Тепловозы серии ДА и ДБ | Общие сведения

Тепловозы серии ДБ в значительной степени отличаются от тепловозов серии ДА как по размещению агрегатов, так и по конструкции их.

На фиг. 92 показана схема тепловоза серии ДБ.

Рама тепловоза, основой которой служит мощная цельнолитая хребтовая балка, покоится на двух трёхосных литых тележках. Хребтовая балка, играющая роль фундаментной рамы силовой установки, образует в передней и задней частях локомотива массивные буферные брусы, а четыре боковые лапы служат опорами для домкратов и в то же время предназначены для установки сварнога металлического кузова тепловоза. Шесть слегка приподнятых площадок на верхней плоскости балки являются опорами для шести лап двигателя, каждая из которых крепится к балке четырьмя шпильками.

Конструкция цельнолитых тележек (фиг. 93) позволяет свободно осмотреть моторы, проверить состояние коллектора, электрических соединений и моторно-осевых подшипников. Подвод воздуха к тяговым моторам осуществлён так: поступая из вентиляционного канала в раме тепловоза через среднюю часть опорной кольцевой пяты во внутреннюю полость а рамы тележки, воздух через соединения телескопического типа б проходит непосредственно в моторы. Как и в теяловозах ДА, в буксах имеются торцевые опоры, разгружающие галтели при прохождении кривых.

Компрессор (фиг. 94) двухступенчатый, трёхцилиндровый, с воздушным охлаждением и автоматическим включением и выключением приводится в действие непосредственно от вала дизеля (через вал генератора), соединяясь с последним посредством полужёсткой фланцевой муфты. Выключение компрессора производится отжатием пластин клапанов первой ступени, что обеспечивает прекращение нагнетания воздуха во вторую ступень компрессора и затем в главный резервуар.

Кузов тепловоза разделён на две части: в большей размещено всё силовое оборудование, включая холодильник и котелок, в меньшей (кабине управления) расположены приборы контроля и управления локомотивом. Дверцы высоковольтной камеры открываются в сторону

кабины управления, позволяя проверять работу электрической аппаратуры в условиях хорошей доступности. Приподнятый пол кабины управления и опущенная обтекаемой формы носовая часть кузова создают машинисту достаточно хорошие условия видимости полотна железной дороги. Пневматические стеклоочистители с обеих сторон кабины, а также два вентилятора, струя тёплого воздуха от которых может быть направлена на стёкла, обеспечивают очищение

Фиг. 93. Тележка

последних в метель и в сильный мороз. В жаркое время года эти же вентиляторы служат для усиления циркуляции воздуха в кабине машиниста. Для работы в зимнее время предусмотрены два электрических калорифера мощностью 3 и 1,5 кет с вентиляторами, расположенные соответственно на стороне машиниста и его помощника.

На посту управления, перед машинистом, имеются: ручка реверсора, рукоятка регулятора, кнопочный пульт, два крана машиниста, свистковая и песочная рукоятки. Кроме свистка имеется и пневматический колокол.

Контрольно-измерительные приборы состоят из: амперметра главного тока, указателя температуры воды, охлаждающей двигатель, и двух тормозных манометров. Амперметр зарядки батареи расположен над дверцами высоковольтной кабины. С правой стороны машиниста помещается также выключатель головного прожектора. Для защиты от неосторожного запуска дизеля над кнопочным пультом расположено замковое устройство со съёмной рукояткой. Имеется также электрическая блокировка между реверсором и рукояткой регулятора,

позволяющая повышать число оборотов дизеля, начиная от оборотов холостого хода до максимальных, только при переднем, заднем или нейтральном положениях рукоятки реверсора. Изменять направление движения локомотива можно только при рукоятке регулятора, поставленной в положение холостого хода. Рукоятка регулятора воздействует на натяжение пружины клапана, устанавливающего величину давления воздуха в трубопроводе управления регулятором дизеля, и может быть поставлена в любое промежуточное положение между положениями холостого хода и иолного числа оборотов.

Пуск дизеля производится нажатием пусковой кнопки, расположенной на стенке высоковольтной камеры с правой стороны по ходу тепловоза. Предварительно включается вспомогательный тоггливный насое, выключатель которого расположен рядом с пусковой кнопкой вместе с манометрами, показывающими давление нефти до и после фильтра. Здесь же расположен1 и манометр давления масла в масляном трубо, проводе. Для экстренной остановки дизеля служит кнопка «Стоп», находящаяся немного ниже пусковой и размыкающая при нажатии цепь тока в катушке клапана выключения дизеля, что вызывает остановку двигателя. Рядом с кнопками расположен выключатель вспомогательного генератора.

Агрегаты в машинном помещении тепловоза размещены следующим образом.

В середине установлен восьмицилиндровый дизель. Посредством мощного фланцевого соединения дизель скрепляется со статором главного генератора (фиг. 92), который, таким образом, представляет собой подобие консоли. Две массивные пружины, поддерживающие генератор, лишь в некоторой степени воспринимают на себя его вес. Вал генератора со стороны, противоположной дизелю, опирается на роликовый самоустанавливающийся подшипник, с валом же дизеля якорь генератора соединяется фланцами. Далее с валом генератора, как уже упоминалось, соединяется вал компрессора. На переднем (по ходу тепловоза) конце вала компрессора имеется шкив, который клиновидными ремнями соединяется’ со шкивом, садящим на валу вентилятора тяговых моторов передней тележки. Возбудитель и вспомогательный генератор, размещённые на главном ге-

нераторе, приводятся в действие от вала последнего при помощи двух шкивов с пятью клиновидными ремнями.

