Резинометаллический поглощающий аппарат Р-5П (рис. 77) состоит из корпуса-хомута 4, упорной 1 и промежуточных 2 плит, а также комплекта из 16 резинометаллических элементов 3. Эти элементы аналогичны элементам для аппарата Р-2П, однако толщина их уменьшена до 33 мм, а поперечные размеры увеличены до 310×220 мм, что стало возможным благодаря исключению специального корпуса, используемого в аппарате Р-2П, который ограничивал поперечные размеры резиновых элементов в горизонтальной плоскости (в аппарате Р-5П этот размер ограничен лишь расстоянием между стенками хребтовой балки). Корпус-хомут, в котором непосредственно размещены резинометаллические элементы, отличается от обычного хомута наличием площадки, опирающейся на задние упоры, и увеличенными размерами отверстия для клина.
Ход аппарата увеличен до 80 мм, и поэтому для его полной реализации требуется постановка аппарата на вагон с укороченной ударной розеткой. Установочные размеры аппарата полностью сохранены.
При сборке аппарата в корпус-хомут 4 устанавливаются упорная плита 1 и десять резинометаллических элементов 3 с тремя промежуточными плитами 2. При этом фиксирующие выступы на элементах должны совпадать с соответствующими им углублениями, так же как в аппарате Р-2П, а заплечики промежуточных плит — охватывать тяговые полосы корпуса-хомута. Затем эти элементы сжимаются под прессом с помощью специального приспособления через промежуточную плиту, толщина которой для этой цели увеличена до 25 мм, и устанавливаются остальные шесть элементов, после чего нагрузка снимается. Разборка аппарата производится в обратном порядке.
При номинальных размерах деталей аппарата {в первую очередь толщин резинометаллических элементов, имеющих допуски ±2 мм) и пространства между упорами для его установки на вагон начальная затяжка составляет 34 мм, однако вследствие изготовления резинометаллиЧе-ских элементов с преимущественно минусовыми допусками начальная затяжка обычно не превышает 18 мм, чему соответствует сила 115 кН.
Таким образом, увеличение количества резинометаллических элементов при одновременном расширении поля допусков на их изготовление требует хотя бы грубого подбора элементов по высоте при сборке аппаратов. В связи с тем что такая операция не технологична, работы по доводке конструкции аппарата продолжаются.
Статическая и динамическая силовые характеристики, полученные опытным путем при сжатии на прессе (кривая /) и при соударении вагонов (кривая 11), приведены на рис. 78. Как видно из рис. 76 (кривая 11), использование аппарата Р-5П по сравнению с аппаратом Р-2П обеспечивает снижение продольной силы на значение, которое зависит от скорости соударения и достигает 20-25 % при скорости 3 м/с, что значительно уменьшает вероятность повреждения оборудования вагонов при нарушениях правил маневровой работы.
При сжатии аппарата на полный ход относительная деформация резиновых элементов с учетом изменения площади их сечения составляет 0,21 (вместо 0,27 у аппарата Р-2П). Такое снижение максимального значения относительной деформации увеличивает срок службы резиновых элементов аппарата, являющихся лимитирующими по его долговечности, а также повышает коэффициент полноты силовой характеристики до 0,35 при статическом нагружении и 0,42 при динамическом; вместе с тем коэффициент необратимого поглощения незначительно уменьшился соответственно до 0,31 и 0,36.
Благодаря уменьшению толщины резинометаллических элементов повысилась устойчивость аппарата по сравнению с Р-2П, у которого при больших силах наблюдается потеря устойчивости комплекта элементов, при котором жесткость аппарата снижается.
Особенности работы поглощающего аппарата Р-5П, определяемые размещением резинометаллическйх элементов непосредственно в хомуте, заключаются в том, что при действии на автосцепку сжимающих сил хомут не перемещается вместе с ней (как в случае использования аппаратов Р-2П) благодаря увеличенной длине отверстия хомута под клин и наличию опорной площадки, опирающейся на задние упоры. При растягивающих силах, действующих на автосцепку, работа аппарата Р-5П аналогична Р-2П. Таким образом, вследствие снижения трения головной и задней частей хомута об упоры снижается их износ.
Энергоемкость аппарата составляет около 40 кДж при статическом нагружении и 50 кДж при динамическом и также зависит от фактической твердости резины, имеющей большой допустимый разброс по этому параметру (в данном аппарате использована резина марки 7-ИРП-1348, как и в аппарате Р-2П).
Масса аппарата составляет 253 кг, что примерно равно суммарной массе аппарата Р-2П с тяговым хомутом и упорной ппитой, входящими в состав аппарата Р-5П.
⇐Поглощающий аппарат Р-2П | Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава | Межвагонные амортизаторы, буфера и переходные площадки⇒