Регулятор числа оборотов выполняет две функции: во-первых, поддерживает постоянное, заранее установленное число оборотов дизеля вне зависимости от изменения внешней нагрузки и, во-вторых, устанавливает новое число оборотов дизеля в зависимости от положения контроллера (по воле машиниста).
Воздействие машиниста на регулятор дизеля в общем понятно из фиг. 11. Поворачивая ручку контроллера 3, машинист воздействует на электропневматические контакторы 4, т. е. поочерёдно открывает клапаны впуска воздуха в воздушные цилиндрики, снабжённые поршеньками, которые, перемещаясь вверх, устанавливают в различное положение систему рычагов 5, действующих на пружину регулятора 7.
Каждому положению контроллера соответствует открытие каких-либо клапанов:
Положение контроллера |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
1 Номер открытого і |
7 |
2 |
1; 2 |
3 |
1; з |
2; 3 |
1; 2; 3* |
Порядок нумерации клапанов показан на схеме фиг. 31.
При затягивании пружины регулятора число оборотов дизеля повышается, а при отпуске её-снижается. Затягивание или отпуск пружины регулятора отражается на сервомоторе 2, который через систему рычагов в свою очередь воздействует на топливные насосы 7 дизеля.
На этой же фигуре показано, каким образом давление масла может влиять на работу нефтяных насосов и останавливать дизель.
При работе дизеля и нормальном давлении масла контактор 9 замкнут и соленоид 6 поддерживает особый поршенёк сервомотора в таком положении, при котором он отъединяет масло рабочей полости цилиндра сервомотора от масляного резервуара; в этом случае регулятор работает нормально. Но если давление масла упадёт ниже
Фиг. 11. Схема управления дизеля
Т-регулятор, 2-сервомотор, 3- контроллер, 4-электропневматические контакторы, 5-система рычагов для поворота зубчатого сектора, 6 — соленоид, выключающий подачу топлива, 7 -і.топливный насос системы) Бош, е- форсунка, 9 — реле давления масла (контактор), 10- аккумуляторная батарея, Ї 7-вспомогательный нефтяной насос нормального, тогда контактор 9 разомкнётся и соленоид б опустит особый поршенёк; при этом масло из рабочей полости цилиндра перельётся в резервуар; точка а штвка сервомотора опустится и через систему рычагов выключит нефтяные насосы.
На тепловозе ДА установлен регулятор числа оборотов системы Вудварта. Схема устройства и работы его показана на фиг. 12. На последней изображён момент, когда нефтяные насосы установлены на нормальную подачу, а между внешней нагрузкой и работой дизеля существует равновесие.
Силовой поршень 77, грузы регулятора 4 и золотник б находятся в среднем положении. Масляный шестерёнчатый насос 7 нагнетает масло, но оно через пружинный аккумулятор 2 сливается вновь в ванну. В общем вся система в данном случае находится в равновесии. Предположим теперь, что внешняя нагрузка уменьшилась,
тогда число оборотов дизеля увеличится, грузы регулятора 4 разойдутся и Г-образными рычагами приподнимут золотник б.
Нижний диск золотника откроет канал б, масло из-под силового поршня 77 начнёт перетекать по каналу б в канал в и обратно в ванну 3. Поршень 77 начнёт опускаться вниз и через систему рычагов будет уменьшать- подачу топлива до тех пор, пока вся система вновь не придёт в равновесие. Установление равновесия начнётся с того момента, когда при опускании вниз силового поршня вместе с ним начнёт опускаться и компенсационный поршень 72. При опускании
Фиг. 12. Схема регулятора числа оборотов
1-масляный насос, 2-пружинный аккумулятор масла, 5-масляная ванна, 4-грузы регулятора, 5-зубчатый сектор затяжки пружины (связанный системой рычагов с электропневматическими клапанами), 6-золотник регулятора, 7,7-подвижная золотниковая втулка с попшнем, в-компенсационная пружина, 9-вращающаяся опора грузов, 70-корпус сервомотора, 11 — силовой поршень сервомотора, 72-компенсационный поршень сервомотора, 13-игольчатый болт для регулирования притока масла, 14-пружина сервомотора, 75-шестерня привода регулятора, 16-приспособление для перепуска масла последнего он будет засасывать масло, находящееся в канале г, и приподнимет втулку с поршнем 7. Вследствие этого нижний диск золотника отсоединит канал б от канала в, после чего движение силового поршня вниз прекратится и система восстановится.
Далее предположим, что в момент равновесия системы внешняя нагрузка увеличилась, тогда число оборотов дизеля упадёт, грузы регулятора сойдутся к центру оси и Г-образными рычагами опустят вниз золотник 6; при этом масло из канала а через канал б начнёт поступать в нижнюю полость силового цилиндра и поднимет силовой поршень 11 вверх, вследствие чего произойдёт увеличение подачи топлива насосами и число оборотов дизеля также увеличится. Поршень 11 будет двигаться вверх до тех пор, пока канал а не разъединится от канала б. Это произойдёт следующим образом: при движении силового поршня вверх вместе с ним будет передвигаться компенсационный поршень 12 и давить на масло, находящееся в канале г. Под давлением этого масла втулка 7 вместе с поршнем 7′ опустится вниз и отъединит канал б от канала а: система уравновесится.
Игла 13 служит для плавного регулирования скорости передвижения силового поршня. Рычаг сектора затяжки пружины 5 соединяется с системой рычагов электропневматических контакторов, а последние — с главным контроллером, при помощи которого машинист может воздействовать на пружину регулятора и устанавливать любое число оборотов дизеля
Приспособление 16 (соленоид) служит для выключения нефтяных насосов на случай падения давления масла в главной масляной трубе, подводящей масло к коренным подшипникам и другим частям дизеля. На фиг. 12а представлена конструкция регулятора Вудварда в разрезе.
⇐Форсунка | Тепловозы серии ДА и ДБ | Регулятор безопасности⇒