Зоны образования пыли

К очагам скопления пылевых облаков при функционировании транспортно-технологических линий могут быть причислены:

— транспортные средства при погрузочно-разгрузочных операциях;

— места падения груза в емкость (бункер, кузов и т.п.);

— зона перегрузки с одного конвейера на другой;

— зона перемещения и смешивания груза.

Все перечисленные очаги скопления пыли имеют похожее распределение пылевого потока (рис.6.3).

Образование пыли в перегрузочном процессе обуславливается следующими причинами. При поступлении груза в самотек, первый занимает всю площадь поперечного сечения из-за относительно небольшой начальной скорости, которая с разгоном потока постоянно возрастает. В результате данного процесса происходит отделение пылевых частиц, наибольшая концентрация которых образуется в точке удара частиц груза о поверхность.

Транспортные средства (автомобили, вагоны, баржи) являются основными средствами доставки сыпучих грузов на большие расстоя ния. Бортовые автомобили разгружаются в основном с применением автомобилеразгрузчиков, или, в случае с самосвалом, — поднятием кузова. По мере того как автомобиль или кузов поднимают, и груз начинает высыпаться, образуется огромное количество пыли (рис.6.4). При использовании автомобилей с конусным днищем пыль образуется в момент открывания днища и выпуска груза. Вагоны разгружают таким же способом, как и автомобиль с конусным днищем, т. е. путем откры -тия выпускных заслонок (рис.6.5). Кроме того, если груз при выпуске дозируют с помощью выпускных заслонок или заднего откидного борта автомобиля путем открытия заслонки, то в этой точке выделяется только часть пыли, а не вся ее масса.

В большинстве случаев в технологических процессах для загрузки подвижного состава используют самотеки (рис.6.6). Транспортируемый груз имеет тенденцию достигать высокой скорости, при этом увлекается большое количество воздуха. На выходе из самотека во время падения сыпучего груза в кузов транспортного средства (автомобиля, вагона) выделяется большое количество пыли. С подобными проблемами выделения пыли, но в большом масштабе сталкиваются при разгрузке барж и судов портовых зон.

Рис.6.3. Распределения пылевого потока:

1- вытесняемая смесь пыли и воздуха;

2- пыль, увлекаемая потоком воздуха;

3- пыль, унесенная потоком ветра;

4- выделение пыли в точке удара

Рис.6.4. Распределение пыли при разгрузке автомобиля

Рис.6.5.

Распределение пыли при разгрузке вагона

Рис.6.6. Распределение пыли при загрузке подвижного состава: а- автомобиля; б- вагона

Разного рода конвейеры также являются интенсивными возбудителями пыли. Работа норий обычно создает запыленность внутри но-рийных труб, где количество пыли значительно превышает минимальную взрывоопасную концентрацию; следовательно, этот вид оборудования требует повышенного внимания.

При перемещении груза и увлекаемого им потока воздуха нория действует аналогично вентилятору, работающему в режиме нагнетания и всасывания. Если имеются утечки и положительное давление в башмаке, головке или норийной трубе, то непременно образуется источник пыли — это груз.

Ленточные конвейеры — серьезные источники выделения пыли, особенно при их разгрузке и загрузке. Приемные устройства, разгрузочные точки и разгрузочные тележки ленточных конвейеров часто требуют дополнительных устройств для предотвращения выделения пыли в производственную зону и окружающую среду. Открытые ленточные конвейеры, перемещающиеся с высокой скоростью, являются наиболее сильными источниками пыления из-за интенсивного перемещения потока воздуха.

Самотеки и желоба, транспортирующие сыпучий груз, могут выделять много пыли за счет внутренней турбулентности, если они имеют утечки или открыты. Длинные участки самотеков, по которым перемещаются грузы с высокой скоростью и с значительным количеством увлекаемого воздуха, представляют собой больший потенциальный источник, чем короткие самотеки и желоба.

Бункера — особо опасные места, так как они представляют собой закрытые конструкции, и во время заполнения в них образуется высокая концентрация взвешенной пыли (рис.

6.7).

Недостаточная аспирация при технологических процессах приводит к превышению в несколько раз предельно допустимых показателей запыленности производственной зоны, что вызывает профессиональные заболевания дыхательных путей.

Значимость экологизации транспортно-технологического процесса | Емкости для сыпучих грузов в транспортно-грузовых системах | Общие принципы вентилирования и очистки воздуха от пылевых частиц

Добавить комментарий