Экономические показатели и их особенности

Расчет приведенных ниже технико-экономических показателей функционирования объекта транспортно-грузовых систем необходим для своевременного и полного отражения соотношения расходов и доходов, связанных с его деятельностью. Экономическая оценка является заключительным этапом комплексной оценки работы рассматриваемого объекта.

Все технико-экономические показатели можно условно разделить на две группы, отражающие расходы и доходы от деятельности объекта. Каждый из этих показателей, в свою очередь, подразделяется на подгруппы.

К группе расходных показателей относятся:

• капитальные затраты на строительство (они представляют собой совокупность затрат на строительство, оснащение, механизацию и автоматизацию рассматриваемого объекта для ввода его в эксплуатацию). Капитальные затраты рассчитываются в два этапа: первый этап — определение необходимой суммы инвестиций на строительство объекта; второй — определение капитальных вложений с учетом их распределения по периодам и упущенной выгоды. Таким образом, расчет этого показателя необходим для реализации проекта и обоснования его эффективности;

• эксплуатационные расходы деятельности рассматриваемого объекта. Они обычно рассчитываются за год и представляют собой совокупность расходов, необходимых для нормальной деятельности предприятия. В эту подгруппу входят расходы: на заработную плату (совокупность заработной платы работников, а также отчисления на зарплату); на амортизацию; на ремонт, оборудование и сооружение объекта; на освещение; на энергоносители (силовая энергия, топливо, сжатый воздух, смазочные материалы); на уплату налогов (на имущество, НДС, на землю и т.д.).

К показателям эффективности деятельности рассматриваемого объекта относятся:

• экономический эффект (прибыль) в текущем году — абсолютный показатель целесообразности функционирования рассматриваемого объекта;

• эколого-экономический эффект. Показывает экономию за счет внедрения экологически чистых технологий;

• число высвобождаемых рабочих за счет увеличения производительности труда — важный показатель, отражающий эффективность работы рассматриваемого объекта и служащий основанием для расчета экономии фонда заработной платы;

• производительность труда — это показатель эффективности работы обслуживающего персонала, который может быть определен как выработка одним работником или трудоемкость;

• показатель качества продукции. Характеризуется двумя свойствами — безотказность и ремонтопригодность;

• фондоотдача (сколько рублей, выручки получено на рубль вложенных средств), фондоемкость (величина обратная фондоотдаче), фондорентабельность (величина прибыли, приходящаяся на рубль вложенных средств), фондовооруженность (оборотные средства, приходящиеся на одного работника рассматриваемого объекта).

При расчетах технико-экономических показателей объекта транспортно-грузовых систем необходимо также учитывать деление на основе прав собственности, так как он может находиться в собственности как частного предпринимателя, который использует его для получения прибыли, так и принадлежать предприятию, являясь непосредственным звеном технологической цепи. Главной задачей рассматриваемого объекта в последнем случае становится обеспечение безотказного функционирования.

При первом варианте (когда рассматриваемый объект принадлежит частному лицу) клиентам оказываются различные виды сервисных услуг, но в этом случае предприниматель должен производить налоговые выплаты. Первая группа услуг включает в себя доставку товара с предприятия-поставщика на объект (склад) в железнодорожном подвижном составе, перегрузку груза на территорию склада с использованием средств механизации и дальнейшее хранение груза сроком, определяемым заказчиком. Вторая группа услуг включает отправление пустой тары предприятию-поставщику по железной дороге, доставку груза в подвижном составе на территорию рассматриваемого объекта, перегрузку груза на место хранения и последующее хранение груза в сроки, предусматриваемые контрактом. В этом случае в стоимость услуг входит доставка по железной дороге тары предприятию-поставщику, а также стоимость самой тары. Возможен еще вариант, по которому предоставляются только услуги по перегрузке груза в складское помещение и последующее хранение, тогда все затраты на доставку к месту складирования берет на себя заказчик.

В случае включения рассматриваемого объекта в производственную линию все выплаты производит предприятие, им владеющее. В свою очередь предприятие-производитель может оказывать услуги по отправке сырья со склада (рассматриваемого объекта). Предприятие оплачивает доставку груза, отправление пустой тары предпри ятию-поставщику, а также осуществляет оплату эксплуатационных расходов.

Контрольные вопросы по 4 главе | Емкости для сыпучих грузов в транспортно-грузовых системах | Расчет капитальных затрат на строительство

Добавить комментарий