Неисправности тормозного оборудования локомотивов и действия машиниста для их устранения

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

1. Компрессор, регулятор давления

Срабатывание

Неисправны клапаны цилиндра

На двухсекционном локомотиве

предохранительного клапана на

высокого давления (ЦВД)

при сильном нагреве компрессора

холодильнике

компрессора (малый подъем,

остановить компрессор и

заедание, неплотности, излом

следовать до основного или

пластин и пружин).

оборотного депо на одном компрессоре.

Разрыв диафрагмы, излом или

При разрыве диафрагмы

обрыв трубки к разгрузочному

разгрузочного устройства

устройству всасывающего

сменить её на остановке. Если

клапана одного из цилиндров

запасной диафрагмы нет или

низкого давления (ЦНД)

произошел излом трубки, перевести соответствующий цилиндр на холостой режим, для чего под крышку диафрагмы разгрузочного устройства подложить прокладку толщиной 6 — 8 мм. При наличии крана на холодильнике приоткрыть его.

Неисправно разгрузочное

Устранить неисправность (можно

устройство ЦВД

использовать детали одного из ЦНД, но подача компрессора при этом снизится).

Неисправен или неправильно

Перейти на работу от другого

отрегулирован регулятор давле-

регулятора либо управлять

ния

компрессорами вручную (для этого необходимо включить регулятор принудительно или

Срабатывание

зашунтировать его контакты)

предохранительного клапана на

нагнетательном трубопроводе

Замерзла напорная магистраль

Устранить замерзание. Если

тепловоза

между секциями при включении

поезд небольшой длины, следо-

регулятора давления на ведущей

вать с питанием тормозной ма-

секции (давление повышается

гистрали от компрессора одной

только на ведомой секции)

секции, регулятор давления включить на каждой секции

Неисправность

Заглушить штуцер крепления

предохранительного клапана

клапана. Не допускается закры-

(ослабление пружины,

тие сразу двух штуцеров предо-

разрегулировка)

хранительных клапанов одного компрессора

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

Малый подъем пластин нагнетательных клапанов

Заменить клапан и с помощью прокладки, устанавливаемой между обоймой и седлом клапана, добиться подъема его пластин на 2,5—2,7 мм

Повышенный нагрев компрессора

Загрязнение холодильника компрессора, слабое натяжение, обрыв ремня вентилятора или отсутствие его лопастей; повышение утечек из ТМ, низкая подача компрессора

Избегать дополнительного расхода воздуха. Учитывать, что расчетное отношение времени работы компрессора к времени простоя составляет 1:2, непрерывная работа компрессора не должна превышать 15 мин

Неисправность масляного насоса, засорение сетки его фильтра, низкий уровень масла в картере компрессора, загрязнение масла

При низком давлении масла в компрессоре, но достаточном уровне масла в картере компрессор остановить, так как из-за заклинивания узлов он может быть разрушен

Выброс масла в нагнетательный трубопровод и через воздушные фильтры или сапун в атмосферу

Износ поршневых колец, высокий уровень масла в картере компрессора, повреждение нагнетательного клапана ЦВД

Чаще продувать маслоотделители и влагосборники, излишки масла слить через спускное отверстие; при сильном выбросе масла отключить компрессор

Выброс воздуха при работе компрессора под нагрузкой через фильтры ЦНД

Повреждение или незакрепление клапанов ЦНД; излом медной прокладки клапанной коробки ЦНД

Следовать с поездом дальше, учитывая, что подача компрессора понижена. При наличии запасных частей неисправность на стоянке устранить

Снижение подачи компрессора

Неисправность клапанов: излом пружин или пластин, нагар на пластинах, малый их подъем; загрязнение фильтров, пропуск воздуха поршневыми кольцами, утечки воздуха в соединениях труб

Следовать, ограничивая расход воздуха, до основного или оборотного депо.

Не пускаются мотор-компрессоры

Загустение масла

При обесточенной цепи включения компрессора провернуть его вручную. Долить теплое масло в картер

Компрессор К2 на тепловозе ЧМЭЗ не включается

Нет подачи масла в гидромеханический редуктор из-за заедания перепускного клапана

Спецключом отвернуть клапан и устранить заедание

Компрессоры не включаются или не отключаются

Выход из строя регулятора давления

Слегка постучать по корпусу регулятора, на ЧМЭЗ попробовать включить или выключить регулятор ГЗ/8"; если это не даст результата, на двухсекционном локомотиве переключиться на исправный регулятор давления либо перейти на ручное управление компрессорами

Регулятор давления не обеспечивает включение и выключение компрессора при заданных давлениях

Неправильная регулировка регулятора

Отрегулировать регулятор на заданные давления включения и выключения; на двухсекционном локомотиве переключиться на другой регулятор давления

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

Регулятор ЗРД не срабатывает на выключение, компрессор работает в режиме холостого хода

