Тепловозы серии ДА и ДБ | Электрические машины

Назначение электрических машин следующее.

Главный генератор О представляет собой машину постоянного тока, предназначенную для питания тяговых моторов и запуска дизеля. Генератор приводится во вращение непосредственно от переднего конца вала дизеля. Вал дизеля жёстко соединён с валом якоря генератора.

Передний конец вала якоря поддерживается самоустанавливающимся двухрядным роликовым подшипником. Опорой для роликового подшипника служит передний щит генератора. Осевой разбег вала якоря ограничивается упорным подшипником вала дизеля и должен быть равен 8,2 мм. Минимально допустимый разбег 7 мм.

Статор генератора соединён своей нижней полуокружностью глухими болтами с большим фланцем картера дизеля и не имеет больше никаких опор, кроме двух очень жёстких пружин у передней части статора, опирающихся на хребтовую балку кузова. Вентиляция генератора осуществляется вентиляторным колесом, которое крепится к якорю с задней стороны. Это колесо является одновременно задней крышкой генератора. Вентиляторное колесо засасывает воздух со стороны коллектора и выбрасывает его через специальные окна в задней части генератора наружу. На переднем удлинённом конце вала якоря генератора укреплён шкив для клиновидных ремней, которыми приводится во вращение возбудитель, и вспомогательный генератор. Общий вид генератора показан на фиг. 114. Основные технические данные генератора приведены на стр. 222.

Генератор имеет независимую обмотку, питаемую возбудителем, и специальную пусковую обмотку, которая работает только во время запуска дизеля. Кроме того, для автоматического регулирования тока и напряжения ток генератора проходит через специальную диференциальную обмотку, расположенную на полюсах возбудителя.

Фиг. 114. Главный генератор

На фиг. 115 даны внешняя характеристика генератора при 625 об/мин. и кривая коэфициента полезного действия.

Агрегат — возбудитель-вспомогательный ге-н е р а т о р—представляет собой машины постоянного тока, якори которых расположены на одном валу.

Возбудитель предназначается для питания независимой обмотки главного генератора; вспомогательный генератор — для зарядки аккумуляторной батареи, питания цепей управления и освещения.

Общий вал якорей обеих машин установлен на двух роликовых подшипниках, приводится во вращение от вала генератора посредством ремённой передачи. Весь агрегат установлен на статоре главного генератора, на специальной площадке (фиг. 114). Вентиляция указанных машин производится вентиляторным колесом, расположенным между якорями обеих машин.

Тяговые моторы представляют собой машины постоянного тока с сериесньш возбуждением.

Подвеска моторов обычного трамвайного типа. Охлаждение принудительное; для каждой тележки установлен специальный вентилятор, который приводится во вращение от вала дизеля ремённой передачей. Воздух к моторам подается через полости, имеющиеся в междурамном креплении цельнолитой рамы тележки.

Вал якоря тягового мотора поддерживается двумя однорядными роликовыми подшипниками, один из которых является упорным. Передача крутящего момента к осям тепловоза осуществляется односторонней зубчатой передачей с прямым зубом. Число зубьев малой шестерни — 14, большой — 68. Большая шестерня напрессовывается непосредственно на ось колёсной пары. Моторно-осевые подшипники электродвигателя скользящие, бронзовые с фитильной смазкой. Номинальный радиальный зазор моторно-осевых подшипников 0,4 мм, допускаемый радиальный износ 3,2-4,8 мм.

Аккумуляторная батарея служит для питания генератора при запуске дизеля и питания вспомогательных агрегатов и освещения при неработающем дизеле.

Часть тепловозов оборудована батареями кислотного типа, состоящими из 56 элементов, числб пластин в каждом элементе — 17.

Полностью заряженная батарея имеет на клеммах 130 в. Ёмкосг. батареи 260 а-ч, плотность электролита заряженной батареи 1 265- 1 285. Конечный зарядный ток 16 а. Другая часть тепловозов имеет батареи кислотного типа (АВ) 23, состоящие также из 56 элементов. Ёмкость батареи 280 а-і, плотность электролита 1 280. Конечный зарядный ток 13 а. Батареи этого типа весьма выносливы в работе и при надлежащем уходе могут служить длительное время без заметного снижения ёмкости.

При эксплуатации батареи необходимо следить за уровнем электролита и не допускать снижения его ниже сепаратора. Максимальный и нормальный уровень в батарее, измеренный от сепаратора, составляет 9,5 мм.

В нормальной эксплуатации для поддержания уровня электролита нужно ежемесячно добавлять дестиллированную воду. При этом надо иметь в виду, что при работе батареи испаряется только вода, количество кислоты остаётся неизменным. Необходимо систематически проверять плотность электролита, напряжение отдельных элементов* общее напряжение батареи, измерять температуру электролита и содержать всю батарею в чистоте. Нормальная плотность электролита полностью заряженной батареи приводится при 25°; в случаях, когда температура электролита отклоняется от 25°, необходимо делать поправку в соответствии с температурой. Для этой цели удобно пользоваться термометром с двойной шкалой, где на второй шкале даются величины поправок.

Для правильной работы батареи необходимо следить за регулировкой реле напряжения и при систематической недозарядке повысить напряжение вспомогательного генератора на 0,5-1 в. Показателем состояния батареи служит плотность электролита, замеряемая в течение нескольких дней. Если при этом будет наблюдаться систематическое понижение плотности, то это указывает на постоянный недозаряд батареи.. Если же сохраняется нормальная плотность электролита и, кроме того, наблюдается превышение его температуры более чем на 8° над окружающей, то это указывает на перезарядку батареи. В таком случае необходимо изменить регулировку реле напряжения на 0,5-1 в в сторону уменьшения.

Схема электрических соединений | Тепловозы серии ДА и ДБ | Электроаппаратура

Добавить комментарий