Экипировка тепловозов

/ Тепловоз ТУ6А и ТУ7 / Экипировка тепловозов

Экипировка тепловозов предусматривает снабжение их топливом, маслами, песком, водой (или охлаждающей жидкостью). Тепловоз экипируют на специально оборудованных путях, как правило, во время осмотра тепловоза при приемке.

Топливо. Рекомендуется заливать топливо в бак за, несколько часов до работы, чтобы после отстоя топлива слить осадки и воду из бака. Сетку заливной горловины необходимо периодически очищать. Баки всегда должны быть тщательно закрыты. Нельзя допускать попадания в бак воды, снега или механических примесей, так как надежная работа топливной аппаратуры во многом зависит от чистоты топлива.

Для двигателей тепловозов ТУ6А и ТУ7 применяют дизельное топливо по ГОСТ 4749-73, которое для быстроходных дизелей изготовляется четырех марок:

ДА - арктическое, предназначенное для эксплуатации тепловозов при температуре окружающего воздуха ниже минус 30ЭС,

ДЗ - зимнее - для эксплуатации тепловозов при температуре окружающего воздуха от 0°С до минус 30°С;

ДЛ - летнее - для эксплуатации тепловозов при температуре окружающего воздуха выше 0°С.

При температуре окружающего воздуха от плюс 5°С и ниже (для двигателей тепловозов ТУ7) и ниже минус 30°С (для двигателей тепловозов ТУ6А) можно применять топливо Т-1 или ТС-1 по ГОСТ 10227-62.

Для тепловоза ТУ7, кроме указанных сортов топлива, можно применять топливо ТЛ при температуре окружающего воздуха выше 0°С и топливо ТЗ - при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20°С.

Дополнительно к этим сортам топлива для тепловоза ТУ6А можно применять топливо по ГОСТ 305-73, которое выпускается четырех марок;

Л - летнее - для эксплуатации дизелей при температуре воздуха 0°С и выше;

3' - зимнее - для эксплуатации дизелей при температуре воздуха от 0 до -30°С;

ЗС - зимнее северное, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха -30°С и гыше;

А - арктическое, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре окружающего воздуха -50°С и выше.

Масла. Для дизелей тепловозов ТУ6А применяют летом (при температуре воздуха выше плюс 5°С) дизельные масла:

М10В (ТУ 38-1-210-68); МВ12В (МРТУ 12Н-3-62); М12В (МРТУ 38-1-182-65) - ДС-11 с композицией присадок 5% ВНИИ НП-370; 2% ПМС, 0,5% Л3-23к; 0,005% ПМС-200А;

М10Б (ГОСТ 8581-63) - ДС-11 с композицией присадок 6% ВНИИ НП-360; 0,003% ПМС-200А.

При работе на топливе по ГОСТ 4749-73 допускается применение масла М10Б (ГОСТ 8581-63) - ДС-11 с композицией присадок 5% ЦИАТИМ-339 и 0,003% ПМС-200А или масла Дп-11 (ГОСТ 5304-54) с присадкой ЦИАТИМ-339.

В зимних условиях (при температуре воздуха ниже +5°С) для дизелей тепловозов ТУ6А применяют следующие дизельные масла:

М8В (ГОСТ 8581-63) - ДС-8 с композицией присадок 5% ВНИИ НП-370; 2% ПМС; 0,5% Л3-23к; 0,005% ПМС-200А; 1% В-167;

М8Б (ГОСТ 8581-63) - ДС-8 с композицией присадок 6% ВНИИ НП-360; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1; 0,003% ПМС-200А.

При работе в зимних условиях на топливе по ГОСТ 4749-73 допускается применение масла Дп-8 (ГОСТ 5304-54) с присадкой ЦИАТИМ-339 или масла М8Б (ГОСТ 8581-63) - ДС-8 с композицией присадок 5% ЦИАТИМ-339; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1.

Для дизелей тепловозов ТУ7 применяется масло следующих марок:

при температуре окружающей среды не ниже минус 5°С --М20Г по ГОСТ 12337-66; М20В по МРТУ 12Н № 142-64; МС-20п по МРТУ 38-1-156-65; М-12В по МРТУ 12Н № 3-62; М-14В по МРТУ 12Н № 5-62; М-14ВЦ по ТУ 38-101150-71. Допускается применение масла марки М-20Б по МРТУ 38-1-181-65 при работе на топливе по ГОСТ 4749-73;

при температуре окружающей среды от 0°С до минус 15°С -• М-16В по ТУ 38-1-0121-70; МТ-16п по ГОСТ 6360-58; МТ-16п с присадкой МНИ ИП-22К по РТУ РСФСР № НП27-62;

при температуре окружающей среды от минус 15°С до минус 35°С МТ-14п по ГОСТ 6360-58.

