Принципиально-монтажные электрические схемы, выполняемые тепловозостроительными заводами, обычно занимают от 6 до 20 листов чертежей. Связь между отдельными цепями, изображенными на разных листах, можно проследить по общим для этих цепей зажимам у аппаратов, колодок или распределительных коробок. Если провод на листе не заканчивается зажимом, то рядом с местом обрыва цепи указывают в скобках номер листа, на котором изображено продолжение данной цепи, а также буквенное обозначение аппарата, к которому ведет этот провод.
На принципиально-монтажных электрических схемах тепловозов отдельные цепи размещают, как правило, единообразно. Силовую тяговую цепь, цепи возбуждения тягового генератора и возбудителя, силовую цепь пуска дизеля, цепь заряда аккумуляторной батареи изображают в правой части схемы (или на отдельном листе), большую часть цепей управления — в левой части (или на одном-двух отдельных листах), некоторые вспомогательные цепи, цепи освещения, электроманометров и электротермометров — на отдельных листах.
Силовую тяговую цепь, силовую цепь пуска дизеля часто вычерчивают линиями большей толщины. Иногда в книгах, журнальных статьях отдельные цепи электрической схемы изображают различными цветами, что облегчает изучение схемы. В ряде случаев на принципиально-монтажных электрических схемах тонкими штрих-пунктирными линиями указывают габариты отдельных аппаратов (контроллер, переключатели, панели и пр.).
На принципиально-монтажных электрических схемах тепловозов обычно изображают схемы колодок и вставок межсекционного соединения с указанием, какие контакты имеют прямое, а какие перекрещенное соединение, приводят также схемы колодок реостатных испытаний, колодок для питания ТЭД от деповского источника напряжения при вводе неработающего тепловоза в цех. В ряде случаев помещают монтажные схемы электрических машин, аппаратов, приборов, колодок выводных зажимов, распределительных коробок с выводными зажимами, тройников с указанием номеров подводимых проводов. Эти схемы очень удобны при отыскании неисправностей и т. п.
При выполнении принципиально-монтажных электрических схем электрооборудования тепловозов практикуют разбивку поля чертежа на зоны, которые обозначают по вертикали цифрами, а по горизонтали буквами. В этом случае в перечне электрических машин, аппаратов и приборов для каждого из элементов указывают обозначение зоны, в которой изображен данный элемент.
Все электрические машины, аппараты, приборы на электрических схемах тепловозов имеют буквенно-цифровые обозначения. Различные элементы одного электрического аппарата (главные и вспомогательные контакты, катушки) имеют на схеме одинаковые обозначения. Зажимы колодок (клеммы реек) обозначаются в виде дроби, при этом над чертой указывается номер колодки (рейки), под чертой — номер зажима (клеммы). В обозначениях штепсельных разъемов цифра перед тире соответствует номеру разъема, после тире — номеру зажима. Коробки на дизеле, кузове и холодильнике обозначаются соответственно буквами Д, К и X; идущая следом цифра показывает номер зажима.
Провода обозначаются цифрами. Для вспомогательных цепей дополнительно перед цифрой ставится буква, указывающая на принадлежность проводов к цепям: А-автоматической локомотивной сигнализации; П-пожарной сигнализации; О — освещения; Р-радиостанции; Т- электропиевматического тормоза.
⇐Предыдущая Оглавление Следующая⇒