Электроаппаратура

/ Тепловозы серии ДА и ДБ / Электроаппаратура

Ездовой контроллер» Ездовой контроллер имеет две рукоятки: реверсивную и главную. Реверсивная рукоятка служит для изменения направления движения тепловоза. Главная рукоятка предназначена для регулирования скорости и силы тяги тепловоза.

Реверсивная рукоятка имеет три положения:

положение «Выключено»,

положение «Вперёд»,

положение «Назад».

Главная рукоятка имеет положение «Выключено», или положение «Холостой ход», и восемь рабочих положений.

Реверсивная и главная рукоятки взаимно сблокированы. Главная рукоятка может быть переведена в рабочее положение только лишь после перевода реверсивной рукоятки в положение «Вперёд» или «Назад».

Реверсивная рукоятка может быть переведена в другое положение или в положение «Выключено» только лишь после выключения главной рукоятки.

Реверсивная рукоятка приводит во вращение реверсивный барабан.

Главная рукоятка приводит во вращение главный барабан. Оба барабана набраны из кулачковых шайб.

Контактные пальцы контроллера шарнирного типа и приводятся в движение кулачками шайб.

Нажатие пальцев от 350 до 450 г. Уход за контроллером сводится к наблюдению за ним во время работы, периодической чистке и смазке. Чистка заключается в продувке сжатым воздухом и протирке всех доступных частей.

Контактные пальцы контроллера посеребрены и нуждаются только в протирании чистой тряпкой.

Периодически, раз в месяц, следует проверять давление пальцев.

Электропневматические контакторы. Всего имеется три контактора; они находятся в цепи тяговых моторов и соединяют моторы с генератором. Сериесный контактор 5 сблокирован с сериес-параллель-ными контакторами ЭР1 и БР2 таким образом, что при включении сериес-параллельных контакторов сериесный контактор отключается (фиг. 31).

Электропневматические контакторы (фиг. 33) действуют сжатым воздухом и управляются электрически при помощи электромагнитных клапанов. Главные контакты, состоящие из подвижного и неподвижного контактов, во включённом положении имеют сильное нажатие (до 16 кг) и тем самым обеспечивают пропуск больших токов без особого нагревания.

Над поршнем воздушного цилиндра контактора расположена сильная пружина, обеспечивающая очень быстрое размыкание контактов при выключении тока управления и соединение воздушного цилиндра с атмосферой.

Для быстрого гашения вольтовой дуги, образующейся между контактами при их размыкании, в контакторе имеется искрогасительная катушка и искро-гасительная камера.

Цилиндры контактора регулярно, не реже одного раза в месяц, должны смазываться жидким маслом в количестве до 3 см3. В качестве смазки рекомендуется применять масло вазелиновое МВП по ГОСТ 1805-42. В качестве заменителей можно применять летом турбинное масло Л, костяное масло или соляровое масло.

Контакты всегда должны быть чистыми. Раковины или наплывы (если они имеются на контактах) должны быть тщательно зачищены напильником и наждачной бумагой.

Работа контакторов должна проверяться время от времени путём нажатия на «грибок» магнитного клапана. Замыкание и размыкание контактов должны совершаться быстро. Если работа контакторов замедлена, необходимо обратить внимание на смазку.

Контакты должны быть сменены, если они износятся наполовину.

Электромагнитные контакторы. Всего на тепловозе применено семь электромагнитных контакторов следующего назначения:

1. Контактор £Р для возбуждения возбудителя

2. » О.Р » » главного генератора

3. » В » заряда аккумуляторной батареи

4. » 057 » пуска двигателя

5. » вБ2 » » »

Злектропневматический контактор
Фиг. 33. Злектропневматический контактор

7-искрогасительная камера, 2-искрогасительная катушка, ,2-подвижной контакт, 4-неподвижный контакт, 5-гибкий шунт, 6- воздушный цилиндр, 7-магнитный клапан, 8-пружина для предварительного включения контактов

6. Контактор М1 для шунтировки тяговых моторов

7.' » М2 » » » »

Все эти контакторы - однополюсные, управляемые электромагнитной катушкой, имеют прямой якорь и искрогасительное устройство.

Общий вид контакторов 081 и в82 со снятой искрогасительной камерой показан на фиг. 34.

Контакторы ЕР, йР и В имеют посеребрённые контакты, которые не требуют особого ухода (фиг. 35). Чистить их можно только бензином или очень мелким (бархатным) напильником, но не наждаком. Нажатие контактов должно периодически проверяться. Способ проверки нажатия контактов указан на фиг. 36. При помощи проволоки следует присоединить динамометр к головке винта, удерживающего подвижной контакт. Между контактами следует заложить полоску бумаги. Натяжение динамометра в тот момент, когда бумажка может двигаться, является нажатием контактов.

