Разборка и сборка электрических машин и аппаратов тепловоза 2ТЭ10В

Разборка и сборка электрических машин и аппаратов

Разборка тягового электродвигателя. Снимите польстер и слейте масло из моторно-осевых подшипников, а затем снимите двигатель с колесной пары, очистите его наружную поверхность от грязи и пыли, продуйте сухим чистым сжатым воздухом давлением не более 2 кгс/см2; снимите малую шестерню гидравлическим съемным приспособлением.

После этого установите электродвигатель строго горизонтально на стеллаже так, чтобы был свободный доступ к нижнему люку; снимите крышки коллекторных люков; выньте щетки из гнезд щеткодержателей, предварительно зафиксировав пружины в специальных крючках, оберните рабочую поверхность коллектора плотной бумагой; отверните болты, крепящие наружную крышку подшипникового щита со стороны коллектора, снимите крышку, снимите упорную шайбу подшипника; спрессуйте винтовым съемником лабиринтное кольцо со стороны привода (заложите предварительно в отверстие для упора съемника в торец вала стальной шарик диаметром 25-30 мм); отверните болты, крепящие подшипниковый щит со стороны шестерни; наденьте транспортное коромысло на конус вала якоря, закрепите его гайкой и подтяните краном до натяжения троса.

Выпрессуйте подшипниковый щит со стороны шестерни при помощи болтов крепления щита к остову, вворачивая их равномерно в три отжимных отверстия щита равномерно, выньте якорь из остова вместе со щитом, выдвигая его краном строго горизонтально, во избежание повреждения якоря и коллектора о полюса или горловину остова; положите якорь на специальную подставку с мягкой обивкой; отверните болты крепления подшипникового щита со стороны коллектора и выпрессуйте щит при помощи тех же болтов, вворачивая их равномерно в два отжимных отверстия на щите.

Очистите от пыли и грязи внутреннюю поверхность магнитной системы, продуйте ее сжатым воздухом давлением не более 2 кгс/см2; проверьте магнитную систему на отсутствие пробоя изоляции катушек на корпус или межвиткового замыкания, на отсутствие механических повреждений изоляции.

Проверьте щеточный аппарат на отсутствие повреждений и неисправностей изоляторов, щеткодержателей или соединительных кабелей. К дальнейшей разборке приступайте только при обнаружении каких-либо дефектов; при замене щеткодержателей накладки кронштейнов установите на те же места по меткам.

Для замены катушек добавочных полюсов остов установите вертикально, снимите изоляцию межкатушечных соединений, отсоедините перемычки между катушками, закрепите на натянутом тросе полюс с катушкой, выверните болты, крепящие полюс, предварительно очистив их головки от кварцкомпаунда там, где он имеется; выньте осторожно катушку с полюсным сердечником из остова.

Замените катушки главных полюсов аналогично замене катушек добавочных полюсов при установленном остове коллекторной камерой вертикально вниз со снятыми катушками добавочных полюсов; замените в случае надобности подшипник, внутреннее кольцо которого снимается после его разогрева индукционной катушкой (при этом намагничивание подшипникового кольца недопустимо).

Сборка тягового электродвигателя. После осмотра и при необходимости ремонта деталей и узлов тягового электродвигателя, тщательной очистки от пыли и грязи всех его деталей и узлов можно приступать к сборке. Соберите отдельно катушки главных и добавочных полюсов, установите их в остов, выдержав зазоры между башмаками сердечников главных и добавочных полюсов в пределах ±1 мм; установите межкатушечные соединения по схеме соединений обмоток, проверьте магнитную систему на отсутствие пробоев и межвитковых замыканий катушек.

Соберите щеткодержатели, установите их в коллекторной камере остова. Проверьте приспособлением совпадение оси главных полюсов с осью гнезда под щетки соответствующего щеткодержателя с точностью ± 1,8 мм (при несовпадении осей больше указанной величины выполните необходимую корректировку перемещением соответствующего главного полюса).

Промойте в чистом керосине поверхности масляных камер подшипниковых щитов, крышки подшипников, лабиринтные кольца и роликоподшипники, пропрессуйте смазочную трубку. Соберите подшипниковые щиты с наружными кольцами подшипников и с крышками, закрепленными двумя болтами, заложив предварительно смазку согласно карте смазки узлов тепловоза. Подготовьте к сборке якорь: промойте внутренние кольца подшипников, убедитесь в отсутствии зазора между кольцом подшипника и уплотнительным кольцом якоря, оберните коллектор плотной бумагой, наденьте на якорь подшипниковый щит со стороны шестерни.

