Сушка и пропитка изоляции обмоток

Во всех случаях пропитки изделие предварительно должно быть просушено. Если этого не сделать, то содержащаяся в изоляции влага закупорится в порах лаком и дальнейшее удаление ее будет невозможным — она станет оказывать вредное влияние на электрические свойства изоляции. Кроме того, после пропитки или покрытия лаками необходима сушка для удаления летучего растворителя и для запекания лаковой пленки. Процесс пропитки лаком изоляции (например, якорей) заключается в том, что после сушки в печи при температуре 100—110°С в течение 5—10 ч (в зависимости от размеров) изделия, остывшие до температуры 60—70°С, погружают в ванну с лаком и выдерживают там до прекращения выделения пузырьков воздуха, но не менее 15 мин, затем дают лаку стечь и далее сушат режимом, соответствующим для каждого типа изделия и класса на-гревостойкости изоляции. Пропитка может быть дву- и трехкратной, каждый раз чередуясь с сушкой.

На пропитанное и высушенное изделие наносят покровный лак или эмаль и вновь сушат в печи. Покровный лак можно наносить окунанием изделия, пульверизатором или кистью. После сушки покровного слоя должна образоваться гладкая, блестящая пленка. Натеки, наплывы, шероховатости на ней недопустимы. На гладкой поверхности не задерживается наружная пыль и пыль от работы щеток, а если она и осела, то легко сдувается воздухом. Такая пленка увеличивает сопротивление поверхностным утечкам, перекрытию и т. д.

Сушку производят в печах с электрическим обогревом. Горячий воздух с температурой 130—150°С, а для лака ПЭ-933 — до 170°С (в зависимости от класса нагревостойкости изоляции) прогоняется вентилятором через печь, в которой установлены изделия. Печь снабжена приборами для измерения температуры или устройствами для автоматического регулирования. Применяют также сушку инфракрасным (тепловым) облучением. Источником излучения служат лампы накаливания, которые снабжены рефлекторами, чтобы поток лучей можно было направить в необходимом направлении. Лампы накаливания при необходимости можно устанавливать открыто на специальных подставках вблизи нагреваемого предмета, что бывает необходимо для ремонтных работ в депо, когда требуется провести сушку на месте.

Принципиальная схема сушильной печи выглядит так: вентилятор через нагревательный элемент (электрический калорифер или паровой радиатор) по трубопроводу нагнетает воздух в печь. Нагретый воздух, войдя в отверстия верхней части печи, через отверстия в нижней ее части по трубопроводу выбрасывается наружу вентилятором. По рельсам в камеру поступает тележка с изделиями для сушки.

В некоторых депо используют печь с аэродинамическим рециркуляционным нагревом воздуха (рис. 11). Электродвигатель 1 с ременной передачей 2 приводит во вращение колесо турбины дымососа 3 (или специально переделанный вентилятор). Воздух благодаря особому расположению лопаток (вследствие больших потерь на трение) нагревается и по каналу 4 направляется к двери 6, омывая якоря 7, установленные на тележке 8, и возвращается к всасывающему соплу колеса. В верхней части печи расположены впускной и выпускной 5 клапаны. Печь с аэродинамическим нагревом воздуха используют, как правило, при сушке перед пропиткой, т. е. когда не происходит взрывоопасных выделений.

Якоря тяговых электродвигателей для сушки устанавливают по 6 шт. коллекторами вверх на специальную тележку. Конусной частью якоря опираются в специальные подставки. Тележку по рельсам закатывают в печь Расстояние между якорями (или машинами) в печи для обеспечения свободного доступа воздуха должно быть не менее 50 мм. Катушки полюсов, снятые с остовов, можно подавать в печь в специальных контейнерах. Температура воздуха в печи для более полного и быстрого удаления влаги из обмоток с изоляцией классов нагревостойко-сти В, Р и Н должна находиться в пределах соответственно 130—140, 150 и 175°С. Прерывать процесс сушки (открывать печь и производить частичную выгрузку или загрузку) не допускается. Если же такая необходимость возникла, то продолжительность сушки увеличивают. Время сушки устанавливают для каждой машины опытным путем по величине сопротивления изоляции.

В процессе сушки сопротивление изоляции вначале понижается, затем начинает медленно повышаться, достигая установившейся сравнительно постоянной величины. Сопротивление изоляции, например, якоря определяют по истечении установленного опытным путем времени. Для этого его вынимают из печи и не позже 15 мии производят измерение. Если при температуре якоря 100—110°С сопротивление изоляции составляет 2 МОм, то сушка считается окончательной, если меньше, то якорь вновь загружают в печь и сушат еще в течение 4—5 ч. Величина сопротивления изоляции при повышении температуры изделия уменьшается, а при понижении увеличивается и при температуре 140°С и выше она составляет всего 1 МОм

Карусельный стенд для пропитки якорей
Рис. 12 Карусельный стенд для пропитки якорей

В условиях депо, как правило, якорь пропитывают окунанием в бак с лаком.