Нажатие контактов должно находиться в следующих пределах (табл. 6):

Таблица 6

Обозначение контакторов по схеме фиг. 31 и 31а

Продолжительная нагрузка в а

Нажатие контактов в кг

начальное

конечное

ЕР ............

В, ОР...........

081, йвг.........

М1, М2..........

50 100 275 275 750

0,7 -0,9 0,7 -0,9 3,2 -4,5 1,12-1,81 5,5-7,8

1,35- 1,82 1,35- 1,82 8,2 -10,0 4,5 - 6,0 11,5 -16,0

Способ замера нажатия контактов на электромагнитных
Фиг. 36. Способ замера нажатия контактов на электромагнитных

контакторах

На якорь контакторов воздействует пружина, при помощи которой можно регулировать момент включения якоря. При разборке контакторов, когда регулировка нарушена, пружина должна регулироваться на ток срабатывания катушки (табл. 7).

Таблица 7

Обозначение контакторов по схеме

Сопротивление при

Приблизительная сила

фиг. 31 и 31а

25°Ц в ом

тока срабатывания

270

0,13

270

0,13

С87, СБ2...........

25,2

1,02

227

0,18

5, БР1, БР2.........

227

0,075*

Посеребрённые контакты электромагнитных контакторов должны быть сменены, когда их поверхность износится.

* При давлении воздуха 5 ат.

Блокировки. Для обеспечения определённой последовательности включения контакторы снабжаются электрическими блокировками.

На электромагнитных контакторах применяются блокировки нажимного типа (фиг. 37). Эти блокировки состоят из посеребрённых

?

Фиг. 37. Блокировка нажимного типа

7-блокировочные пальцы, 2-контактные сегменты, 3-фибровая колодка, прикрепляемая к якорю, 4-фибровая колодка, прикрепляемая к раме контактора

Блокировка скользящего типа
Фиг. 38. Блокировка скользящего типа

7-блокировочные пальцы, 2-контактные сегменты, ,2-фибровая колодка, прикрепляемая к подвижной части контактора, 4-фибровая колодка, прикрепляемая к раме контактора контактов, укреплённых к раме контактора, и блокировочных сегментов, укреплённых к якорю контактора на изолирующих колодках. Нажатие блокировочных пальцев не менее 225 г.

На электропневматических контакторах и реверсоре применяются блокировки скользящего типа (фиг. 38). Неподвижные пальцы этих блокировок укреплены к раме контактора, а медные блокировочные сегменты прикреплены к блокировочным колодкам, связанным с подвижным контактом контактора. Нажатие блокировочных пальцев от 0,8 до 2 кг.

Нажатие контактов должно проверяться периодически. Контакты должны содержаться в чистоте и быть свободными от коррозии.

Блокировочные пальцы должны быть сменены, если они износятся на половину своей толщины.

По способу действия блокировки разделяются на «нормально включённые» и «нормально отключённые».

Нормально включённая (обратная) блокировка включена, когда контактор не возбуждён.

Нормально отключённая (прямая) блокировка отключена, когда контактор не возбуждён.

Электропневматический реверсор. Реверсор изменяет направление тока в обмотках возбуждения тяговых моторов. Этим самым изменяется направление вращения якорей тяговых моторов и, следовательно, изменяется направление движения тепловоза.

Реверсор (фиг. 39) управляется двухцилиндровым воздушным приводом, который, в свою очередь, управляется двумя магнитными клапанами.

Реверсор имеет два рабочих положения, соответствующих ходам «Вперёд» и «Назад».

Реверсор сблокирован с контакторами 5, ЕР и 6Р таким образом, что эти контакторы могут включаться только после того, как реверсор установится в одно из своих рабочих положений (фиг. 31).

Электропневматический реверсор
Фиг. 39. Электропневматический реверсор

1-рама, 2-силовые контактные пальцы, 3-сегменты, 4-двухцилиндровый воздушный привод, 5-магнитный клапан, 6 - ось, 7-блокировочный барабан, в-блокировочные пальцы, 9-масленка Штауфера

Таким образом, реверсор поворачивается при разомкнутых контакторах, и ему не приходится разрывать какие-либо токи. Поэтому реверсор не имеет искрогасительных приспособлений. Контактные поверхности реверсора должны содержаться в чистоте и смазываться тонким слоем вазелина.

Маслёнки Штауфера должны быть набиты вазелином и периодически подтягиваться для обеспечения смазки подшипников. Работа реверсора должна систематически проверяться.

При нажатии на «грибок» магнитного клапана реверсор должен энергично поворачиваться. Вялая работа реверсора может быть следствием отсутствия смазки в цилиндрах или заедания магнитных клапанов.

