Действие механизма автосцепки

У правильно собранной и несцепленной автосцепки детали механизма занимают положение, показанное на фиг. 19. При этом рабочая часть замка выходит в зев автосцепки и прилегает к стенке малого зуба. Лапа замкодержателя также выступает в зев, так как противовес под влиянием своего веса занимает нижнее свободное положение. При этом верхняя часть противовеса опущена ниже опорной плоскости полочки корпуса. Это положение деталей механизма называется свободным, или положением готовности к сцеплению.

Перед сцеплением автосцепки могут занимать различные положения относительно друг друга. Продольные оси сцепляемых автосцепок могут находиться на одной прямой или быть смещёнными относительно друг друга в вертикальном или горизонтальном направлении. При вертикальном смещении автосцепок они могут быть сцеплены, если разность высот их осей над головками рельсов менее высоты рабочей площадки зацепления замков. Для новых автосцепок, имеющих номинальные размеры, предельная разность высот их осей, не мешающая сцеплению, составляет 240 мм- Для изношенных в эксплуатации автосцепок этот размер уменьшается до 150 мм.

Однако сцепление автосцепок при предельном относительном смещении их по вертикали является ненадёжным из-за недостаточного размера площадки зацепления замков. Поэтому Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР допускается расстояние по высоте между продольными осями автосцепок в поезде не более 100 мм (§ 419).

Наибольшее расстояние в горизонтальной плоскости между осями сцепляющихся автосцепок, при котором они автоматически улавливают друг друга и сцепляются (захват сцепления), составляет 175 мм независимо от направления смещения: в сторону своего большого зуба (фиг. 21) или в сторону своего малого зуба (фиг. 22).

Процесс сцепления автосз1епок»^м**тма^^ в следующем.

При соударении автосцет^^лЙй^Ф%дШ^§тосцепки скользит по направляющей по^р^Юсщ, или малого

(фиг. 21) зуба другой автосцепки и затем входит в зев или же малые зубья прямо входят в зевы автосцепок в зависимости от того, как были расположены головы автосцепок перед сцеплением.

Смещение сцепляемых автосцепок в сторону больших

Фиг. 21. Смещение сцепляемых автосцепок в сторону больших зубьев

Когда малый зуб одной автосцепки входит в зев другой, то он сначала нажимает на выступающую рабочую часть замка, а затем на выступающую лапу замкодержателя или замки нажимают друг на друга, а малые зубья — на лапы замкодержателей смежных автосцепок.

Смещение сцепляемых автосцепок в сторону малых

Фиг. 22. Смещение сцепляемых автосцепок в сторону малых зубьев

Замок в результате нажатия на него перекатывается своей дуговой опорой по наклонному дну корпуса и уходит внутрь кармана.

Верхнее плечо собачки, навешенной на шип замка, скользит по полочке и проходит над противовесом замк©держателя. Опущенный ниже полочки противовес не препятствует перемещению замка с собачкой.

Замкодержатель в результате нажатия на его лапу поворачивается на шипе корпуса, причём противовес его поднимается вверх и поднимает верхнее плечо собачки.

При дальнейшем движении малых зубьев по направлению к боковым стенкам больших зубьев замки освобождаются от нажатия и под действием своего веса опускаются вниз.

Снова вышедшие в зевы рабочие части замков располагаются между малыми зубьями и препятствуют их обратному выходу, запирая таким образом сцепленные автосцепки (см. фиг. 10).

При движении замков в нижнее положение верхние плечи собачек соскальзывают с поднятых противовесов замк ©держателей и опускаются на полочки корпусов.

У сцепленных автосцепок лапы замкодержате-лей упираются в ударные поверхности малых зубьев смежных автосцепок, отчего противовесы их поднимаются выше полочек и располагаются против торцов верхних плеч собачек (фиг. 23).

При таком положении деталей механизма сцепленной автосцепки исключается возможность перемещения замка внутрь кармана корпуса, так как этому препятствует собачка, которая будет торцом верхнего плеча упираться в противовес замкодержа-теля при появлении продольных усилий, действующих на замок.

Следовательно, при сцеплении автосцепок автоматически включается предохранитель от саморасцепа, чем предупреждается самопроизвольное расцепление автосцепок.

У сцепленных автосцепок сигнальные отростки замков не видны.

Для того чтобы расцепить сцепленные автосцепки, необходимо увести один из замков внутрь кармана корпуса, где он будет автоматически удерживаться до разведения вагонов. При отсутствии в зеве одного из замков малые зубья могут выйти из зевов смежных автосцепок.

Натянутые автосцепки расцепить нельзя, так как их замки, зажатые между малыми зубьями, удерживаются, в нижнем положении силами трения. Кроме того, уширения рабочих частей замков не позволят увести один из них из зева в карман корпуса автосцепки.

Положение деталей механизма у сцепленной автосцепки

Фиг. 23. Положение деталей механизма у сцепленной автосцепки

Поэтому растянутый состав перед расцеплением автосцепок нужно сжать, ь результате чего замки освободятся и не будут нажимать друг на др га.

