Тяговый электродвигатель тепловоза 2м62

Колесные пары тепловоза приводятся во вращение тяговыми электродвигателями типа ЭД-118А через одноступенчатый прямозубый редуктор. На каждой секции тепловоза установлены шесть тяговых электродвигателей, по одному на каждую ось. Тяговый электродвигатель представляет собой электрическую машину постоянного тока с последовательным возбуждением (рис. 49). Стрелками показано направление тока, при котором полюсы будут иметь обозначенную полярность, а якорь — обозначенное направление вращения. Две ступени ослабления возбуждения и гиперболическая внешняя характеристика тягового генератора обеспечивают изменение частоты вращения электродвигателя в широком диапазоне.

В отличие от обычных электрических машин постоянного тока тяговый электродвигатель ЭД-118А (рис. 50) имеет конструктивные особенности, связанные со специфическими условиями работы и установкой его на тепловозе. Габарит электродвигателя ограничивается диаметром колеса тепловоза и шириной колеи, поэтому магнито-провод имеет восьмигранную форму. Остов 10 магнитопровода, отлитый из малоуглеродистой стали, служит каркасом для сборки всего тягового электродвигателя. На остове с одной стороны сделаны расточки под моторно-осевые вкладыши и места установки крышек моторно-осевых подшипников. С противоположной стороны остова имеются два выступа, служащие для крепления электродвигателя к тележке тепловоза. Между моторно осевыми подшипниками распо ложена клица, в которой закреплены выводные кабели: два (#1, Я2) от обмотки якоря и катушек добавочных полюсов и два (С1, С2) от катушек четырех главных полюсов.

Схема внутренних электрических соединений тягового электродвигателя ЭЛ-118А тепловоза 2м62

Рис.19. Схема внутренних электрических соединений тягового электродвигателя ЭЛ-118А:

— условные* номера полюсов магшп юи системы: ї71. Н2 выводы обмотк і які ри н добавочных полюсов; сі С2 выводы облюгкн вої-бчждения: 11. 1С — н і ч. і1 і конец обмоток нЫ люсов. Л’. 5 полярность главных полюсов: л. л полярность добавочных полюсов

Для улучшения работы щеточно-коллекторного узла коллектор 2 тягового электродвигателя выполнен из меди с присадкой кадмия или серебра. Эго позволяет повысить термическую стойкость коллекторной меди и уменьшить износ коллектора в период эксплуатации. Коллектор арочного типа. Его конус и болты изготовлены из легированной стали. Замок между кол пекторной втулкой и нажимным конусом уплотнен для исключения попадания влаги внутрь коллектора. Коллекторная медь изолирована от корпуса миканитовыми манжетами. Коллекторные пластины изолированы друг от друга миканитовыми прокладками из легированной стали. Замок между кол пекторной втулкой и нажимным конусом уплотнен для исключения попадания влаги внутрь коллектора. Коллекторная медь изолирована от корпуса миканито-выми манжетами. Коллекторные пластины изолированы друг от друга миканитовыми прокладками.

2m62_53

Щеткодержатель 5 имеет литой латунный корпус и пружины часового типа. Нажатие пружины на щетку 7 регулируется после снятия щеткодержателя с тягового электродвигателя. От остова щеткодержатели изолированы фторопластовым цилиндром. Щетки разрезные типа ЭГ-62 размерами (в мм) 2 (12.5X40X60).

Якорь тягового электродвигателя динамически балансируют грузами, размещаемыми в специальных канавках с обоих его концов. Обмотка якоря в пазах удерживается клиньями, а в лобовых частях — бандажом из специальной однонаправленной стеклоленты. Изоляция якоря выполнена па основе стеклосодержащих материалов и эпоксидных смол. Якорь пропитан в лаке на эпоксидной основе и окрашен электроизоляционной эмалью, устойчивой к высокой влажности и значительным колебаниям температур. Изоляция якоря допускает перегрев до 135 "С. Главные полюсы состоят из шихтованных сердечников 13 и катушек 15 Добавочные полюсы состоят из сплошных сердечников 12 и катушек 9. Сердечники крепят к остову с помощью болтов из легированной стали. Изоляция ка тушек класса Р допускает перегрев до 160 °С. Между сердечником полюса и остовом имеется прокладка из немагнитного материала. Катушки и сердечники главных и добавочных полюсов, залитые эпоксидным компаундом, представляют собой монолитные блоки, что искночает перетирание изоляции. Катушки имеют вибростойкие выводы. Межкатушечные соединения главных полюсов выполнены гибкими наборными шинами, а добавочных полюсов — специальным кабелем. Технические данные обмоток полюсов и якоря тягового электродвигателя приведены в табл. 2.

Тяговый электродвигатель ЭД-118А тепловоза 2м62

Рис. 50. Тяговый электродвигатель ЭД-118А:

1 смазочная трубка. 2 коллектор; 3. 21 — роликовые го и и икс 4. 22 подшипниковые шиты; 5-щеткодержатель; 6 кионнгтейн: 7 гдегка. Л пален иегкодержателя; 0 катушка добавочного полюса; 10 — осюв. 11 уравнитс.«и: 12 — серчечннк лобавоч’В’ГО полюса; 1.1 — сердечник главного подкхл; 14 — сердечник якоря. 15 квгу№ка главною полюса; 16 гнЗЧмткн якоря. 17 лздпин нажнм-1.1» па 10а; 1-^ — дренажное итьсрстис. 19 лабиринтное уп.югнительное кольцо; 20 вал

Таблица

2m62_55

Вентиляция тяговых электродвигателей принудительная с по-1 мощью двух вентиляторов (по одному на тележку), приводимых] от дизеля через распределительные редукторы. Электромеханические] характеристики электродвигателя ЭД-118А приведены на рис. 51.

Тяговый генератор тепловоза 2м62 | Тепловоз 2М62 | Двухмашинный агрегат тепловоза 2м62

Добавить комментарий