трубы; количество уцелевших перемычек между трещинами и надрывами менее двух.

При общем прогибе решетки не более 12 мм и местном не более 5 мм эти прогибы выправляют, причем правка должна быть произведена до разделки и заварки трещин. Первыми необходимо заваривать трещины у труб внешних рядов. Разработанные сверх допускаемых пределов отверстия для дымогарных труб исправляются наплавкой, причем при среднем ремонте допускается наплавлять не более 15, а при капитальном — не более 10 отверстий. Кромки и внутренние поверхности отверстий перед наплавкой зачищаются, а после наплавки подвергаются механической обработке.

Нельзя заваривать в решетках трещины, идущие параллельно кольцевому загибу. Трещины, перпендикулярные кольцевому загибу, разрешается заваривать, если они идут не дальше загиба, не смежны между собой и число их не более трех на всю решетку.

Радиальные надрывы листа у заклепочных отверстий допускается заваривать, но не более одного у каждого отверстия. Число смежных отверстий при этом не должно быть более двух, а общее количество надорванных отверстий не должно превышать 14% количества заклепок в одном ряду.

Местные выедины дымовой решетки разрешается наплавлять, если выедины не уменьшают допускаемые размеры решетки по толщине. Износ обгоревшей кромки допускается до половины ее альбомной толщины, а по ширине — не более 23 мм, считая от центра заклепки. При большем обгорании кромки решетку вынимают из котла и наплавляют. После наплавки решетку отжигают. Общий и местный прогиб дымовой решетки допускается в тех же пределах, что и в огневой решетке.

Ширина кромки шва шуровочного кольца от центра заклепки может быть уменьшена в пределах 15 мм. Заварка трещин и надрывов цилиндрической части огневой коробки не допускается.

На грязевом и шуровочном кольцах можно наплавлять выедины любых размеров при условии, если после подготовки колец к наплавке их сечение будет не меньше 80% альбомного размера.

Сквозные трещины можно заваривать в количестве не более трех на всем кольце. Выедины на наружных листах котла глубиной до 3 мм зачищают и оставляют без исправления. Выедины глубиной от 3 до 5 мм наплавляют электросваркой, места наплавок предварительно зачищают до металлического блеска. Выедины глубиной более 5 мм не допускаются.

Обварка люковых фланцев и наплавка выедин вокруг отверстий для люков возможны при условии, если размер в наиболее тонком месте листа не менее допускаемого. Ослабшие заклепки швов подсаживаются; обварка текущих заклепок не допускается.

Дымогарные трубы. Основной неисправностью дымогарных труб является течь в соединениях их буртов с огневой решеткой. Реже имеют место случаи расстройства соединений верхних концов труб с дымовой решеткой, вызывающие пропуск пара из парового пространства котла в дымовую коробку.

Главной причиной ослабления соединений труб с решеткой является резкое изменение температуры труб и огневой решетки, что вызывает неодинаковые расширения решетки и труб.

Резкое изменение температуры может произойти от неправильного питания котла водой, неумелого ведения огня в топке, нарушения режимов чистки топки и промывки котла, а также от загрязнения его накипью.

Кроме расстройства в соединениях труб с решетками, к неисправностям, требующим при ремонтах замены труб, относится обгорание буртов и трещин в них. Преждевременное обгорание буртов труб происходит от загрязнения решетки накипью, а также из-за чрезмерной высоты буртов, оставляемой при постановке труб. Трещины в буртах обычно возникают еще при постановке труб из-за недостаточного отжига концов и неаккуратной раздачи и отбуртовки.

Во время промывочного ремонта незначительная течь труб при удовлетворительном состоянии буртов устраняется обрубкой всей обварки, зачисткой, развальцовкой, чеканкой и новой обваркой.

Трубы, имеющие значительную течь, заменяют исправными. Заменяют также и те трубы, в которых обнаружена течь при испытании после ремонта. Для удаления дымогарных труб сначала срубают их концы в огневой решетке, после чего отнимают концы в огневой и дымовой решетках. Трубы с отжатыми концами выбивают из огневой решетки и вынимают из котла со стороны дымовой решетки, предварительно сняв дымовую коробку. Обрубают концы и выбивают трубы пневматическим молотком, в который для обрубки концов вставляют зубило, а для отжимки концов и выбивки труб — выколотку.

