Обслуживание механизмов кранов

Силовые и передаточные механизмы кранов должны находиться под систематическим надзором.

Обслуживающая кран бригада должна своевременно и хорошо смазывать все трущиеся детали соответствующими смазочными материалами. При этом необходимо следить за правильным поступлением смазки и периодически прочищать смазочные каналы проволокой. При смазке прессом или масленкой с нажимной крышкой следует продавливать смазку до тех пор, пока она не выступит из зазоров между смазываемыми поверхностями.

Нужно систематически проверять крепление болтовых соединений подшипников и их крышек. Они должны быть надлежаще затянуты с тем, чтобы не было дрожаний, стуков и ударов, приводящих к расшатыванию механизмов и преждевременному износу деталей. На соединениях должны быть поставлены все гайки и контргайки, шайбы и шплинты.

Подшипники во время работы не должны нагреваться сверх допускаемой температуры, которая практически определяется прикосновением руки. Если нагрев слишком значителен, необходимо проверить доступ смазки к шейкам валов. Нельзя допускать больших зазоров между подшипником и валом. Нормальный зазор, обеспечивающий поступление смазки, должен быть от 0,001 до 0,002 диаметра вала.

При увеличении зазоров следует заменить прокладки между крышкой и основанием подшипника. При чрезмерной разработке втулочных подшипников их заменяют новыми.

Шариковые и роликовые подшипники в зависимости от условий работы служат определенный срок, по истечении которого при ненормальном износе на рабочих поверхностях колец и на шариках или роликах появляются характерные следы разрушения: язвины, помутнение и расслаивание беговых дорожек, трещины на рабочих поверхностях. При появлении таких повреждений подшипник во время работы сильно греется, износ возрастает, чт1 может привести к разрушению подшипника, а в некоторых случаях и к порче всего узла, в котором подшипник установлен. Необходимо вовремя определить тот момент, когда подшипник по своему состоянию непригоден к дальнейшей работе и подлежит замене.

При исправных подшипниках слышен мягкий ровный шум; при изношенных и неисправных подшипниках слышен стук и скрип. Если отсутствует смазка, подшипники вращаются со свистом, а при загрязненной смазке — со скрежетом и стуком.

При смене подшипников внутреннее кольцо насаживают на вал с помощью пресса или ударами молотка по медной или деревянной оправке. Для облегчения насадки подшипник лучше предварительно нагреть в масле до температуры 80-90°С. Нельзя допускать слишком тугую посадку шариковых и роликовых подшипников, это может привести к защемлению шариков или роликов.

При осмотрах необходимо следить за исправным состоянием войлочных уплотнений и за плотностью постановки крышки с тем, чтобы подшипник был непроницаемым для влаги, грязи и пыли. Уход за валами и осями сводится в основном к предупреждению появления задиров и трещин на шейках, особенно в местах постановки шпонок, клиньев, стопорных болтов, а также в местах переходов.

Зубчатые передачи кранов при работе испытывают значительные нагрузки и подвергаются ударам. При неправильной работе зубчатых передач происходит быстрый износ зубьев зубчатых колес, а в некоторых случаях и их поломка. Сопротивление в передачах в таких случаях резко увеличивается, что приводит к большой нагрузке машины.

Для нормальной работы необходимо, чтобы зубья зубчатых колес касались один другого не менее чем на 0,6 своей длины. При сборке должны быть соблюдены правильные расстояния и параллельность между валами, у конических зубчатых колес — совпадение начальных конусов с точкой пересечения их осей.

Уменьшение расстояния между центрами зубчатых колес приводит к глубокому зацеплению, колеса работают со скрипом и могут произойти их заклинивание и поломка вала. При увеличенном межцентровом расстоянии между зубьями образуется большой радиальный зазор, вследствие чего зацепление будет мелким и зубья будут работать только своей верхней частью. При работе передачи с мелким зацеплением обычно слышен характерный шум. Нормально радиальный зазор должен быть равен 0,2 модуля.

Для правильной работы парных зубчатых колес нельзя также допускать смещение одного зуба вдоль другого в продольном направлении. В противном случае на зубьях образуется ненормальная выработка, которая в свою очередь вызовет дальнейшее расстройство зубчатой передачи.