До:: расцепления автосцепок; следует с помощью расцепного призі ;;;• повернуть до отказа валик подъёмника любой из двух сцепленных автосцепок. Вместе с валиком подъёмника будет поворачиваться и подъёмник замка, насаженный на квадратную часть его стержня.

Подъёмник при повороте вначале нажимает широким пальцем на нижнее плечо собачки и поворачивает её на шипе замка, вследствие чего верхнее плечо поднимается выше противовеса замкодер-жателя. Таким образом выключается предохранитель от саморасцепа автосцепки (фиг. 24), после чего замок может свободно перемещаться внутрь кармана корпуса. При дальнейшем повороте подъёмника тот же широкий палец нажимает на перемычку замка и уводит его из зева в корпус автосцепки. Во время этого движения узкий палец подъёмника подходит к расцеп ному углу замкодержателя и нажимает на него снизу; замкодержатель благодаря овальному отверстию поднимается по шипу корпуса вверх (фиг. 25) и пропускает узкий палец подъёмника мимо расцепного угла. Освобождённый от нажатия снизу замкодержатель под действием собственного веса опускается вниз на шип корпуса, а узкий палец подъёмника оказывается расположенным за расцеп-ным углом замкодержателя. Теперь детали механизма занимают расцепленное положение (фиг. 26).

Замок удерживается до разведения автосцепок в’Ъвоём верхнем положении широким пальцем подъёмника, который не может повернуться назад, Так как упирается узким пальцем в вертикальную грань расцепного угла замкодержателя. В свою очередь замко держатель сохраняет такое положение до тех пор, пока его лапа упирается в малый зуб смежной автосцепки.

Подъём замкодержателя при расцеплении автосцепки

Фиг. 25. Подъём замкодержателя при расцеплении автосцепки

avtoscepka-19

Фнг. 24. Выключение предохранителя замка при расцеплении автосцепки

Расцепленное положение механизма автосцепки легко определяется по сигнальному, отростку замка, выступающему снизу кармана корпуса’ автосцепки.

При разведении расцепленных автосцепок лапа замкодержателя под действием противовеса постепенно перемещается вслед за выходящим из зева малым зубом смежной автосцепки. Когда лапа замкодержателя выйдет в зев автосцепки настолько, что расцеп ной угол перестанет удерживать узкий палец подъёмника, последний возвратится в своё первоначальное нижнее положение под действием собственного веса, веса балансира валика подъёмника и замка. Одновременно замок опускается в нижнее положение и рабочая часть его снова выходит в зев. Собачка, освобождённая от нажатия подъёмником на нижнее плечо, поворачивается на шипе замка, перемещается вместе с ним в направлении к зеву и верхнее плечо её снова опускается на полочку корпуса. Противовес замкодержателя при этом располагается ниже полочки.

У смежной автосцепки до разведения вагонов детали механизма занимают положение сцепления (см. фиг. 23). После разведения вагонов лапа замкодержателя этой автосцепки также выйдет в зев и займёт свободное положение, а противовес опустится ниже полочки корпуса.

Таким образом, после разведения вагонов механизмы обеих автосцепок автоматически становятся в положение готовности к новому сцеплению (см. фиг. 19).

Если автосцепки расцеплены ошибочно, но не разведены, то сцепление может быть восстановлено без их разведения и повторного соударения. Для этого достаточно через отверстие в корпусе автосцепки, расположенное под нижним ребром большого зуба, нажать снизу на хвостовик лапы замкодержателя (фиг. 27). При этом замко-держатель, имеющий овальное отверстие, поднимется вверх и освободит узкий палец подъёмника замка, опирающийся на расцеп ной угол. Подъёмник, замок и собачка опустятся в своё нижнее положение, т. е. автосцепки вновь окажутся сцепленными.

Восстановление сцепления ошибочно расцепленных автосцепок без разведения вагонов

Фиг. 27. Восстановление сцепления ошибочно расцепленных автосцепок без разведения вагонов

Положение деталей механизма у расцепленной автосцепки

Фиг. 26. Положение деталей механизма у расцепленной автосцепки

Иногда требуется осуществлять толкание вагонов без сцепления автосцепок, например, при подталкивании поезда локомотивом с хвостовой части. Для этого необходимо удержать замок в верхнем положении у одной из смежных автосцепок.

Выключенное положение механизма автосцепки достигается поворотом валика подъёмника с помощью расцепного привода и установкой рукоятки расцеп ного рычага на горизонтальную полочку кронштейна. При повороте валика подъёмника подъёмник, собачка и замок перемещаются так же, как при расцеплении автосцепок, но удерживаются в таком состоянии натяжением цепи расцеп ного привода, а не взаимодействием замкодержателя с подъёмником и малым зубом смежной автосцепки.

Для восстановления готовности механизма автосцепки к автоматическому сцеплению необходимо снять рукоятку расцеп ного рычага с полочки кронштейна расцеп ного привода и опустить её в вертикальное положение.

Сборка и разборка автосцепки | Автосцепка устройство, эксплуатация и ремонт | Конструктивные изменения корпуса и деталей механизма автосцепки

Добавить комментарий