Основные конструктивные особенности и техническая характеристика

/ Тепловоз ТУ2 / Основные конструктивные особенности и техническая характеристика

Основные конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза ТУ2

Тепловоз ТУ2 (рис. 1 и 2) предназначен для обслуживания грузовых и пассажирских поездов на железных дорогах, имеющих ширину колеи 750 мм. Кузов тепловоза установлен на деє двухколсесные тележки, у которых все оси ведущие. На каждую тележку рама кузова опирается тремя точками: шаровой пятой и двумя боковыми пружинными скользунами

Рис. 1. Тепловоз ТУ2

В передней и задней частях кузова расположены кабины машиниста, а в средней - машинное отделение. В кабинах находятся посты управления (рис. 3), на которых размещены приборы управления тепловозом и контроля за работой отдельных агрегатов. Для обогрева кабин в зимнее время установлены калориферы.

В машинном отделении размещены: дизель-генераторная установка (состоящая из дизеля 1Д12 и спаренного с ним через гибкую или пальцево-втулочную муфту главного генератора), компрессор, холодильник с вентилятором, высоковольтная камера, котел-подогреватель и другие вспомогательные агрегаты. Воздух в дизель поступает по воздуховодам через фильтры типа мультициклон. Отработавшие газы по двум выпускным охлаждаемым коллекторам через глушители выбрасываются в атмосферу.

Рис. 3. Пост управления тепловозом: 1- рукоятка контроллера машиниста; 2 -кнопочный выключатель; а - пуск дизеля первого тепловоза; б-управление общее; в-отключатель реле перехода; г-освещение кабины; д-отключатель буферных фонарей кабины № 1; е - отключатель буферных фонарей кабины 2: ж - вспомогательный топливный насос второго тепловоза; з-вспомогательный топливный насос первого тепловоза; и - отключатель-возбуждения главного генератора; к-пуск дизеля второго тепловоза: з-воздушный манометр; 4 - кран машиниста; 5 - кран прямодействующего тормоза; 6 - амперметр главного генератора; 7 - кнопки включения прожектора: л-яркого, м-тусклого; в -масляный манометр; 9 - масляный термометр: 10- водяной термометр: 11 - амперметр зарядки аккумуляторной батареи

Главный генератор - постоянного тока со смешанным возбуждением и самовентиляцией. Ток, вырабатываемый главным генератором, питает тяговые электродвигатели, которые передают вращение через цилиндрическую зубчатую передачу колесным парам тепловоза. Главный генератор используется также для пуска дизеля. При этом он работает в режиме электродвигателя, получая питание от аккумуляторной батареи, расположенной под холодильной установкой.

От вала главного генератора через распределительный редуктор вращение передается: вентилятору холодильника, компрессору, вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки, возбудителю и вспомогательному генератору. Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки приводится во вращение от переднего конца коленчатого вала дизеля. Вспомогательный генератор предназначен для питания электроэнергией цепей управления и освещения, а также вспомогательных агрегатов тепловоза. Возбудитель питает электроэнергией независимую обмотку возбуждения главного генератора.

Холодильник тепловоза состоит из двух водяных и трех масляных радиаторов и осевого вентилятора, приводимого во вращение через фрикционную муфту и конический редуктор.

В средней части тепловоза, под кузовом, расположен топливный бак. На тележках у каждого колеса тепловоза установлены бункера пневматических песочниц. Тепловоз оборудован пневматическим прямодействующим тормозом, пневматическими стеклоочистителями и стеклообогревателями лобовых окон кабин машиниста. По тяговым качествам тепловоз ТУ2 является самым мощным среди мотовозов и тепловозов, эксплуатирующихся на наших железных дорогах с шириной колеи 750 мм. При трогании с места он развивает силу тяги до 8 500 кг (рис. 4 и 5) и обеспечивает движение поезда весом 375 т по подъему 9°10 со скоростью 12 км/ч.

Максимальное значение к. п. д. тепловоза, равное 26%, достигается на 6-й позиции контроллера машиниста при скорости V = 20 км/ч. Наибольший к. п. д., реализуемый на 8-й позиции контроллера, составляет около 25%.

Кривые силы тяги и величина к. п. д. получены в результате паспортных испытаний тепловоза ТУ2, проведенных Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта.

Техническая характеристика тепловоза ТУ2

Габаритные размеры

Дизель