Правильно собранные и отрегулированные зубчатые передачи с неизношенными зубьями работают почти без шума, стуков и ударов; во время работы они ие перегреваются. Появление значительного шума свидетельствует об износе зубьев зубчатых колес.

Особое внимание обслуживающий персонал крана должен обращать на работу тормозов. Наибольшее распространение на кранах имеют ленточные тормоза, хотя наряду с ними применя-

Признак неисправности

Причина неисправности

Способ устранения

Стук в зубчатых переда-

1. Износ зубьев зубча-

1. Заменить зубчатые

чах

тых колес

колеса

2. Неправильное зацеп-

2. Отрегулировать за-

ление зубьев

целлеиие.

3. Износ втулок

3. Заменить втулки

Неплотное сцепление коии-

1. Проседание горизои-

1. Поставить новые

ческих зубчатых колес

тальных конических

прокладные кольца со-

главного вала и вала по-

зубчатых колес вследст-

ответствующей толщины

ворота

вне износа прокладных колец 2. Износ зубьев зубча-

2. Сменить зубчатые

тых колес

колеса

Свободная игра зубчатых

1. Износ втулок из-за

1. Сменить втулку,

колес на валах

недостаточной смазки

обеспечить смазку

2. Осевой разбег зуб-

2. Сменить упорные

чатых колес

кольца, уплотнить хомуты

Разобрать передачу и

Заедание зубчатых колес

Задиры на втулках нли

на валах

валах

осмотреть зубчатые колеса и валы; незначительный задир устранить опиловкой и шабровкой; при большом заднре сменить втулки и проверить вал на станке

Заменить шпонки,

Ослабление зубчатых ко-

Смятие шпоночных ка-

лес на шпонках

навок или шпонок

смятые канавки зачистить

Осевой разбег зубчатого

Износ буртиков втулок

При большом износе

колеса барабана груза

зубчатых колес или шайб вследствие плохой смазки 1. Заедание втулки чер-

буртиков втулки заменить; сменить изношенные шайбы; поставить распорную втулку большей длины

Провертывание оси червя-

1. Сменить поврежден-

ка или заедание червяка

вяка

ные втулки.

2. Срез стопорных бол-

2. Поставить новые

тот нижней гайки

стопорные болты

3. Задир между гайкой,

3. Отвернуть гайку, за-

прокладным кольцом и

чистить задир и обес-

торцом червяка

лечить подвод смазки

Осевой разбег барабана ме-

Износ буртиков втулок

Сменить или поста-

ханизма подъема стрелы и

или прокладных колец

вить дополнительные

одностороннее зацепление червячного зубчатого ко-

шестерни и червяка

прокладные кольца

леса с червяком

Сильное дрожание оси чер-

Ослаблены болты креп-

Закрепить болты

вяка

леиия державки

Неполное включение ку-

Развертка стяжных

Отрегулировать тяги

лачковых муфт главного

муфт на тягах

стяжными муфтами или

вала и вала механизма

нарезать новые гнезда

вращения или задевание

в секторах стойки рычагов управления

Признак неисправности

Причина неисправности

Способ устранения

ачков муфты за ку-ки зубчатых колес депление кулачковых

1. Износ нлн излом ку-

1. Заменить исправны-

Ьт

лачковых муфт

МИ

:дание хомута кулачко-

2. Мертвый ход рычагов передачи

Недостаточная смазка

2. Отрегулировать муфты или сделать новые зарубки на секторе Хомуты разобрать, за-

! муфты главного вала, чачковых муфт вала 1жеяия, механизма пово-га, червяка брация кронштейна вала

1. Ослабли болты, кре-

чистить и поставить на место; в случае большого задира сменить или приработать с графитом 1. Закрепить болты

лючения кулачковых фт механизма поворота

пящие кронштейны 2. Трещина в сварном

2. Исправить шов, при-

-.гук в подшипниках валов

шве лап кронштейна 1. Нет достаточного на-

варив лапы 1. Отремонтировать

Грение подшипников

тяга подшипников 2. Износ вкладышей 3. Ослабление крепежных болтов 1. Слишком затянуты

натяг подшипников, заменив прокладки или опилив крышки ПОДШИПНИКОВ

2. Сменить вкладыши.

