Дизели К-559 (рис. 68) и К-661 относятся к серии дизелей 6ЧН-12/14 и используются в качестве двигателей дизель-генераторных установок ДГ75-3, устанавливаемых на дизель-электрических кранах КДЭ.
Указанные дизели ¦- четырехтактные, шестнцилиндровые с вертикальным расположением цилиндров в одни ряд, имеют форсировку за счет наддува.
Блок цилиндров чугунный, в который вставлены шесть цилиндровых втулок, отлитых из специального чугуна с повышенной твердостью. Наружные поверхности втулок, омываемые охлаждающей водой, хромированы. Уплотнение водяной полости осуществлено за счет резиновых колец, вставленных в канавки втулок. В нижней части блока расположены семь перегородок, в которых имеются гнезда для коренных подшипников коленчатого вала, закрываемых крышками. Седьмая коренная опора со стороны маховика имеет также и упорный подшипник. С боковых сторон блок имеет смотровые люки, закрываемые крышками и служащие Для осмотра внутренних частей дизеля. Сверху блок накрывается тремя головками цилиндров (на два цилиндра одна головка), закрепленными на шпильках. Для уплотнения соединения между блоком и головками проложена железоасбестовая прокладка.
Техническая характеристика дизелей К-559 и К-661
Мощность, э. л. с.:
номинальная…………….. 115
максимальная…………….. 120
Частота вращения, об/мин:
номинальная…………….. 1500
минимальная устойчивая на холостном ходу… 700-800
Направление вращения коленчатого вала, смотря со стороны маховика…………….левое
Число цилиндров……‘………..6
Диаметр цилиндров, мм…………..120
Ход поршня, мм………………140
Порядок работы цилиндров…………1-5-3-6-2-4
Способ смесеобразования…………..вихрекамерное
Степень сжатия………………14
Среднее эффективное давление, кгс/см2…….7,2
Фазы газораспределения в градусах поворота коленчатого вала:
открытие впускного клапана до в. м. т……45 ±5
закрытие впускного клапана после в. м. т…. 45±5
открытие впускного клапана до н. м. т……45±5
закрытие выпускного клапана после в. м. т…. 45±5
Топливо…………………дизельное по
ГОСТ 4749-73
Смазка………………….масло ДС-11
(М 10Б) ГОСТ 8581-63 с присадкой 4,5 % МНИИ-22К
Удельный расход топлива, г/э. л. с. ч…….195+5%
Тип электростартера…………….СТ-25
Тип аккумуляторной батареи…………6СТК-180 М или 6СТК-150МС
Зарядный генератор (мощность 1000 Вт, напряжение 27,5 В, ток 36 А)…………….ГСК-1500М или
ГСК-1500Ж
Головки цилиндров, отлитые из чугуна, имеют вихревые камеры сгорания. К верхней части головок крепятся кронштейны коромысел клапанного механизма.
В передней части дизеля к торцу блока крепится алюминиевая коробка с расположенными в ней распределительными зубчатыми колесами, также закрываемая крышкой. На крышке монтируются масляный и водяной насосы и фильтр масла.
Коленчатый вал стальной, имеет шесть колен, расположенных под углом 120° относительно друг друга; как коренные, так и шатунные шейкн вала шлифованные, с закаленной поверхностью. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала сообщаются косыми каналами для прохода смазки. Задний конец вала имеет фланец для присоединения маховика, на переднем конце крепятся шестерни для привода вспомогательных агрегатов дизеля.
Шатуны дизеля стальные, таврового сечения. Верхняя головка шатуна имеет бронзовую втулку под стальной плавающий палец поршня. Нижияя головка разъемная, закрывается крышкой и имеет биметаллические вкладыши из двух половинок.
