При нормальной работе от дизеля требуется отводить около 20-25% тепла, уносимого с водой, и около 5-8% тепла, уносимого с маслом. Это тепло на тепловозе отводится путём охлаждения воды
Фиг. 18. Общий вид холодильника
1- секции водяного холодильника (слева), 2-секции водяного и масляного холодильников (справа), 3 — входные двери в шахту, 4 — труба вентилятора, 5 — вентиляторное колесо, 6-ремённая передача, 7-муфта включения вентилятора,{8—промежуточный вал, 9-редуктор вентилятора, 10-поддерживающая колонка, 11- вентилятор охлаждения тяговых моторов, 12-рычаг включения муфты вентилятора и масла в специальном воздушном холодильнике. Холодильник располагается в передней части тепловоза.
Общее устройство его показано на фиг. 18.
С левой стороны шахты А установлено 13 элементов (секций) водяного холодильника, на правой стороне имеется 8 водяных секций и 5 масляных. В передней стороне устроены двойные двери 3 для входа в шахту. Двери должны быть плотно закрыты, чтобы через них не проходил воздух. Через заднюю стенку шахты подводятся и отводятся от коллекторов секций водяные и масляные трубы. Верх шахты холодильника снабжён трубой 4, в которой помещён лопастный вентилятор 5. Вентилятор приводится в движение от дизеля через клиновидную ремённую передачу 6, фрикционную муфту 7, промежуточный вал 8 и редуктор 9.
Фит. 19. Редуктор.вентилятора
1-промежуточный вал, 2-крышка подшипника, 3-корпус редуктора, 4-втулка, 5-роликовые подшипники, б-маслёнка, 7-коническая зубчатка на горизонтальном валу, 8-шариковые подшипники вертикального вала, 9-зубчатка вертикального вала, 10-вал вентиляторного колеса, 11-пробка для ввода смазки, 12-тройник для указания уровня масла
Редуктор вентилятора смонтирован на специальной подставке 10. Муфга вентилятора имеет ручное включение. С наружной стороны водяных и масляных секций холодильника установлены жалюзи для регулирования подачи воздуха через секции. На верху вентиляторной трубы установлены также жалюзи, которые имеют то же назначение. Боковые жалюзи для регулировки их открытия снабжены ручными приводами, размещёнными здесь же, у секций. Управление верхними жалюзи производится специальными тягами, выведенными на пост управления.
Муфта и редуктор вентилятора, показанный на фиг. 19, являются весьма ответственными частями холодильника.
Секции холодильника представляют собой ряд медных плоских трубок, на которые насажен набор пластинок. Трубки снизу и сверху объединены коллекторами.
Коллекторы холодильников с боков крепятся болтами к общим коллекторам воды и масла.
Действует холодильник следующим образом.
Во время работы дизеля водяной и масляный насосы прогоняют жидкости через трубки секций холодильников. В то же время вентилятор создаёт в шахте разрежение, поэтому воздух через секции поступает в шахту, а из последней вентилятором выбрасывается наружу. Включая или выключая вентилятор, а также приоткрывая или закрывая жалюзи, регулируется температура жидкостей.
Следует отметить, что регулировка воздуха верхними жалюзи весьма чувствительна. Опытами установлено, что при закрытых верхних жалюзи воздух в шахту холодильника не подаётся.
⇐Рабочие схемы тепловоза | Тепловозы серии ДА и ДБ | Основные агрегаты⇒