Установите магнитную систему строго горизонтально на стеллаже, а подшипниковый щит поставьте в расточку остова со стороны коллектора и запрессуйте его, завертывая крепящие болты равномерно во избежание перекоса, снимите наружную крышку подшипникового щита со стороны коллектора. Наденьте на конус вала якоря транспортное коромысло, закрепив его гайкой, заведите якорь осторожно в магнитную систему, оберегая его от ударов о щеткодержатели, полюсы и горловину остова, пользуясь при этом направляющей втулкой, продетой через отверстие под подшипник в щите со стороны коллектора; запрессуйте подшипниковый щит со стороны привода, затягивая крепящие болты равномерно во избежание перекоса. Снимите наружную крышку подшипникового щита со стороны шестерни, в обоих подшипниках проверьте радиальные зазоры щупом, торцовое биение наружных колец относительно внутренних (по инструкции ЦТ МПС).

Установите и законтрите упорную шайбу вала якоря со стороны коллектора, установите крышки подшипниковых щитов, напрессуйте лабиринтное кольцо со стороны привода, предварительно нагрев его. Снимите бумагу с коллектора, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры между щеткодержателями и коллектором, оберните коллектор шлифовальной кремниевой шкуркой зернистостью 10-12 ГОСТ 5009-68 шероховатой стороной к щетке, установите щегки в гнездо щеткодержателей, отпустите пружины, прижимающие щетку к коллектору и, проворачивая якорь вручную, притрите электрощетки по коллектору. Продуйте тщательно электродвигатель сжатым воздухом для удаления щеточной пыли, промойте коллектор и изоляторы чистым бензином авиационным Б-70 и протрите чистой безворсной салфеткой. Проверьте максимальный разбег якоря, который должен быть в пределах 0,2-0,5 мм; проверьте, чтобы все болты и гайки были туго затянуты и надлежащим образом предохранены от самоотвинчивания (болты, крепящие щеткодержатели, должны быть затянуты усилием не менее 25 кгс/см).

Примечание. Разрешается производить разборку и сборку тягового двигателя в вертикальном положении.

Разборка тягового генератора. Снимите генератор с дизель-генераторной плиты; очистите от грязи и пыли внешнюю поверхность генератора, продуйте генератор сухим чистым сжатым воздухом давлением, не превышающим 2 кгс/см2.

Снимите фланец привода пластинчатой муфты переднего редуктора съемным приспособлением (применять клинья для сбивания фланца запрещается), а затем крышки коллекторных люков. Поднимите щетки и оберните рабочую поверхность коллектора плотной бумагой. Отсоедините вывод добавочных полюсов от токособирательной шины траверсы; снимите клицу и вывод добавочных полюсов; снимите клицу выводов независимого возбуждения; снимите кожух со стороны фланца вала генератора.

Выверните болты, крепящие щит к станине. Поддерживая щит краном, выведите его из замка станины при помощи отжимных болтов, опустите плавно якорь на полюсы и снимите щит с подшипника. Следите при этом, чтобы не было перекосов щита во избежание его повреждения. Выведите якорь из станины при помощи транспортного коромысла или специального удлинителя.

При необходимости разберите магнитную систему в такой последовательности: снимите шины, соединяющие катушки, установите станину стороной щита вертикально вверх; снимите полюсы; при отворачивании болтов, крепящих полюсы, поддерживайте последние при поме щи слегка натянутого трсса краном или кран-балкой.

Внимание!

При снятии шин и полюсов рекомендуется замаркировать их расположение и количество прокладок, чтобы при сборке обеспечить их первоначальное положение.

При необходимости разберите подшипниковый щит в такой последовательности: снимите клицу крепления вывода Я; снимите четыре планки, крепящие траверсу к щиту; снимите четыре планки — фиксаторы с пружинами и выньте траверсу со щеткодержателями постоянного нажатия на щетки.

Сборка тягового генератора. После осмотра, тщательной очистки от пыли и грязи, продувки генератора сухим чистым сжатым воздухом давлением не более 2 кгс/см2, удаления очагов коррозии и при необходимости ремонта соберите генератор. Подшипниковый щит собирайте в порядке, обратном разборке; соберите магнитную систему, установив в нее главные и добавочные полюсы, предварительно собранные с катушками, установите на свои места соединительные шины (соедините катушки по схеме); покройте после сборки магнитную систему эмалью ГФ-92ХС.

Установите подшипниковый щит в станину по цилиндрическому штифту и закрепите болтами, заворачивайте крепящие болты равномерно по окружности во избежание деформации щита; соберите подшипник после тщательной промывки бензином, заполните подшипник смазкой. Установите на якорь транспортное коромысло или специальный удлинитель, оберните коллектор плотной бумагой и заведите якорь в станину до посадки подшипника в гнездо ступицы; установите и закрепите болтами крышки подшипника; поставьте на место клицы выводов и вывод дополнительных полюсов; присоедините вывод добавочных полюсов к токособирательной шине траверсы.