Поршень алюминиевый, в верхней его части расположены три канавки под компрессионные кольца и одна под маслосъемное. Второе маслосъемное кольцо располагается ниже поршневого пальца. Поршневые кольца сделаны из специального чугуна и верхнее компрессионное кольцо покрыто пористым хромом. Сбоку, внутри блока на подшипниках размещается цельный стальной распределительный валик с кулачками одинакового профиля как для впускных, так и для выпускных клапанов.
Валик имеет центральный канал для прохода смазки к его подшипникам. На переднем конце валика насажены шестерни: одна ведомая для его привода и другая для привода топливного насоса. Впускной и выпускной клапаны одинакового диаметра, подвесного типа, изготовляются из жаропрочной стали. Штоки клапанов ходят в бронзовых направляющих, а тарелки клапанов прижимаются к своим гнездам каждый двумя концентричными пружинами, закрепленными замками с разъемными вкладными сухариками. Приводятся клапаны в движение от распределительного валика посредством толкателей, штанг и коромысел. Толкатели располагаются в соответствующих гнездах блока цилиндров, с одной стороны касаются кулачков распределительного валика, а с другой — соединены со штангами, которые передают движение на плечи коромысел; вторым плечом коромысла нажимают на торцы штоков клапанов и, преодолевая усилие пружин, открывают клапаны.
Как и всякий дизель, двигатели К-559 и К-661 имеют топливную систему, систему смазки, систему охлаждения, систему воздуховпуска и газовыпуска; при этом в данных дизелях осуществлен наддув.
Топливная система дизеля включает в себя фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос, фильтр тонкой очистки, топливный насос высокого давления с регулятором, форсунки и трубопроводы высокого и низкого давления.
Топливоподкачивающий иасос поршневого типа через фильтр грубой очистки засасывает топливо из бака и нагнетает под давлением 0,5 кгс/см2 к фильтру тонкой очистки. Пройдя через фильтр, топливо поступает к топливному насосу высокого давления и в строго определенные моменты подается к форсунке того или иного цилиндра.
Топливный насос — плунжерного типа с постоянной величиной хода плунжеров, двигающихся через толкатели от распределительного кулачкового валика насоса. Регулировка количества подаваемого топлива достигается за счет поворота плунжеров, на поверхности которых имеется спиральная канавка, отсекающая своей кромкой излишки топлива. Поворот плунжеров осуществляется зубчатой рейкой, связанной с центробежным однорежимным регулятором с катарактом, обеспечивающим поддержание заданной частоты вращения дизеля на всех диапазонах его нагрузок (от 0 до 100%) и при внезапном ее изменении
Форсунки данных дизелей -¦ закрытого типа с регулировкой давления впрыскивания топлива в цилиндры. Корпус и игла распылителя форсунки изготовляются из специальных легированных сталей, точно пригнаны и притерты друг к другу и невзаимозаменяемы Диаметр соплового отверстия распылителя 2 мм.
Система смазки дизеля автоиомиозамкнутая, циркуляционная, под давлением с «мокрым картером», обеспечивает подачу смазки ко всем ответственным трущимся поверхностям деталей Основными частями смазочной системы являются: масляный насос, фильтр масла, центрифуга, масляный радиатор, маслопроводы, маслосборник (поддон картера) и контрольные приборы — термометр и манометр.
Масляный насос шестеренчатого типа, секционный с одной парой шестерен, отсасывает масло через приемный фильтр из поддона дизеля и подает его под давлением 2-7 кгс/см2 к масляному фильтру и частично к центрифуге Из фильтра масло поступает в смазочные маслопроводы самого дизеля Масло, подаваемое в центрифугу, поступает во внутреннюю полость ее ротора и, выходя из него через сопла снизу, придает ротору большую частоту вращения, благодаря чему взвешенные мелкие металлические частицы оседают на внутренних поверхностях ротора, а очищенное масло через сопла стекает в поддон дизеля
Система охлаждения дизеля принудительная Вода центробежным насосом подается в дифференциальную трубу блока цилиндра, из которой расходится ко втулкам цилиндров, затем в головки цилиндров, в зарубашечиое пространство газовипускного коллектора и в радиатор охлаждения, обдуваемый воздухом от вентилятора. От дифференциальной трубы вода также поступает и к трубонаг-нетателю для охлаждения его подшипников и затем к радиатору.
