На тепловозах серии ДБ применена электрическая передача, управляемая по схеме Вестингауза с многополюсным возбудителем. Особенностью схемы является её автоматичность, повышающая коэфициент использования локомотива путём поддержания постоянной мощности дизеля при изменении силы тяги в широких пределах. Кроме того, данная схема повышает надёжность работы дизеля и увеличивает безопасность движения.
Для снятия постоянной мощности дизеля при езде по участку, произведение силы тяги на скорость должно быть постоянным. Если пренебречь коэфициентом полезного действия передачи, то отдаваемая мощность генератора также должна быть постоянна, т. е. произведение силы тока на напряжение должно давать постоянную величину.
Мощность главного генератора на тепловозе серии ДБ поддерживается постоянной при различных нагрузках путём автоматического изменения возбуждения генератора, осуществляемого специальным возбудителем.
Возбудитель выполнен в виде нормального шестиполюсного генератора, у которого на четырех полюсах помещена независимая обмотка, а на двух полюсах — обмотка самовозбуждения и диферен-циальная (размагничивающая).
Магнитный поток, создаваемый диферекциальной обмоткой, действует противоположно потоку, создаваемому независимой обмоткой и обмоткой самовозбуждения.
Подбором возбуждения и магнитной характеристики возбудителя достигнута такая внешняя характеристика главного генератора, которая обеспечивает использование полной мощности дизеля при значительном изменении тока нагрузки.
Таким образом, во время движения автоматически используется полная мощность дизеля и устанавливается максимально возможная скорость для заданного режима нагрузки в соответствии с весом поезда и профилем.
Машинист же воздействует только на изменение числа оборотов дизеля посредством рукоятки регулятора. Но так как отношение силы тяги при трогании с места к силе тяги при рабочей скорости равно примерно 5, то регулирование скорости только посредством изменения напряжения генератора привело бы к большим габаритам и весу генератора. Для уменьшения веса и габаритов генератора на тепловозе серии ДБ применено сериес-параллельное соединение тяговых моторов с двумя ступенями шунтировки поля, включающимися автоматически.
Электрооборудование, установленное на тепловозе, состоит из следующих основных элементов:
а) электрических машин — главного генератора и его возбудителя, шести тяговых моторов, вспомогательного генератора и моторчика вспомогательного топливного насоса;
б) аккумуляторной батареи кислотного типа;
в) электроаппаратуры — двух реле шунтировки поля, регулятора автоматического управления нагрузкой, реле боксования, реле напряжения, реле обратного тока, двух электропневматических контакторов, восьми электромагнитных контакторов реверсора, реле масляного давления, двух электромагнитных вентилей, электромагнитного клапана выключения дизеля, рубильников, аппаратуры освещения и предохранительных аппаратов.
⇐Проверка и ремонт основных узлов силовой установки | Тепловозы серии ДА и ДБ | Схема электрических соединений⇒