С противоположной стороны дизеля расположен холодильник, привод вентиляторов которого осуществлён по схеме фит. 95. На конце вала дизеля смонтирован шкив 1 с 13 ручьями для клиновидных ремней 2, передающих вращение коленчатого вала шкиву 3. Последний посредством полужёсткой фланцевой муфты 4 и двух шарниров Гука 5, телескопически соединённых между собой, передаёт вращение горизонтальному валу, на котором закреплены два вентиляторных колеса 7. Для натяжения ремней привода вентиляторов служит леникс 6. Расположение и конструкция шахты холодильника имеют характерные оссоенности, отличающие её от применявшихся ранее холодильных устройств. Воздух засасывается вентиляторами через закрытые сетками окна (фиг. 92), вырезанные по обеим сторонам тепловоза, и через карманы подходит к колёсам вентиляторов. Здесь воздух захватывается вентиляторами и, проходя через лопатки направляющего устройства 8 (фиг. 95), прогоняется через секции холодильника, лежащие на уровне крыши тепловоза. Секций всего 12, из них 10 водяных и 2 масляных. Так как вентиляторы постоянно соединены с валом дизеля и не могут быть поэтому выключены, то для поддержания на определённом уровне температуры воды и масла, проходящих через холодильники, над секциями установлены жалюзи, которые автоматически открываются или прикрываются термостатным устройством, описанным ниже.

Рядом со шкивом 1 (фиг. 95) находится шкив 0, от которого вращение передаётся восемью клиновидными ремнями шкиву 10 и далее валу 11 вентилятора тяговых моторов 12 задней тележки тепловоза. Наконец, в хвостовой части тепловоза размещается небольшой по размерам водяной котелок, назначение которого заключается, во-первых, в подогреве топлива как в основном топливном баке, так и в трубопроводе, а во-вторых, в подогреве воды, заполняющей рубашки дизеля, и поддержании её в нагретом состоянии при неработающем дизеле в условиях холодной погоды. Процесс обслуживания и контроля работы котелка полностью автоматизирован.

Топливный бак подвешен между тележками и разделён на два отсека. Общий объём бака 3 030 л. Бункеры песочницы расположены над тележками и заполняются через карманы, прорезанные в боковых стенках тепловоза. Общий объём песка составляет 0,85 ж3. В заключение необходимо отметить, что над дизелем в крыше кузова тепловоза имеются люки, позволяющие производить подъёмку цилиндровых крышек; весь же верх кузова машинного помещения может быть легко удалён при крупном ремонте.

Ниже приведены основные технические данные тепловоза серии ДБ.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЕПЛОВОЗА ДБ

Колёсная формула……………… 0-3+3-0

Расстояние между осями автосцепок в мм…… 17679

Расстояние между центрами тележек в мм…… 9830

База тележки в мм…………….. 3 962

Диаметр колёс в мм…………….. 1 967

Полный служебный вес в т…………. 122,6

Конструктивная скорость км/час……….. 96

Длительная сила тяги (по данным завода)….. 20000 кг при

10,5 юи/час

Ширина тепловоза в мм…………… 2 997

Высота (от головки рельса до верхней части тифона)

в мм………………….. 4 572

Дизель

Тип……………………Бескомпрессорный

Мощность в ЛС………………. 1 000

Число цилиндров…………….. 8

Диаметр цилиндра в мм…………… 324

Ход поршня в мм…………….. 394

Полное число оборотов в 1 мин……….. 625

Наименьшее число оборотов в 11иин……… 275

Газораспределение дизеля.

Порядок вспышек…………..1-4-7-6-8-5-2-3

Открытие выхлопного клапана (в градусах поворота кривошипа коленчатого вала)………..50° до н. м.т.

Открытие всасывающего клапана……….30° до в. м. т.

Опережение подачи топлива (по топливному насосу) 17° до в. м. т.

Направление вращения……………Против движения часовой стрелки, если смотреть со Холодильник стороны генератора

Количество водяных секций…………. 10

Количество масляных секций………… 2

Наибольшее число оборотов вентиляторного колеса в

1 мин………………….. 1600

Мощность вентиляторной установки в ЛС…… 60

Температуры и давления

Температура смазочного масла (на выходе из дизеля)

в 0 Ц…………………. 49-60

Температура охлаждающей воды (на выходе из дизеля) в ° Ц……………….. 62-71 до 82

Температура выхлопных газов (полная нагрузка) в 0 Ц 400-455

Давление сжатия (полная нагрузка и обороты)… 31,5

» сгорания » » »… 49 » в топливной форсунке (давление подъёма иглы)………………… 280

Давление в нефтяном трубопроводе (до фильтра).. 1,8-2,5 » » » (после фильтра). 0,7-1,8 » в трубопроводе смазочного масла (к двигателю)………………….. 1,25-2,8

Тяговая характеристика тепловоза ДБ дана на фиг. 96.

Управление тормозами при следовании с пассажирскими поездами | Тепловозы серии ДА и ДБ | Механическая часть силовой установки

Добавить комментарий