Вынутые из котла трубы осматривают и при наличии в них трещин, сплющенности, износов от коррозии, погнутостей бракуют. Годные трубы очищают от накипи мокрым или сухим способом. Лучшим считается мокрый способ очистки во вращающихся барабанах, заполненных водой или в ваннах с водой, куда трубы опускают на шарнирных цепях. Перекатываясь, трубы ударяются одна о другую, накипь отбивается. После очистки дымогарные трубы повторно осматривают и взвешивают. Трубы, имеющие износ по весу более 20%, заменяют.

Поврежденные концы труб отрезают так, чтобы обрезанные кромки были перпендикулярны к продольной оси трубы. Обычно отрезают нижние концы труб, взамен которых приваривают новые концы длиной не менее 200 мм, изготовленные из новых Цельнотянутых труб. Наконечники на дымогарные трубы можно приваривать на контактных электросварочных машинах, газосваркой и кузнечным способом.

При кузнечном способе конец трубы оттягивают и делают внутреннюю фаску, отчего образуется раструб; у наконечника фаску снимают снаружи. Подготовленный таким образом наконечник вставляют в раструб трубы, место стыка нагревают на горне до сварочного жара и проковывают. Дымогарные трубы це должны иметь более двух сварных швов.

Каждую отремонтированную трубу испытывают гидравлическим способом (опрессовывают) в течение 2-3 мин при давлении 30 кгс/см2. При этом трубу тщательно осматривают и легко обстукивают ручным молотком. В случае появления свищей в трех и более местах по шву приварки наконечника его отрезают и вновь приваривают. При одном-двух свищах дефектные места вырубают и заваривают, а затем трубу подвергают повторно гидравлическому испытанию.

Перед постановкой труб в котел нижние их концы обжимают под размер отверстий в огневой решетке, а верхние раздают под размер отверстий в дымовой решетке. Обжать и раздать концы можно на специальных станках или (при небольшом количестве сменяемых труб) вручную кузнечным способом. Перед обжимкой конец трубы нагревают до светло-красного цвета. Обжимка может производиться и холодным способом на специальном прессе.

После обжимки нижние концы труб отжигают. Для этого нагретые концы труб помещают в сухой песок или золу, где они медленно остывают. Отжиг концов труб необходим для предотвращения образования надрывов и трещин в буртах, поэтому он обязателен. Перед постановкой в решетки концы труб зачищают до металлического блеска на наждачном точиле, а в отдельных случаях и вручную напильником.

При промывочном и среднем ремонтах ставят только старые отремонтированные трубы, а при капитальном — только новые и комплектно. Необходимо избегать смешанной постановки в котел новых и отремонтированных труб для предотвращения местного выпучивания огневой решетки.

Процесс постановки в котел труб состоит из следующих операций: подготовка отверстий в решетках, постановка прокладных

Рис. 28. Вальцовка роликовая:

/ — веретено; 2- обойма, З — конусные ролики, 4 — упорные шарики; б- корпус (гайка); 6 — винт; 7 — шайба веретена; 8 — шпиндель веретена

Рис 29. Трубная ч?каща медных колец, вставка труб в решетки, уплотнение труб в решетках вальцовкой, отбуртовка нижних концов, подвальцовка концов в огневой решетке, приварка буртов труб.

Обнаруженные в отверстиях дефекты устраняют путем наплавки и развертки с помощью сферической развертки (рис. 27) до получения чистой поверхности цилиндрической формы. После этого вокруг отверстий на ширину 10 мм зачищают решетку и закругляют кромки отверстий под радиус 1,5 мм или снимают фаски с обеих сторон отверстия шириной 1 мм и под углом 45°. Для более плотного соединения труб с огневой решеткой в отверстия последней вставляют прокладные кольца из меди толщиной 2 мм и шириной, на 2 мм большей толщины листа решетки. Кольца в решетке устанавливают так, чтобы они после развальцовки не доходили до огневой поверхности на 1 мм. Это необходимо для плотного прилегания буртов труб к решетке. При промывочном и среднем ремонтах допускается использование колец, бывших в употреблении, если их толщина не менее 1,5 мм и в них отсутствуют трещины. Допускается постановка прокладных колец, сваренных медью газовым способом.

