Электрической схемой называется графическое изображение электрических машин, аппаратов, приборов и соединений между ними. Вместе с тем под электрической схемой можно понимать совокупность электрических цепей, включающих электрические машины, аппараты и приборы, а также соединения между ними, обеспечивающих автоматическое и неавтоматическое управление, контроль и защиту.
В соответствии с ГОСТ 2.701-84 различают следующие типы электрических схем1: структурные (1), функциональные (2), принципиальные (полные) (3), соединений (монтажные) (4), подключения (5), общие (6), расположения (7), объединенные (О).
В зависимости от особенностей установки, для которой разрабатывается схема, стандарт предусматривает и прочие типы. Так, в тепловозостроении большое распространение получили принципиально-монтажные (исполнительные) схемы; применяются также схемы структурные, принципиальные, соединений, подключения и расположения.
На структурной электрической схеме электропередачи тепловоза или отдельной системы его управления изображают основные электрические машины и аппараты в виде условных графических обозначений или прямоугольников с показом основных связей между ними. Такие схемы используются для пояснения действия САУ электропередачей тепловозов или отдельных систем управления, контроля и защиты (см., например, рис. 24-26).
На принципиальных электрических схемах тепловозов изображают электрические машины и аппараты, основные электрические соединения. Отдельные элементы электрических аппаратов (включающие катушки, главные и вспомогательные контакты) изображаются не в виде собранного аппарата, а рассредоточено в соответствующих цепях схемы. Каждый из элементов аппарата обозначается одинаковыми буквами и цифрами, присвоенными в качестве условного обозначения этому аппарату. Нумерация проводов на схеме может отсутствовать или не соответствовать фактической маркировке
1 В скобках указано цифровое обозначение типа схемы Шифр схемы, входящей в состав конструкторской документации, включает букву, определяющую вид схемы (Э-электрическая) и цифру, указывающую на тип схемы (например 2ТЭ10В 70. 01 003ЭЗ) на тепловозе (см., например, рис. 20, 27).
Принципиально-монтажные электрические схемы отличаются от принципиальных тем, что на них показывают все виды выводных зажимов (клемм) и разъемных контактных соединений (штепсельных разъемов) с использованием их условных графических обозначений (колодки выводных зажимов аппаратных камер, пультов управления, распределительные коробки с выводными зажимами и пр., зажимы электрических машин и аппаратов). Принципиально-монтажные электрические схемы выполняют с учетом фактического расположения электрических машнн и аппаратов на тепловозе так, чтобы сократить число соединений и длину проводов. Нумерация проводов полностью соответствует фактической маркировке проводов на тепловозе (см., например, рис. 1, 2).
На принципиально-монтажной электрической схеме тепловоза в специальной таблице обычно приводят перечень электрических машин, аппаратов и приборов с указанием их обозначения на схеме, марки и количества. Рядом помещают, как правило, таблицу включения контакторов, реле, электромагнитов и электропневматическнх вентилей.
Принципиальные н принципиально-монтажные электрические схемы могут выполняться как для всего электрооборудования тепловоза, так и для отдельных цепей, электрических машин и аппаратов.
Электрические схемы соединений в тепловозостроении выполняют для соединений между аппаратными камерами, пультами управления и прочими установками тепловоза, а также для сложных электрических аппаратов с несколькими панелями илн платами. Здесь приводят все необходимые указания по монтажу: марки и сечения проводов, раскладка их по пучкам и кондуитам, виды соединений и способы крепления проводов.
Электрические схемы подключения показывают внешние подключения электрических машин и аппаратов. На электрической схеме расположения изображают все устройства с учетом фактического размещения электрических машин и аппаратов (монтаж электрооборудования на раме тепловоза, монтаж аппаратов в аппаратной камере или на пульте управления и др.).
Принципиальные электрические схемы тепловозов разрабатывают на заводе, который проектирует тепловозную электропередачу. Прннцнпи-ально-монтажные электрические схемы тепловозов, а также электрические схемы соединений, подключения и расположения создают на основании принципиальных схем на тепловозостроительном заводе.
Электрическими схемами соединений, подключения, расположения, а также принципиально-монтажными пользуются при сборке нового тепловоза или при его ремонте. Принципиально-монтажными схемами также широко пользуются в эксплуатации при отыскании неисправностей и регулировке электрооборудования.
⇐Предыдущая Оглавление Следующая⇒