Рычажная передача тормоза

Тележки тепловоза оборудованы тормозной рычажной передачей с гребневыми колодками. Нажатие колодок одностороннее. На обеих тележках установлено по два тормозных цилиндра 1 (рис. 23), каждый из которых приводит в действие рычажную передачу тормоза с одной стороны тележки. Сжатый воздух, поступающий в тормозной цилиндр при торможении, сжимает в нем пружину и выдвигает шток, шарнирно соединенный с рычагом 4. Поворачиваясь вокруг оси 5, рычаг передает усилие от штока через вилку 6, рычаг 17 на тормозную колодку 18 и одновременно на тормозную колодку 9 через муфту 14 (с винтами 16 и 12) и рычаг 11. При отпуске тормозов пружина тормозного цилиндра возвращает рычажную передачу в исходное положение.

Фиксирующий механизм, состоящий из планки 2 и винтовой цилиндрической пружины, установленной между планкой и рычагом 11 (или подвеской 3), автоматически поддерживает равномерный зазор а между колодкой и колесом. Так как один конец планки соединен с башмаком, а второй с рычагом (или подвеской), сила трения, создаваемая сжатой пружиной, удерживает башмак с колодкой в том положении относительно рычага (или подвески), которое они занимают при торможении.

Рычажная передача тепловоза
Рис. 23. Рычажная передача тепловоза: 1 - тормозной цилиндр; 2,8- фиксирующие планки; 3,7 - подвески; 4 - рычаг; 5 - ось; 6 - вилка; 9, 18 - тормозные колодки; 10 - тормозной башмак; 11, 17 -рычаги; 12, 16 - винты; 13, 15 - контргайки; 14 - муфта

Выход штока тормозного цилиндра регулируют муфтой 14, отпустив контргайки 15 и 13. Если необходимо уменьшить выход штока, проворачивая муфту, раздвигают рычаги 17 и 11\ при увеличении выхода штока рычаги сдвигают. Установочный выход штока тормозного цилиндра должен быть (75 ± 5) мм, а допускаемый эксплуатационный - 120 мм для тепловоза ТГМ4БЛ и 150 мм для ТГМ4Б.

Выполненные по одинаковой кинематической схеме рычажные передачи тормоза тепловозов ТГМ4Б и ТГМ4БЛ имеют некоторые конструктивные отличия. На тепловозе ТГМ4Б, имеющем большую массу, длина ведущего плеча рычага 4 больше, а ведомого меньше, чем на тепловозе ТГМ4БЛ, что обеспечивает необходимое передаточное отношение рычажной передачи для каждого тепловоза. На тепловозах ТГМ4Б для предотвращения поперечного смещения тормозных колодок относительно колес введены стяжки, которые соединяют между собой оба рычага 17 и оба рычага 11.

Осевые редукторы | Тепловозы ТГМ4Б | Рама тепловоза