Снимите с коллектора плотную бумагу, опустите щетки на коллектор (в случае замены изношенных щеток рабочую поверхность последних до установки на генератор притрите на специальном приспособлении). Притрите рабочую поверхность щеток по месту шлифовальной кремниевой шкуркой зернистостью 12-10 ГОСТ 5009-68. Установите кожух со стороны фланца вала генератора и крышки коллекторных люксв. Наденьте на вал генератора фланец привода пластинчатой муфты переднего редуктора; установите генератор на дизель-генераторную плиту и отцентруйте его с коленчатым валом дизеля.

Разборка двухмашинного агрегата. Очистите агрегат снаружи от масла, грязи и пыли, продуйте сухим чистым сжатым воздухом давлением не более 2 кгс/см2; снимите муфту съемником, отвернув предварительно гайку на конце вала. Запрещается применять при снятии муфты клинья во избежание повреждения подшипника. Снимите кожуха с коллекторных камер; отвинтите винты и снимите защитную сетку, закрывающую выходные вентиляционные отверстия; поднимите щетки и оберните рабочую поверхность коллекторов плотной бумагой; отверните со стороны возбудителя болты, крепящие концевое кольцо к крышке подшипника и станине, снимите кольцо.

Отверните болты, крепящие между собой станины возбудителя и вспомогательного генератора, снимите станину возбудителя при помощи завернутых в отверстия отжимных болтов, поддерживая якорь тросом, закрепленным за вал в месте крепления вентилятора, и предохраняя-коллектор от повреждения. Якорь при этом остается в станине вспомогательного генератора. Отверните со стороны вспомогательного генератора болты, крепящие концевое кольцо к крышке подшипника и станине, снимите кольцо; выньте осторожно якорь, предварительно натянув трос краном, из станины вспомогательного генератора, перемещая его в горизонтальном направлении. При этом остерегайтесь повреждения обмоток и коллектора.

Снимите крышки подшипников при помощи завернутых в отверстия отжимных болтов, предварительно отвернув винты, крепящие крышки подшипников к капсюлям. Стяните специальным приспособлением втулку со стороны вспомогательного генератора, используя для этого кольцевую выточку втулки. Отверните гайку подшипника со стороны вспомогательного генератора.

Шарикоподшипники вместе с капсюлями и кольцами снимите съемником. Снимать подшипники ударами запрещается. Отверните болты, крепящие вентилятор на ступице, снимите вентилятор; снимите междукатушечные соединения, а затем снимите главные и добавочные полюсы с катушками, отвернув предварительно крепящие болты (при снятии полюсов промаркируйте полюсы и места их установки). Снимите траверсы, отвернув предварительно болты, крепящие траверсы к ребрам станины; отверните болты, крепящие щеткодержатели к траверсам и изолирующей планке; снимите токособирательные шины и щеткодержатели (операцию производить при необходимости).

Сборка двухмашинного агрегата. После осмотра и при необходимости ремонта деталей и узлов агрегата, тщательной очистки всех его деталей от пыли и грязи, продувки чистым сухим сжатым воздухом давлением не более 2 кгс/см2 соберите двухмашинный агрегат. Смонтируйте на траверсе и изолирующей планке щеткодержатели и токособирательные шины. Установите траверсы в станины и закрепите их болтами, при этом следите за совпадением рисок на траверсе и бобышках, отмечающих нейтраль. Соберите катушки с сердечниками полюсов и установите полюсы в станинах по нанесенной при разборке маркировке. Установите все соединительные кабели и выводы по схеме соединений. Покройте внутреннюю поверхность станины (исключая места под капсюли и щеткодержатели) эмалью ГФ-92-ХС.

Установите и закрепите вентилятор на ступице, при этом следите за совпадением рисок на вентиляторе и ступице (или заново отбалансируйте якорь); промойте в чистом бензине посадочные поверхности конца вала, крышки подшипников, лабиринтные кольца, капсюли, втулки и крепеж подшипниковых узлов. Наличие очагов ржавчины на перечисленных деталях не допускается. Вставьте в капсюли кольца, запрессуйте подшипники в капсюли, приняв меры предосторожности против их перекосов. Разогрейте сухим способом до температуры 90- 100° С капсюли с запрессованными подшипниками и кольцами и насадите их на вал до упора подшипников.

