Деревянные опоры воздушных линий связи и высоковольтно-сигнальных линий СЦБ изготавливают из сосны, лиственницы, ели, кедра. Столбы имеют длину 5; 5,5 и 6,5 м с диаметром в вершине (верхнем отрубе) от 12 до 25 см, длиной 7,5; 8,5 и 9,5 м — с диаметром от 14 до 24 см и длиной 11 и 13 м — с диаметром от 18 до 24 см. На линиях связи столбы длиной 11 и 13 м используют для переходных опор через полотно железной дороги, на переездах и т. п. Деревянные столбы имеют коническую форму. Диаметр столбов выбирают в зависимости от числа подвешиваемых на опоре проводов и типа линии, а длину — исходя из габаритных размеров, установленных для данной линии.
Деревянные опоры подвержены гниению под воздействием грибков, разрушающих древесину. Для повышения срока службы деревянных опор столбы пропитывают антисептиками, препятствующими жизнедеятельности грибка, или применяют установку опор в искусственные основания, что наиболее эффективно. Способы пропитки древесины столбов бывают заводские и полевые.
Срок службы столбов при их пропитке и установке в искусственных основаниях в среднем может быть принят равным:
Для столбов, установленных непосредственно в грунт, пропитанных способами:
полевыми……..10-12 лет заводскими……..18-22 года
Для столбов в искусственных основаниях:
непропитанных……. 16-20 лет пропитанных……. 25-30 »
Для повышения срока службы деревянных опор предусматривают установку опор в приставках, так как в этом случае комлевая часть опор находится под поверхностью земли и, следовательно, столбы гниют меньше. Наибольшее распространение получили железобетонные приставки, но находят применение и деревянные приставки из пропитанных столбов.
Железобетонные приставки к деревянным опорам воздушных линий применяют не только для продления срока службы деревянных столбов, но и при необходимости для увеличения длины опор в местах перехода линии через железные и автомобильные дороги.
На линиях связи используют приставки прямоугольного сечения типа ПР (рис. 12, а) и таврового сечения, а на высоковольтных линиях трапецеидального сечения — типа ПТ (рис. 12, б). Их длина от 3,0 до 4,5 м.
В зависимости от числа проводов, подвешиваемых на линии связи, и типа линии опоры устанавливают в одной (рис. 13, а) или в двух (рис. 13, б) приставках.
На высоковольтно-сигнальных линиях СЦБ промежуточные опоры располагают в двух приставках, а на всех сложных опорах — по одной к каждому столбу. Приставки скрепляют со столбом проволочными хомутами, при этом в нижней части приставок устанавливают железобетонный или деревянный вкладыш, увеличивающий устойчивость опоры.
Подземную (комлевую) часть железобетонных опор и приставок для предотвращения их разрушения от воздействия блуждающих токов и находящихся в земле химических веществ на длине 2,2 м обмазывают битумной мастикой слоем толщиной 4-5 мм. После припасовки к опоре приставок битумной мастикой покрывают детали подземного крепления.
Железобетонные опоры используют при строительстве воздушных линий связи, высоковольтных и высоковольтно-сигнальных линий автоматики и телемеханики. Они отличаются от деревянных повышенной прочностью, пожаростойкостью и долговечностью. Для воздушных линий предназначены опоры конической формы с предварительно напряженной стальной арматурой, изготавливаемые методом центрифугирования в виде полых конических труб (стоек).
Стальной каркас такой железобетонной опоры (стойки) состоит из продольной арматуры в виде нескольких цилиндрических стальных стержней из стали переменного профиля, располагаемых по окружности опоры. Стержни скрепляют сваркой со стальными обручами из проволоки диаметром 5 мм, которые размещают по длине каркаса опоры на расстоянии 1 м друг от друга. Подготовленный таким образом каркас обвивают по окружности спиралью из стальной арматурной проволоки и заключают в форму, внутренние размеры которой равны внешним размерам будущей железобетонной стойки. Форму с каркасом устанавливают на станок, заполняют жидким бетоном и вращают, постепенно увеличивая число оборотов формы. Под действием центробежной силы бетон равномерно распределяется по стенкам формы, уплотняется и в результате получается полая коническая железобетонная труба (стойка) с толщиной стенки 40- 55 мм.
При строительстве высоковольтных и высоковольтно-сигнальных линий (ВЛ и ВСЛ) СЦБ применяют железобетонные опоры (стойки) марок С 1,85/10,1; С 2,55/10,1 и С 2/11,1 длиной 10,1 м и 11,1 м.
Рис. 14. Центрифугированная стойка железобетонной опоры
Цифры 1,85; 2 и 2,55 означают значение несущей способности (трещино-стойкости) стойки (тс • м) на расстоянии 1,7 м от нижнего торца стойки*.
Опоры из железобетона предназначены для одноцепных и двухцепных высоковольтных линий. Центрифугированная стойка железобетонной опоры (рис. 14, а), применяемая при строительстве В Л и ВС Л СЦБ, имеет верхнюю 1 и нижнюю 3 бетонные заглушки и отверстия 2 для крепления траверс и подкосов. Диаметр верхней части стойки ^ — 170 мм, а нижней части (12 = 320 -г- 335 мм.
Для закрепления траверс, брусков, верхушечных штырей и другой арматуры в стойках предусмотрены отверстия (рис. 14, б) — два отверстия 1 диаметром 22 мм и девять отверстий 2 диаметром 18 мм. В нижней части стоек, предназначенных для сборки угловых, концевых и переходных опор, можно предусматривать отверстия диаметром 34 мм для закрепления анкерных плит.
Железобетонные стойки имеют провод заземления диаметром 6 мм, который проложен в бетоне. В верхней и нижней частях стоек находятся выводы с резьбой для подключения заземляемых элементов.
При сооружении воздушных линий связи применяют железобетонные опоры конической формы типов ОСНЦ и СНЦ (рис. 15) с диаметром в вершине 230 мм и длиной 6,5; 7,5 и 8,5 м. Тип стойки расшифровывается следующим образом. Например, стойка типа СНЦ-2,2-6,5: С — стойка; Н — с напряженной арматурой; Ц — центрифугированная, 2,2 тс • м — несущая способность стойки на уровне закопки; 6,5 м — длина стойки.
Рис. 15. Коническая железобетонная опора типа СНЦ, применяемая при строительстве воздушных линий связи
⇐Материалы и арматура воздушных линий | Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта | Основные типы опор воздушных линий СЦБ и связи⇒