Пропуск воздуха через выключающий клапан (не садится на седло, признаком этого является выход воздуха через атмосферное отверстие регулятора)

Перейти на работу от исправного регулятора давления или очистить выключающий клапан

2. Кран машиниста № 394, 395

Завышение давления в ТМ при положении II ручки КМ

Неплотность питательного клапана редуктора крана машиниста (КМ), в результате чего в УР может попасть больше воздуха, чем может сбросить стабилизатор, и произойдет перезарядка ТМ. Реже: засорение в стабилизаторе отверстия диаметром 0,45 мм; пропуск воздуха золотником; большая утечка воздуха из УР через отверстие диаметром 1,6 мм в полость над уравнительным поршнем, вызывающая полное открытие питательного клапана редуктора; излом или нарушение плотности диафрагмы редуктора; повреждение прокладки между средней и нижней частями КМ; засорение калиброванного отверстия диаметром 1,6 мм; износ градационного сектора КМ; разработка соединения золотника со стержнем и др.

Установить ручку КМ в положение IV. Если повышение давления прекратилось, причиной его была неплотность клапана редуктора. При снижении давления в ТМ до зарядного установить ручку крана в положение II. Повторить эти действия до прибытия на станцию. Если в положении IV продолжается завышение давления, возвратить ручку в положение II и увеличить темп ликвидации сверхзарядки путем затяжки пружины стабилизатора или ослабить заглушку стабилизатора.

Медленное повышение давления в тормозной магистрали (ТМ) при отпуске установкой крана машиниста в положение I

Засорение сетки на питательной трубе к КМ; малое отверстие впускного клапана (менее 2 мм); низкое давление в главных резервуарах, плохая проходимость блокировочного устройства № 367, неплотность уравнительного поршня

Выполнять отпуск тормозов более длительное время установкой ручки КМ в положение I, на остановке устранить неисправность

При переходе с завышенного давления на зарядное срабатывают тормоза поезда, загорается лампа «ТМ»

Неисправность стабилизатора (плохая притирка клапана, излом диафрагмы, нарушение крепления), вызывающая повышенный темп понижения давления, или неправильная его регулировка; заедание уравнительного поршня с последующим ею подъемом (срывом); низкая плотность уравнительного поршня, большие утечки из УР.

Неисправность магистральной части одного из грузовых ВР на локомотиве или вагонах

Производить отпуск тормозов I положением крана до зарядного давления в УР, не допуская сверхзарядки. Проверить темп ликвидации сверхзарядки ТМ стабилизатором, если состояние крана в норме, при неоднократном срабатывании тормозов в пути следования заявить контрольную проверку тормозов. При неисправности или нарушении регулировки стабилизатора отрегулировать его или заменить. При заедании или низкой плотности уравнительного поршня сменить кран.

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

Давление в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре при поездном положении ручки крана понижается темпом, не вызывающим торможение

Засорение сетки фильтра редуктора крана машиниста, излом пружины редуктора

Установить ручку КМ в положение IV. Давление в УР повышать кратковременной постановкой ручки крана в положение I, на станции сменить редуктор или кран машиниста

После ступени торможения происходит самопроизвольный отпуск тормозов при нахождении ручки крана машиниста в положении IV

Пропуск воздуха между притирочными поверхностями золотника и его стола; зауживание отверстий в трубке от УР и в ее штуцере; заедание уравнительного поршня в верхнем положении с последующим перемещением его в нижнее положение, неисправности тормозного оборудования вагонов

Применять III положение ручки крана. При необходимости применять экстренное торможение

Слышно дутье воздуха через атмосферную трубку крана машиниста

Плохо притерт впускной или выпускной клапан. Пропуск воздуха манжетой цоколи нижней части крана

На остановке или при перекрытом комбинированном кране продуть клапаны постановкой ручки крана в положения I и VI Манжету сменить

Снижение давление в ТМ и УР при переводе ручки крана е положение IV

Большие утечки из УР; пропуск воздуха уплотнениями уравнительного поршня, хорошо выявляемый при больших утечках воздуха из ТМ

Следовать далее с учетом снижения скорости после усиления торможения. На остановке устранить неисправности крана или сменить его

Низкий темп или отсутствие служебного торможения при постановке ручки крана в положение V

Засорение отверстий диаметрами 1,6 и 2,3 мм; сильный пропуск воздуха уплотнениями поршня или его заклинивание в среднем положении; излом хвостовика (выпускного клапана) уравнительного поршня; смятие, засорение или замерзание атмосферной трубки крана

Применить экстренное торможение, сменить кран машиниста или перейти в другую кабину управления. Для служебного торможения смещать ручку крана за положение V или следовать до ближайшей станции только на ЭПТ

3. Кран вспомогательного тормоза уcл. № 254

При торможении краном машиниста отсутствует наполнение тормозных цилиндров локомотива

