Назначение оборудования

Парк пассажирских вагонов пополняется вагонами с комбинированным отоплением, в которых принята единая однопроводная система напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц с диапазоном отклонения по постоянному току в пределах 2400...4000 В и по переменному току 2400...3800 В.

Выбор системы для комбинированного отопления зависит от применяемого тока: при постоянном токе напряжение 3000 В не требует преобразования, а при однофазном переменном токе напряжение 25 000 В следует преобразовывать в напряжение 3100 В.

В странах Западной Европы напряжение и род тока контактной сети весьма разнообразны. Применяется постоянный ток напряжением 1500 В и 3000 В, однофазный переменный ток напряже нием 1500 В частотой 16^ Гц и 25 000 В частотой 50 Гц. Соответ ственно для электрического отопления используются напряже ния 1500 и 3000 В постоянного тока, 1000 В частотой 16- Гц и 1500 В частотой 50 Гц однофазного тока. Таким образом, применяемая на отечественных вагонах система электрического и комбинированного отопления напряжением 3000 В постоянного и однофазного переменного тока частотой 50 Гц согласуется с напряжениями электроотопления других стран и вагоны зарубежных стран могут отапливаться при эксплуатации на РЖД.

Независимо от рода тока и величины напряжения в отечественных пассажирских вагонах с электрическим и комбинированным отоплением при температуре наружного воздуха -40 °С температура воздуха внутри вагона должна быть при работе отопления с использованием электрической энергии 18...22°С, а при работе на твердом топливе - не ниже 18 °С.

На участках, электрифицированных на постоянном токе, электрическая энергия от контактной сети 1 (рис. 6.1, а) через токоприемник 2 электровоза 3, быстродействующий выключатель 10, контактор отопления 9 и междувагонные высоковольтные соедине ния 8 поступает по подвагонной магистрали отопления 4 через высоковольтный подвагонный ящик 5 и отвод 7 к нагревательным приборам 6 пассажирского вагона. На участках, электрифицированных на однофазном переменном токе, электровоз 3 (рис. 6.1, б) оборудован главным трансформатором 9. Вторичная обмотка трансформатора имеет отводы для отопления напряжением 3100 В мощностью 800 кВ ¦ А. Электрический ток напряжением 25 000 В от контактной сети 1 через токоприемник 2 и высоковольтный выключатель 10 поступает в главный трансформатор, где напряжение снижается до 3100 В. Ток от выводов обмотки отопления

Рис. 6.1. Схемы электрического отопления пассажирского поезда: а - на постоянном токе в пути следования: 1 - контактная сеть; 2 - токоприемник; 3 - электровоз; 4 - подвагонная магистраль отопления; 5 - высоковольтный подвагонный ящик; 6 - нагревательные приборы вагона; 7 - отвод к нагревательным приборам вагона; 8 - междувагонные высоковольтные соединения; 9 - контактор отопления; 10 - быстродействующий выключатель; б - на переменном токе в пути следования: 1 - контактная сеть; 2 - токоприемник; 3 - электровоз; 4 - высоковольтный подвагонный ящик; 5 - нагревательные приборы вагона; 6 - отвод к нагревательным приборам вагона; 7 - междувагонные высоковольтные соединения; 8 - контактор; 9 - главный трансформатор; 10 - высоковольтный выключатель; в - в отстое: I - контактная сеть; 2 - воздушная сеть; 3 - распределительный пульт; 4 - стационарная высоковольтная колонка; 5 - штепсель через контактор 8 поступает в междувагонные высоковольтные соединения 7 и далее по магистрали через высоковольтный подвагонный ящик 4 и отвод 6 к нагревательным приборам 5 пассажирского вагона.

Для электроотопления поездов в парках и местах отстоя установлены специальные стационарные технологические пункты электроотопления (рис. 6.1, в) постоянного или однофазного переменного тока в зависимости от рода тока электрифицированного участка. Независимо от рода тока все пункты состоят из стационарной высоковольтной колонки 4 и распределительного пульта 3 с оборудованием, соединенных воздушной сетью 2, которая получает питание от контактной сети 1. Междувагонные электрические соединения (штепсель) 5 хвостового или головного вагона состава подключают к розетке колонки, обеспечивая подачу на состав напряжения 3000 В.

Вагоны с комбинированным (электроугольным) отоплением являются наиболее распространенными на железных дорогах. На вагонах сохраняется водяная система отопления с водогрейным котлом, верхней и нижней разводкой труб. В то же время внутри котла установлены высоковольтные нагревательные элементы, а под вагоном проложена высоковольтная магистраль. По торцам вагонов размещаются междувагонные высоковольтные электрические соединения, а под вагоном высоковольтный подвагонный ящик с контакторами и предохранителями аналогично вагонам с электрическим (электропечным) отоплением.

Нагревательные приборы | Проводник пассажирских вагонов | Междувагонные электрические соединения, подвагонная магистраль и аппаратура