Механизм распределения

/ Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 / Механизм распределения

Распределительный вал. На сборный распределительный вал (рис. 24) насажены кулачки 2 и цапфы 4 (за исключением одной цапфы со стороны привода, выполненной заодно с валом). Кулачки расположены на валу 5 в соответствии с порядком работы цилиндров. Это положение кулачков фиксируется шпонками 3. Насаживаются кулачки и шайбы на вал в горячем состоянии с натягом 0,01-0,05 мм. Рабочую поверхность цапф шлифуют в сборе с валом, и поэтому их также стопорят на валу шпонками. Кулачки на вал устанавливают в обработанном виде. От осевого перемещения распределительный вал удерживается упорным подшипником, смонтированным на его переднем торце.

Подшипники вала смазываются маслом, поступающим из центрального канала по радиальным отверстиям в валу и цапфах. В центральный канал масло поступает из канала блока цилиндров через крайний подшипник со стороны привода.

Распределительный вал соединен с коленчатым валом шестеренчатым приводом, и вращаются они с одинаковой частотой, но в противоположные стороны. Соединение привода производится в положении, обеспечивающем начало открытия выпускных клапанов

8412»° до нижней мертвой точки. При установке этой фазы по выпуску следует учитывать, что перестановка на один зуб зацепления любой из шестерен привода изменяет ее на 4°30'.

Во избежание повреждения выпускных клапанов установку начала их открытия нужно производить при вынутых штангах, ориентируясь по передвижению толкателя. Под началом открытия клапанов условно принимается подъем толкателя на 0,3 мм. Если выведены из зацепления шестерни привода, а штанги не вынуты, проворачивать коленчатый вал нельзя, так как это неизбежно приведет к повреждению клапанов.

В процессе эксплуатации наблюдаются случаи выхода из строя кулачков из-за разрушения их рабочей поверхности в месте наибольших контактных напряжений по профилю. Для повышения надежности кулачков их материал со стали 45 с закалкой рабочей поверхности т, в. ч. был изменен с дизеля 11Д45 № 137 на сталь 12ХНЗА с цементацией и закалкой. Это мероприятие полностью не устранило случаи указанного дефекта, и завод принял решение с дизелей выпуска 1970 г. кулачки изготовлять из стали 18Х2Н4ВА с цементацией и закалкой, а ролики толкателей выполнять с выпуклой рабочей поверхностью. Кулачки из этой стали обладают более прочным цементационным слоем и более твердой сердцевиной, что значительно улучшает условия работы цементационного слоя. Выпуклость же рабочей поверхности ролика устраняет концентрацию контактных напряжений по краям полосы контакта рабочей поверхности кулачка с роликом.

Устройство привода распределительного вала приведено на рис, 7. Ухода в эксплуатации он не требует и работает надежно до заводского ремонта.

Корпус с толкателями и рычажный механизм привода выпускных клапанов. Толкатели с роликами, преобразовывающими вращение кулачков распределительного вала в возвратно-поступательное движение выпускных клапанов, расположены в специальном корпусе - лотке, являющемся одновременно закрытием верхней картерной полости блока и кронштейном для установки топливного насоса с его приводом. Движение толкателя передается клапанам через штанги при помощи трехплечего рычага и двух траверс с гидротолкателями. Устройство и конструкция этих узлов и деталей приведены на рис. 16 и 25.

Лоток имеет два продольных канала, в которые подводится масло из масляной системы дизеля через редукционный клапан, отрегулированный на давление, равное 3 кгс/см2. Из этих каналов масло поступает непосредственно на смазку трущихся поверхностей толкателей через отверстия и каналы в цилиндрической части направляющей толкателя 9, а через отверстия в шпильках 18 масло отводится на смазку подшипников трехплечего рычага и на питание гидротолкателей. Из этих же каналов лотка подводится масло на смазку трущихся поверхностей топливного насоса и его привода. От нагрева крышки цилиндра, выпускных клапанов и деталей механизма их привода при работе дизеля изменяется суммарный зазор в их сочленениях. Назначением гидротолкателей является автоматическая выборка этого за-

Рис 25 Корпус с толкателями клапанного механизма

1 - верхняя головка штанги, 2- штанга, 3 6, 8, 11- резиновые уплотнительные кольца, 4 - кожух, 5- болт крепления корпуса (лотка), 7 - гайка кожуха, 9 -- корпус толкателя (направляющая); 10 - шпилька крепления корпуса толкателя, 12 - толкатель, 13 - нижняя головка штанги 14 - ролик, 15, 16 - плавающие втулки, 17 - ось ролика, 18 - шпилька штуцер крепления корпуса толкателя с отверстием для отвода масла на смазку клапанного механизма, а - канал для масла зора для уменьшения шума и обеспечения посадки клапана на седло с возможно меньшей скоростью.

Регулировка и уход. Для обеспечения нормальной работы гидротолкателей необходимо, чтобы зазор между торцом его толкателя (поршенька) 44 (см. рис. 16) и донышком втулки 45 был 1,0-1,2 мм в положении, когда ролик толкателя находится на «круглой части» кулачка распределительного вала. Это требование должно выполняться при сборке механизма регулировкой при помощи специального приспособления по методике, изложенной в инструкции по обслуживанию дизеля. При этом следует не допускать ошибок, могущих повлечь за собой появления серьезных дефектов. Для этого: 1) перед началом регулировки зазора в гидротолкателях поршень регулируемого цилиндра необходимо установить в положение, близкое к в. м. т., так как при этом гарантируется расположение ролика толкателя на круглой части кулачка распределительного вала;

2) перед установкой на место трехплечего рычага его регулировочный болт 31 должен быть вывернут вверх до отказа, в противном случае можно погнуть выпускные клапаны из-за малого расстояния между ними и торцом головки поршня, находящегося вблизи в. м. т.;

3) после окончания операции регулировки регулировочный болт 31 должен быть надежно законтрен;

4) перед регулировкой необходимо удалить масло из гидротолкателей.

Уход за механизмом распределения сводится к периодическим плановым осмотрам и устранениям обнаруженных неисправностей. При эксплуатации дизелей имеют место случаи поломок щек направляющей толкателя. Причиной этого дефекта является установка направляющей с перекосом поверхности щек относительно плоскости вращения ролика. Для правильной установки направляющей на ее фланце и на лотке наносится риска совмещения. С дизеля 11Д45А № 149 правильность установки направляющей толкателя обеспечивается равномерностью зазора между ее фланцем и технологической ступенькой на лотке.

Цилиндро-поршневая группа | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Система воздухоснабжения