После уплотнения прокладных колец в отверстиях ставят трубы.

Трубы развальцовывают в обеих решетках винтовыми роликовыми вальцовками (рис. 28); после развальцовки производят их отбуртовку со стороны огневой решетки. Сначала отгибают конец трубы оправкой-раз-датчиком или вручную молотком на угол 45-60° и затем отбуртовывают трубной чеканкой (рис. 29) до совершенно плотного прилегания образованного бурта к решетке. В процессе отбуртовки необходимо следить за тем, чтобы не было надорванных буртов,

Допускаемые нормы и размеры (мм) при выпуске кранов из ремонтов

Предельный размер (мм), влекущий

Детали и виды изиосов

капиталь ного

среднего

промывоч ного

замену или исправление деталей

Огневая решетка

Толщина решетки

10; 14; 16

8; 12; 14

7; 10; 12*

Общий прогиб решетки в сторону огня или воды

7

10

12

Местный прогиб решетки на длине

3

4

5

200 мм

После выправления общий прогиб ре-

3

3; 4; 4

_

шетки должен быть не более Ширина кромки шва решетки от центра заклепки:

для новых решеток

33

33

33

» старых »

25

23

21

8

Разработка отверстий для труб не более

4

6

_

Заварка трещин в мостиках решетки

10

10

12

общим числом не более

Дымовая решетка

Толщина решетки

10; И; 14

10; 13

6; 8; 10

Ширина кромки решетки

25

23

21

Разработка отверстий для труб

5

7; 6; 6

8

Дымогарные трубы

Износ труб по весу, % не более

20

20

20

Более 20

Длина выступающих концов труб из

10-15;

8-15;

6-10;

5

дымовой решетки

10-30

10-30

10-30

Высота буртов труб в огневой решетке

3-4

3-4

2,5; 3-4

2

Длина новых наконечников не менее

200-300

200-300

200-300

Цилиндрическая часть топки

Толщина стенки листа топки не менее

11; 15; 16

10; 13; 14

9; 12; 13

Уменьшение размера кромки шва шу-

10

15

..

ровочного кольца против альбомного не более

Отклонение ширины кромки шва новой

2

4

топки против альбомного не более Выедины в цилиндрической части глу-

4; 4; 5

4; 4; 5

6; 8

биной не более

Наружный барабан котла

Выедины в цилиндрической части кот-

3; 4; 5

4; 4; 5

5

6; 6; 8

ла глубиной не более

Дымовая коробка

Местное уменьшение толщины листа, % ДО

3

4

5

6

Общий износ листов по толщине, % Д°

30

40

60

Изоляция котла

Толщина слоя изоляции

30-40

30-40

» Здесь и далее: первая цифра для 6; 15; 18,5-т подъемного крана, вторая-45-т и третья- 75-т крана.

Для более плотной постановки трубы после отбуртовки повторно про-вальдовывают. После отбуртовки и провальцовки труб котел наполняй?! водой температурой не менее 35°С и бурты приваривают к решетке. При промывочном ремонте приварку труб в разных местах (до 15 шт.) можно производить без наполнения котла водой. Бурты приваривают стандартными электродами диаметром 3- 4 мм. Чтобы не допускать местного перегрева решетки, приварку необходимо производить рядами через одну трубу. На рис. 30 показана установка трубы в решетку. Не разрешаются заварка и зачеканка трещин в буртах труб, раздача труб, подвальцовка и чеканка приваренных труб.

Дымовая коробка должна быть плотной во всех ее соединениях. При местных прогарах трубы и стенок коробки ставят заплаты, привариваемые электросваркой. Трещины и лопнувшие швы заваривают. Прогоревшую искроулавливающую сетку заменяют новой. Обшивку котла ремонтируют постановкой заплат газовой или электрической сваркой, при этом вмятины должны быть выправлены, а острые края закруглены.

Ремонтируя части котла, добиваются, чтобы размеры ремонтируемых деталей соответствовали допускаемым. В табл. 7 приведены допускаемые износы основных частей парового котла.

Промывка крановых котлов | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Ремонт гарнитуры и арматуры котла

Добавить комментарий