Излом или осадка пружины переключательного поршня крана № 254; засорение калиброванного канала диаметром 0,8 мм, сообщающегося с полостью между поршнями; пропуск воздуха через клапан «буфера» в атмосферу; не исправен воздухораспределитель локомотива

Продолжить движение до основного или оборотного депо. При необходимости производить торможение краном № 254 (положениями III—VI)

При нажатии на клапан «буфера» (положение I) нет полного отпуска тормоза

Заедание переключательного поршня; пропуск воздуха его манжетой; засорение торцового канала переключательного поршня или калиброванного канала диаметром 0,8 мм, сообщающегося с полостью между поршнями; заедание нижнего поршня

Отключить воздухораспределитель локомотива (кроме следования одиночным порядком). Продолжать движение до основного депо, где устранить неисправность. При следовании одиночным порядком сменить кран или отпускать тормоза краном машиниста.

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

При первой ступени торможения краном вспомогательного тормоза отсутствует наполнение ТЦ

Заедание или тугое перемещение поршней; смещение центрирующей шайбы в стакане; излом регулировочной пружины

Продолжать движение. При необходимости сменить кран. В депо смазать или заменить манжеты поршней, устранить смешение шайбы, заменить пружину

Медленное наполнение ТЦ

Малый подъем (открытие) двухседельчатого клапана; загрязнение сетки фильтра

При следовании одиночным порядком тормоза локомотива приводить в действие заблаговременно или перейти на управление из второй кабины (секции)

Медленный отпуск тормоза локомотива

Заедание двухседельчатого клапана; засорение отверстий нижнем поршне

Смятие, засорение или замерзание атмосферной трубки

При пользовании краном № 254 для предупреждения заклинивания колесных пар локомотива выполнять ступени торможения не более 2-2,5 кг/см2

Отсоединить атмосферную трубку от крана

При тормозных положениях ручки крана вспомогательного тормоза давление в ТЦ поднимается до уровня питательной магистрали

Засорение отверстия в средней части крана, сообщающего ТЦ с полостью под нижним поршнем

При следовании с поездом перекрыть разобщительный кран на трубопроводе от крана № 254 к ТЦ, при следовании одиночным порядком на ЧМЭЗ пользоваться вторым краном или сменить кран.

На тепловозах 2ТЭ116 краном вспомогательного тормоза не пользоваться, кран от ВР к крану № 254 перекрыть, пользоваться краном машиниста либо сменить кран.

4. Блокировочное устройство № 367

Недостаточная проходимость воздуха через блокировочное устройство, вызывающая срабатывание тормозов из-за утечек воздуха из ТМ поезда, невозможность их отпуска и зарядки

Малый подъем клапанов устройства; засорение его каналов или их зауживание из-за выдавливания прокладки; замерзание устройства, чаще всего корпуса сигнализатора расхода воздуха

На станции проверить установленным порядком проходимость воздуха через устройство, устранить неисправность. На перегоне при срабатывании тормозов остановить поезд, перевести ручку крана машиниста в положение I и наблюдать за давлением в магистрали. Если завышения давления нет, значит причина в замерзании (засорении) клапана от питательной магистрали к устройству или самого устройства. Следовать до ближайшей станции, сменив кабину управления; в оставленной кабине включить отопление

При смене кабины управления в передней кабине при повороте ручки блокировочного устройства вниз тормоз локомотива не отпускает

Пропуск воздуха клапанами устройства в задней кабине, в результате чего воздух из питательной сети попадает в ТЦ

Ручку крана № 254 в задней кабине установить в поездное положение

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

В передней кабине управления ручку блокировочного устройства невозможно повернуть вниз

Наличие остаточного давления в ТМ из-за неполной ее разрядки (при смене кабины) вследствие съема ручки устройства, ставшего возможным в результате износа стопорного замка; пропуск воздуха клапанами устройства

Разрядить ТМ через комбинированный кран, при смене кабины выключать блокировочное устройство только после разрядки ТМ до нуля.

5. Другое тормозное оборудование

Быстрое падение давлении в ГР

Сорван или лопнул межсекционный рукав питательной магистрали (ПМ)

Сменить рукав, а если сделать это нельзя, перекрыть концевые краны (синего цвета) между секциями; регуляторы давления включить в работу со своим компрессором

Недостаточная эффективность тормоза локомотива

Выход из строя одного или нескольких ТЦ (обрыв резинового рукава, пропуск воздуха через неплотности крышки, манжеты)

Неисправно реле давления №404 (пропуск воздуха через неплотности крышки или выпускного клапана, замерзание диафрагмы)

На стоянке при невозможности самостоятельно устранить неисправность перекрыть разобщительные краны к ТЦ или реле давления № 404. Тормоз локомотива применять заблаговременно

Проверки тормозного оборудования локомотивов | Тормозное оборудование локомотивов | Порядок включения и размещения тормозов в составе