3. Закрепить болты 1. Ослабить болты

Непровертывание катков

болты крышек 2. Отсутствует смазка 1. Каток не сопрнкаса-

2. Проверить и обеспечить подвод смазки-1. Оставить без ис-

‘•оборотной рамы

ется с опорным коль-

правления, если дефект

Заедание роликов для ка-

дом 2. Каток заело 1. Задиры втулок роли-

местный, при круговом — подложить прокладки под ось и крышки 2. В случае сильного заедания осмотреть и при заедании одного катка исправить во время промывочного per монта; при сильном заедании двух катков исправить немедленно

I. Устранить задиры

натов

Не работают тормоза

ков 2. Ржавление или загрязнение 1. Вытянулась лента

2. Очистить от ржавчины и грязи и обеспечить достаточную смазку роликов 1. Подтянуть ленту

стяжиой муфтой или укоротить нарезку хвостовиков ленты

Признак неисправности

Причина неисправности

Способ устранения

Зазор между гайкой цент-

2. Разрегулировались тяги рычагов на стяжных муфтах 3. Износ фрикционной ленты 4. Неправильная форма ленты

Износ втулок или осей

2. Отрегулировать под-жатием или ослаблением стяжных муфт 3. Сменить фрикционную ленту 4. Выправить до равномерного отхода ленты по всей длине

Втулки или оси сме-

ральной

колонны и цент-

катков

нить, подтянуть гайку

ральным

подшипником бо-

и закрепить в новом по-

лее 3 мм

ложеиин

ются и колодочные. Ленты тормозов должны плотно и равномерно прилегать к тормозным шкивам по всей площади. Поверхности торможения шкивов должны быть гладкими и не иметь зади-ров и рисок. Необходимо следить, чтобы во время работы на ленту не попадали смазки и грязь. При замасленных и загрязненных лентах будет проскальзывание (боксование) тормозных шкивов и тормоз будет плохо держать.

При отпуске тормоза лента должна равномерно отходить на 1,5-2 мм от шкива по всей окружности. Фрикционная Дканевая лента должна быть плотно прикреплена к стальной тормозной ленте алюминиевыми или медными заклепками, утопленными не менее чем на 0,5 ее толщины. Края ленты должны быть ровными и не иметь заусенцев или выбившихся прядей ткаии.

По мере износа лента вытягивается. Чтобы обеспечить нормальные зазоры при растормаживании, периодически регулируют ленточные тормоза подтяжкой болтов или стяжных муфт. Замасленную фрикционную ленту промывают в керосине или бензине. При регулировке следят, чтобы ограничительные регулирующие винты обеспечивали равномерный отход ленты по окружности.

У колодочных тормозов также необходимо, чтобы отход колодок был равномерным, а в затянутом (заторможенном) положении обкладки колодок из фрикционной ленты плотно прилегали по всей рабочей поверхности к тормозному диску.

Уход за ленточными муфтами и их регулировку производят так же, как и ленточных тормозов.

Нужно следить также и за правильностью включения кулачковых муфт, их следует включать на небольших оборотах механизма. Кулачки включенной муфты должны полностью входить в зацепление. При неполном зацеплении происходит преждевременный износ кулачков и самовыключение муфт.

Чрезмерный нагрев фрикционных муфт свидетельствует в первую очередь о пробуксовке дисков и может являться следствием недостаточного сцепления дисков из-за замасливания фрикционных колец или пластин, из-за их износа или недостаточной упругости нажимных пружин. В этом случае муфту следует осмотреть и отрегулировать, а в случае необходимости — промыть или заменить фрикционные кольца.

В табл. 33 приведены характерные неисправности, встречающиеся при работе кранов ПК-6, их причины и способы устранения. Аналогичные неисправности имеют место и при работе других железнодорожных кранов.

Рабочее место комплексной бригады по ремонту кранов | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Ремонт передач, валов, осей и подшипников

Добавить комментарий