В систему воздуховпуска, газовыпуска и наддува (рнс 59) входят: газовыпускной коллектор 1 с теплоизолирующим кожухом 2, тепловая изоляция 3, нагнетательный коллектор 4, трубка вентиляционная 5, патрубок 6, теплоизолирующий кожух турбины 7
Рис. 59. Схема наддува дизеля
Рис. 60 Турбонагнетатель-
/ — шумоглушитель иа всасывании (повернут на 90°); 2 — замковая шайба; 3 — крышка нагнетателя, 4 — труба подвода воздуха; 5 — маслоотражатель со стороны иагие-татетя, 6 — корпус шарикоподшипников, 7 — фланец корпуса шарикоподшипников, 8 — корпус турбины; 9 — венец сопел; 10 — фланец корпуса турбины, 11 — направляющий патрубок, 12 — колесо турбины с валом; 13 — маслоотражатель со сторриы турбины; 14 — обойма шарикоподшипника, 16 — прокладки регулировочные, 16 — катушка; 17 — пробка слива масла; 18 — корпус нагнетателя, 19 — крыльчатка нагнетателя; 20 — крышка уплотнения со стороны нагнетателя; 21 — болт крыльчатки нагнетателя
Турбонагнетатель (рис 60) установлен на выходном фланце газовыпускного коллектора и состоит из радиальной центростремительной турбины и центробежного нагнетателя.
Отработавшие газы из газовыпускного коллектора поступают к венцу 9 и через его сопла на колесо турбины 12, благодаря чему колесо с валом приобретает частоту вращения до 30 000 об/мин. Одновременно вращается крыльчатка нагнетателя 19, создавая давление воздуха, засасываемого через шумоглушитель 1 и нагнетаемого в воздуховпускной коллектор, осуществляя тем самым форсировку работы двигателя, повышая его мощность.
Вал турбинного колеса с насаженной маслоразбрызгивающей катушкой 16, маслоотражательными кольцами 5 и 13, закрепленными болтом 21 с замковой шайбой 2, установлен иа шарикоподшипниках. Шарикоподшипники для мягкости подвески вставлены в пружинную обойму 14.
Нагнетатель имеет алюминиевые крышки 3 и корпус 18, образующие между собой диффузор и улиткообразный канал, заканчивающийся патрубком, присоедшшемым к воадуховпускному коллектору. Между корпусами турбины и нагнетателя на регулировочных прокладках 15 расположен корпус подвески опорных шарикоподшипников € и фланец 7, которые образуют масляную ванну,’ охлаждающую подшипники. Корпус имеет также полость для охлаждения водой. Уплотняет масляную ваииу лабиринт, создаваемый маслоотражательиыми кольцами 5 и 13 и крышками лабиринтов 20, а также воздушным затвором благодаря поступающему через трубу 4 воздуху из полости повышенного давления нагнетателя.
В целях снижения шума на нагнетателе со стороны всасывания устанавливается шумоглушитель 1, состоящий из набора войлочных колец с отверстиями, при этом крайнее кольцо имеет отверстия большого диаметра, а все последующие кольца постепенно уменьшающегося диаметра.
Для контроля количества масла в ванне турбонагнетателя в боковом патрубке корпуса 6 имеется стекло, по которому виден уровень масла. Количество масла, заливаемого в ванну, равно 270-280 г. расход масла между контрольными метками обеспечивает работу дизеля в течение 100 ч. Работа дизеля с уровнем масла ниже ннжней метки недопустима.
⇐Механизмы и системы двигателя | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Описание автомобильных двигателей, используемых на кранах⇒