Балансировка

После ремонта якорей и роторов электрических машин с заменой бандажей, клиньев, пропиткой обмоток, пайкой коллектора, заменой или ремонтом на месте вентилятора может нарушиться их уравновешенность — балансировка. К этому приводит неравномерное распределение пропиточного лака, олова, смещение обмотки и особенно замена или ремонт вентилятора. Неуравновешенность вызывает вибрацию, а вибрация в свою очередь приводит к механическим разрушениям узлов (задних нажимных шайб, втулок, подшипников и обмотки).

Различают два вида неуравновешенности статическую и динамическую. Если центр тяжести якоря или ротора не лежит на оси его вращения, а смещены относительно ее в одну сторону, то такую неуравновешенность называют статической. При динамической неуравновешенности центры тяжести обеих сторон якоря (коллектора, привода) симметрично смещены от оси вращения и в разные стороны, т. е. каждая из половин якоря неурав-новешена. При вращении якоря статическая неуравновешенность вызывает центробежную силу, а динамическая — центробежный момент от пары сил.

Для устранения неуравновешенности добавляют грузы или снимают часть металла (если это позволяет конструкция). Чтобы определить эти места, производят статическую (отдельных узлов) и динамическую балансировку якоря или ротора. Статическую балансировку выполняют на приспособлении, состоящем из опорных ножей, выставленных строго горизонтально. Якорь осторожно устанавливают на ножи. При этом он займет положение тяжелой стороной вниз, на которой делают отметку. Для определения массы металла, которую необходимо снять на диаметрально противоположной стороне, приклеивают кусочек пластилина. Место, на котором металл будут высверливать, должно находиться в одной плоскости и на одной окружности с местом установки пластилина. Неуравновешенность можно устранить привариванием на «легкую сторону» металла.

Статическую балансировку якорей и роторов машин производят только в тех случаях, когда другого метода нельзя применить. Как правило, этим методом пользуются для балансировки колес вентиляторов, отдельных деталей якорей перед сборкой. Статическая балансировка не позволяет устранить динамическую неуравновешенность. Более совершенной является динамическая балансировка, которая позволяет устранить как статическую, так и динамическую неуравновешенность. Динамическую балансировку производят на специальных станках, позволяющих определять массу и место уравновешивающих грузов „в двух плоскостях исправления, расположенных по краям якоря и перпендикулярных оси вращения. При балансировке оба конца якоря уравновешивают поочередно.

Небаланс устраняют постановкой или снятием балансировочного груза с закреплением каждого из них винтом или болтом с последующей раскерновкой в двух-трех местах. На электродвигателях ДК-304Б, ЭДТ-200Б балансировочные грузы при выпуске строительным заводом приваривали. Небаланс у этих якорей устраняют обрубыванием старых грузов или приваркой новых. Место под приварку нового груза должно быть зачищено до металлического блеска, а сварочный шов делают сплошным. Некачественная приварка груза может привести к его обрыву в условиях эксплуатации. Допустимый небаланс якорей тяговых электродвигателей установлен не более 180 гс-см. После закрепления груза балансировку проверяют повторно.

С 1975 г. при капитальном ремонте и установке новой усиленной задней нажимной шайбы на электродвигателях ЭДТ-2О0Б (так же, как и на электродвигателях ЭД-107А, ЭД-118А) балансировочные грузы устанавливают в проточку задней нажимной шайбы с креплением болтом с гайкой.

Глава

X

РЕМОНТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Обработка коллектора | Ремонт электрооборудования тепловозов | Организация текущего ремонта ТР-3 вспомогательных электрических машин в депо