Для гидропередачи тепловоза ТУ7 применяют масло турбинное 22 по ГОСТ 32-74 с антипенной присадкой ПМС-200А. Допускается применение масел Ткп 22 по ТУ38-1-01-100-71 и Теп 22 по МРТУ-12Н-18-63.

Сорта масел и смазок, применяемых для смазки узлов и агрегатов тепловозов ТУ6А и ТУ7, приведены в картах смазки (табл. 15 и 16).

Заправка тепловозов песком. Для улучшения сцепления колес локомотива с рельсами, а вместе с тем и увеличения силы тяги применяют песок. Наилучшие условия сцепления колес тепловоза с рельсами создает однородный по размерам частиц (0,2-0,5 мм) песок с наибольшим содержанием кварца и наименьшим содержанием вредных, особенно глинистых примесей. На магистральных железных дорогах применяют песок нормального и повышенного качества. На железных дорогах промышленного транспорта, за редким исключением, можно обходиться применением песка нормального качества.

Основную массу песка, поступающего в песочницы тепловозов, составляют зерна размером 0,1-0,2 мм. В песке нормального качества такой рабочей массы должно быть не менее 90%. Зерна размером менее 0,1 мм относятся к пылевидным частицам, содержание которых в песке нормального качества должно быть не более 10%. Влажность песка не должна превышать 0,5%. При этом влажностью песка считают суммарное содержание в нем механически примешанной воды и гигроскопической влаги, выраженное в процентах к весу песка. Температура нагрева песка при его сушке любым способом не должна превышать 350°С.

Во время экипировки тепловоза набор песка следует разграничить по времени с заправкой топливом и смазочными материалами.

Охлаждающая жидкость. В качестве охлаждающей жидкости для системы охлаждения двигателя тепловоза ТУ6А рекомендуется применять чистую «мягкую» воду. Если используется колодезная или ключевая («жесткая») вода, то ее надо смягчить добавлением соли тринатрийфосфата в количестве до 2 г на 1 л воды. Заливают воду через воронку с мелкой сеткой.

В зимнее время в качестве охлаждающей жидкости рекомендуется применять этиленгликолевые смеси 40 и 60 (ГОСТ 159-52) с температурой замерзания -40 и -60°С. Следует помнить, что этиленгликолевая смесь ядовита, но безопасна для наружных покровов и органов дыхания. Эта жидкость имеет больший, чем вода,, коэффициент объемного расширения, поэтому заливать ее в систему надо на 6% меньше установленной заправочной емкости. Если объем охлаждающей жидкости уменьшился за счет испарения, а не из-за течи, в систему охлаждения следует добавлять только воду, так как количество этилангликоля вследствие высокой температуры его кипения остается постоянным.

Систему охлаждения тепловозов ТУ7 рекомендуется заправлять 1,5-процентным раствором эмульсолов Э-1(А) или Э-2(Б) (ГОСТ 1975-53) в чистой «мягкой» воде с общей жесткостью не более 3 мг-экв. л. Для смягчения воды ее следует кипятить в течение 2,0-30 мин и дать ей отстояться. Отстоявшуюся воду (без осадка) профильтровать через плотную ткань и применять для приготовления раствора.

Для предотвращения усиленного накипеобразования на стенках полостей системы охлаждения следует использовать возмож-

Таблица 15

Карта смазки узлов и деталей тепловоза

Продолжение

Карта смазки узлов и деталей тепловоза ТУ7

Таблица 16

Примечание. Остальные узлы н детали тепловоза ТУ7 смазываются в соответствии с таблицей 14 (пункты 10-25).

но более длительное время одну и ту же охлаждающую жидкость (воду) и возможно реже ее сливать. При температуре окружающей среды ниже 5°С и до минус 35°С рекомендуется систему охлаждения тепловоза ТУ7 заправлять низкозамерзающей охлаждающей жидкостью 40 (ГОСТ 159-52) или 40М (СТУ12 № 10-140-€2); при более низких температурах - жидкостью 65. Попадание в низкозамерзающую жидкость горюче-смазочных материалов не допускается.

Особенности эксплуатации тепловозов в зимнее время | Тепловоз ТУ6А и ТУ7 | Виды и периодичность технических уходов и ремонтов