Сборка и обкатка колесно-моторного блока

Перед сборкой колесно-моторного блока подбирают спаренные по меткам, отремонтированные или новые следующие детали и узлы:

колесную пару с зубчатым колесом;

тяговый электродвигатель с моторно-осевыми подшипниками, шестерней. Зубчатое колесо и шестерню предварительно подбирают с одним модулем. Вкладыши должны быть расточены попарно под размер горловины остова и шейки оси колесной пары с учетом необходимого диаметрального зазора;

кожух зубчатой передачи.

Далее работы выполняют в такой последовательности. Снимают шапку моторно-осевого подшипника с тягового электродвигателя (если она ранее была надета) и верхний вкладыш. Вытирают безворсной салфеткой шейки колесной пары и вкладыши смазывают тонким слоем осевого масла. Колесную пару краном плавно без ударов опускают на постель нижних половин вкладышей остова с одновременной посадкой зубчатого колеса на шестерню тягового электродвигателя. Затем, слегка подживив колесную пару, устанавливают ее в среднее положение — на одинаковое расстояние от торцов нижних вкладышей остова (равное половине суммарного осевого разбега электродвигателя на колесной пард).

После установки колесной пары на электродвигатель проверяют щупом зазор между зубьями шестерни и зубчатого колеса и прилегание зубьев друг к другу. Боковой зазор замеряют по нескошенной стороне для четырех зубьев, расположенных в диаметрально противопрложных сторонах шестерни. После проверки указанных размеров салфеткой, смоченной в осевом масле, протирают верхние вкладыши и устанавливают их по меткам спа-ренности на соответствующие шейки оси колесной пары до упо-~ ра в шпонки горловины остова. Затем ставят на свое место в остове пылеводозащитный кожух. После этого устанавливают и закрепляют болты шапок с обязательной постановкой пружинных шайб под их головки. Не допускается постановка болтов с забитой резьбой, изношенными гранями под ключ, а также применение пружинных шайб с притупленными стопорящими кромками.

После закрепления болтов щупом замеряют радиальный зазор моторно-осевого подшипника через окно в защитном кожухе или через верхнее отверстие в корпусе буксы (электродвигатели ЭД-107А и ЭД-118А), а затем ставят польстерное устройство. Для установки последнего необходимо оттянуть и поставить на предохранитель рычаг, вставить в направляющие корпуса коробку с пропитанными в масле фитилями, проверить легкость перемещения коробки, опустить рычаг на заплечики коробки, прижать фитили к моторно-осевой шейке. Линейкой проверить зазор между заплечиками коробки и корпусом польстера, который должен быть в пределах 10—18 мм. Поставить на свои места маслоуказательные щупы, сливную пробку; обвязать головки болтов стальной отожженной проволокой диаметром не менее 2 мм. Зазоры в местах постановки пружинных шайб не допускаются. После проверки мастером качества сборки колесной пары с электродвигателем и зацепления зубчатой передачи поставить на место кожух зубчатой передачи, для чего необходимо смазать зубчатую передачу осевым маслом, установить нижнюю половинку кожуха на остов тягового электродвигателя с одновременной заводкой желоба (электродвигатель ЭД-118А) зубчатого колеса колесной пары в зацеп кожуха. Закрепив кожух болтами с установкой пружинящих шайб, необходимо проверить равномерность зазора между торцовыми поверхностями шестерни тягового электродвигателя и стенками кожуха по чертежу. Для регулирования этого зазора допускается применять прокладки в местах крепления кожуха. Одновременно проверяют зазор между кромкой отверстия и уплотнительной частью кожуха и цилиндрической поверхностью колесного центра, который должен быть не менее 1,5 мм. После проверки и регулировки зазоров необходимо отвернуть на несколько ниток болты крепления нижней половинки кожуха к остову и надеть на нее верхнюю половинку кожуха с предварительной постановкой войлочных уплотнений и резиновых прокладок между стыками кромок половинок кожуха. Вставить в место крепления кожуха болт с необходимыми пружинными и регулировочными прокладками и ввернуть его не до конца в остов. Плотно стянуть обе половинки кожуха четырьмя болтами с корончатыми гайками и пружинящими шайбами. Только после скрепления половинок кожуха между собой необходимо окончательно затянуть болты крепления кожуха к остову тягового электродвигателя.

Окончательно собранный таким образом колесно-моторный блок краном устанавливают на позицию для обкатки и проверки работы на холостом ходу. Силовые кабели тягового электродвигателя подсоединяют к колонке источника постоянного тока с напряжением 250 В. Качество сборки проверяют при частоте вращения якоря 350—450 об/мин в течение 30 мин в обоих направлениях. При этом колесная пара должна поворачиваться плавно без рывков и заеданий в зубчатой передаче, моторно-осевых, моторно-якорных и буксовых подшипниках без утечки масла из любого места колесно-моторного блока. Местный нагрев деталей не должен превышать 60°С. При обнаружении ненормальных шумов, скрежета, стука узел разбирают для выявления причин неисправности и устранения. При задевании зубчатой передачи за стенки кожуха регулируют зазор между ними постановкой регулировочных шайб между бонками кожуха и остовом тягового электродвигателя.

После удовлетворительных результатов проверки и приемки колесно-моторного блока мастером или приемщиком производят полную заправку кожуха зубчатой передачи смазкой СТП или осерненным маслом марки Л или 3 в зависимости от сезона, а моторно-осевые подшипники заправляют сезонным осевым маслом марки Л, 3 или С. После заправки смазкой устанавливают и укрепляют болтами хомуты, уплотнительные полукольца на буртах вкладышей моторно-осевых подшипников. Полукольца хомута предварительно пропитывают в осевом масле, подогретом до температуры 50—60°С. Уплотнение должно плотно прилегать к ступице колесного центра и наружной поверхности бурта вкладыша. На электродвигатель устанавливают и окончательно закрепляют уплотнения, крышки на вентиляционных каналах остова, защитные устройства от попадания снега.

Колесно-моторный блок в собранном виде с подвязанными кабелями передают для подкатки под тепловоз (если данная работа выполнялась на внеплановом ремонте) или под тележку. Перед подкаткой на электродвигатель устанавливают траверсу, пружины, стержни подвески и предохранительные валики. Целостность накладок упорных носиков и другие детали подвески осматривают и проверяют с особой тщательностью, так как от их исправности зависит безопасность движения.

Ремонт и подбор вкладышей, уплотнительных колец и хомутов | Ремонт электрооборудования тепловозов | Понятие о поточном методе ремонта тяговых электродвигателей