Заверните до отказа гайку подшипника, а с противоположной стороны закрепите болтами торцовую шайбу; насадите на вал втулку, разогрев ее предварительно до температуры 90-100° С, установите крышки подшипников, прикрепив их к капсюлям винтами; наполните подшипниковые камеры смазкой в соответствии с картой смазки узлов тепловоза. Вставьте якорь в станину вспомогательного генератора, обернув предварительно коллектор плотной бумагой во избежание его повреждения.

Установите со стороны вспомогательного генератора концевое кольцо, закрепите его болтами к станине и крышке подшипника; станину возбудителя поставьте на место, предохраняя коллектор от повреждений, скрепите болтами станины возбудителя и вспомогательного генератора. Со стороны возбудителя установите концевое кольцо, прикрепите его болтами к станине и крышке подшипника; установите и закрепите предохранительную сетку на выходные вентиляционные отверстия, а также крышки коллекторных камер. Проверьте надежность закрепления всех болтовых соединений (наличие контрящих приспособлений, где это предусмотрено конструкцией машины).

Разборка синхронного подвозбудителя. Удалите с поверхности подвозбудителя пыль, грязь и масло, особенно возле крышки люка контактных колец. Снимите крышку люка контактных колец. Отсоедините провода от токособирательных шин в коробке выводов. Выньте щетки из гнезд щеткодержателей и оберните контактные кольца плотной бумагой.

Выверните две масленки смазки подшипников из их крышек, винты крепления крышек к подшипниковым щитам и болты крепления крышек подшипников и подшипниковых щитов и снимите подшипниковые щиты. Выньте якорь, при этом следите, чтобы не повредить поверхность бандажа и контактных колец; выньте при необходимости траверсу из подшипникового щита.

Сборка синхронного подвозбудителя. После осмотра и при необходимости ремонта деталей и узлов подвозбудителя, тщательной очистки всех его деталей от пыли и грязи, продувки соберите подвоз-будитель. Запрессуйте подшипниковый щит в сборе с траверсой в станину со стороны контактных колец равномерными ударами по окружности, предварительно протерев посадочные места в станине и щите.

Закрепите подшипниковый щит болтами так, чтобы отверстие для масленки было вверху. Закрепите выводы от токособирательных шин в коробке выводов. Заложите смазку в подшипники (предварительно старую смазку удалите, подшипники и крышки промойте в бензине). Заведите якорь в станину и запрессуйте его в подшипниковый щит со стороны контактных колец равномерными ударами по свободному концу вала якоря, предварительно положив на него деревянную или текстолитовую прокладку.

Снимите бумагу с контактных колец и запрессуйте подшипниковый щит со стороны привода на подшипник; запрессуйте подшипниковый щит со стороны привода в станину равномерными ударами по окружности, предварительно протерев посадочные места в станине и щите и прикрепите щит к станине болтами. Заложите смазку в передние крышки подшипниковых щитов, установите крышки и закрепите их болтами (отверстие под масленку в крышке со стороны привода должно быть сверху); установите торцовые крышки с двух сторон и закрепите их винтами; заверните масленки на свои места. Установите крышку люка контактных колец и закрепите ее замком.

Разборка электродвигателей серии П. Снимите муфту при помощи стяжного приспособления и крышки с коллекторных люков переднего щита, ослабьте болты, крепящие траверсу; поднимите щетки и отсоедините кабели от траверсы. Снимите крышку подшипников щита; избегая перекосов, снимите передний подшипниковый щит, используя отверстия для отжимных винтов. В машинах, где нет таких отверстий, щит снимите легкими ударами деревянного или металлического молотка через деревянную прокладку по борту щита. Отсоедините задний подшипниковый щит от расточки станины, пользуясь отжимными винтами. Выньте из машины якорь вместе с задним подшипниковым щитом, предварительно обернув бумагой коллектор, при необходимости снимите траверсу с расточки щита. При разборке машины подшипники не снимайте с вала, они снимаются только для замены.

Сборка электродвигателей серии П. Сборку машины производите в порядке, обратном разборке. При сборке машин, в которых предусмотрена замена смазки без разборки, следите за тем, чтобы паз для прохода смазки, имеющийся во внутренних крышках подшипника переднего и заднего подшипниковых щитов, совпадал с отверстием для прохода смазки в самом щите. Перед сборкой машин проверьте сопротивление обмоток и прочность изоляции. Проверьте зазоры между добавочными и главными полюсами и якорем. При необходимости снимите задний щит с подшипника, отделив крышку подшипника. Якорь положите на верстак, свесив вентилятор. При сборке траверсу установите на метке, поставленной на ней и на подшипниковом щите.

Сушка изоляции электрических машин тепловоза 2ТЭ10В | Тепловоз 2ТЭ10В | Экипажная часть тепловоза 2ТЭ10В

Добавить комментарий