Уровень лака в баке должен не доходить до петушков на 10—15 мм. После выдержки в ладе в течение 15—20 мин якорь вынимают и (устанавливают горизонтально в приспособление с поддоном и через каждые 3—5 мин его поворачивают на хи оборота для стекания излишков лака. Конус вала, чтобы не образовалась на нем корка запекшегося лака, промывают ксилолом

Для повышения производительности труда передовые депо (Ташкент, Вязьма и др.) для пропитки якорей применяют карусельный стенд (рис 12), состоящий из колонны 6, вмонтированной в бетон. Внутри колонны имеется ось, на которую через опорный подшипник установлена карусель 5, имеющая шесть укосин с крючками для подвешивания якорей 2. Для фиксации карусели относительно оси в верхней части установлены два роликовых подшипника. Вращается карусель 5 от электродвигателя с редуктором 4. Подъемное устройство 3 грузоподъемностью 1 т передвигается по колонне 6 для подъема и опускания ванны 1 с лаком.

Карусель помещена в специальную закрытую камеру 14, оборудованную вытяжным вентилятором 13 и светильниками закрытого типа. В камере установлены бак 12 с маслом и насос, при помощи которых масло подается в цилиндр подъемного устройства 3. Пульт управления И установлен слева от смотрового окна 10. Смотровое окно 8 расположено перед дверью 9, предназначенной для навешивания и снятия якорей, а дверь 7 — для технических нужд.

Якорь, высушенный в электропечи и остывший до температуры 70°С, через дверь 9 устанавливают на карусель и поворачивают на 60°, что соответствует положению якоря над пропиточной ванной. Затем включают подъемное устройство, поднимающее ванну с лаком, якорь погружается в лак и выдерживается 15—20 мин. После этого ванна опускается и карусель поворачивается еще на 60° для подвешивания следующего якоря, а ранее установленный перемещают в положение над дру гой ванной для стока лака. Пропитанные якоря подвергают воздушной сушке, общее время которой составляет 2,5—3 ч. После этого якорь снимают и направляют в печи для суитки.

Пропитка изоляции компаундами близка к пропитке лаками, но компаунд должен быть предварительно разогрет до жидкого состояния. Подвергаемые пропитке катушки перед погружением в расплавленный компаунд бан-дажируют киперной лентой После окончания пропитки эту ленту разматывают и вместе с ней удаляют сгустки застывшего компаунда, а катушки получаются ровными, гладкими и монолитными.

На заводах и в некоторых депо, производящих средний ремонт двигателей, пропитку компаундами производят под вакуумом и давлением на специальных установках (рис. 13). Для этого в автоклав 2 с крышкой 3 и манометром 4 помещают якорь или катушки. Насос 6 откачивает воздух и пары из автоклава, имеющий обогрев. Создается вакуум, в котором сушат изделия. После сушки изделия охлаждают до температуры 60— 70°С, затем их вновь погружают в автоклав. Крышки 3 закрывают, создают опять вакуум, на трубопроводе открывают кран 9

Таблица 5

Продолжительность пропитки и сушки1, ч

Наименование операции

Температура якоря, °С

ТЯГ080Г0

электродвига теля

генератора

возбудителя вспомогательного генератора

Предварительная сушка в

8

печи.........

130—140

14—18

5

Пропитка погружением в лак

60—70

8—10 мин

8—10 мин

8—10 мин

Сток лака ........

10—15 мин

10—15 мин

10—15 мин'1

Сушка после пропитки в пе-

ЧИ..........

130—140

10

10—12

4

Покрытие якоря эмалью:

70—80

ЭП-91........

8—10 мин

10—15 мин

5—8 мин

ГФ92-ГС ......

60—70

8—10 мин

10—15 мин

5—8 мни

Выдержка якоря на воздухе

2

1

1

Сушка после покрытия яко-

140—150

ря эмалью.......

4

4

4

1 Время сушки отсчитывают при достижении температуры печи 130°С.

Установка для пропитки с применением вакуума и давления
Рис. 13 Установка для пропитки с применением вакуума и давления для пропуска под атмосферным давлением пропиточного состава из бака 1 в автоклав 2, после чего выключают насос 6, закрывают краны 9 и 5, открывают кран 7 и сжатым газом (азотом) от баллона 8 создают давление в автоклаве на 5—10 мин. При этом обогрев автоклава не прекращается, чтобы сохранить малую вязкость пропитывающего состава до конца пропитки. Затем на такое же время давление снижают и вновь поднимают. Для более глубокой пропитки такой процесс повторяют три-четыре раза.

Сушку якорей ведут вначале при вакууме и температуре 80—100°С в течение 2 ч, затем при атмосферном давлении и температуре 110—150°С в зависимости от класса нагревостой-кости изоляции.

Первую пропитку изделий при заводских ремонтах выполняют под давлением, вторую окунанием при атмосферном давлении. Продолжительность пропитки в лаке ФЛ-98 и сушки тяговых электрических машин в условиях депо приведена в табл. 5.

Обмоточные провода, кабели | Ремонт электрооборудования тепловозов | Основные меры безопасности при работе в пропиточно-сушильных отделениях