Пальцы реверсора как силовые, так и блокировочные должны систематически осматриваться и их нажатие проверяться.

Регулировать давление силовых пальцев нужно следующим образом (фиг. 40):

а) снять шплинт Р;

б) поворачивать винт 5, пока расстояние И между пальцем и стопорной планкой будет равно 21,5 мм; замерить давление пальца (это давление должно быть в пределах от 6,8 до 9,1 кг);

в) вставить шплинт Р в прорезь в планке и в отверстие винта. Блокировочные пальцы - скользящего типа, их давление должно быть от 0,8 до 2 кг.

Силовые контактные пальцы должны быть сменены при износе з, 5 мм, а блокировочные пальцы - при износе наполовину.

Магнитные клапаны. Эти клапаны применяются для управления на реверсоре, электропневматических контакторов, на электропневматическом механизме управления .регулятором Вудварда и на клапанах песочниц. Все они «включающего типа», т. е. когда катушка клапана возбуждена, происходит впуск воздуха в цилиндр аппарата и, обратно, когда возбуждение катушки снимается (катушка отключается от источника тока), то из цилиндра аппарата происходит выпуск воздуха в атмосферу (тип 0^).

На реверсоре применены магнитные клапаны с закрытой катушкой (фиг. 41) и на остальных аппаратах - клапаны с открытой катушкой (фиг. 42).

При подключении катушки к источнику тока она возбуждается. Стержень выпускного клапана опускается вниз и закрывает выпускное отверстие. Одновременно впускной клапан открывается, давая воз-

можность воздуху поступить в цилиндр аппарата. Когда катушка отключается от источника тока, выпускной клапан открывается, а впускной клапан закрывается. Воздух из цилиндра через выпускное отверстие выходит в атмосферу.

Когда магнитный клапан заедает и вяло работает, следует промыть его керосином. При разборке и сборке нескольких клапанов нужно строго следить, чтобы каждый клапан был установлен на прежнее место, ибо каждый клапан притёрт к своему гнезду.

Магнитный клапан включающего типа с закрытой катушкой
Фиг. 41. Магнитный клапан включающего типа с закрытой катушкой

1-пробка, 2-впускной клапан, 3- выпускной клапан, 4-корпус клапана, 5-крышка, б-грибок, 7-якорь, 8- катушка электромагнита, 9-сердечник электромагнита, 70-стержень выпускного клапана, 11 - выпускное отверстие, 12-втулка клапанного гнезда, 13-к цилиндру, 14- от резервуара, 15-пружина впускного клапана

Магнитный клапан включающего типа с открытой катушкой
Фиг. 42. Магнитный клапан включающего типа с открытой катушкой

1-от резервуара, 2-к цилиндру, 3-выпускное отверстие, 4 - стержень выпускного клапана, 5-крышка, б-грибок, 7-якорь, 8-катушка электромагнита, 9-сердечник электромагнита, ТО-выпускной клапан, 11-гнездоклапана, 12-впускной клапан, 13-пружина впускного клапана, 14-пробка

Замер воздушного зазора и хода магнитного клапана. Воздушный зазор и ход магнитного клапана должны периодически проверяться. Проверка производится специальным калибром, имеющим четыре измерительные выемки (фиг. 43).

Для измерения необходимо снять крышку магнитного клапана и якорь.

Выемка калибра в 0,032" помещается над верхним стержнем клапана и калибр нажимается. Воздух не должен протекать через выпускной клапан в атмосферу. Если воздух протекает, следует установить новый клапан. В этом случае-нужно пользоваться выемкой калибра в 0,052". Калибр должен одновременно опираться на стержень клапана и на сердечник катушки, при этом воздух не должен уходить в атмосферу.

Выемку калибра в 0,088" применяют для проверки выхода стержня выпускного клапана при невозбуждённом состоянии катушки, а также для проверки длины стержня впускного (нижнего) клапана.

Если длина стержня впускного клапана правильная, то стержень выпускного клапана будет прилегать вплотную к измерительной стороне калибра и воздух не будет проходить в атмосферу. Если воздух проходит, сточить немного стержень впускного клапана.

Если между стержнем выпускного клапана и измерительной стороной калибра имеется пространство, то следует поставить впускной клапан с более длинным стержнем.

Четвёртая выемка калибра в 0,104" не применяется для магнитных клапанов тепловоза.

Основные технические данные магнитных клапанов указаны в табл. 8.

Реле управления СЮ (фиг.44). Реле управления CR1 совместно с реле переключения тяговых моторов V управляет переключением цепей тяговых моторов с сериесного на сериес-параллельное соединение.

Это реле контакторного типа имеет шарнирный якорь, на котором уста-

Фит. 43. Положение калибра на магнитном клапане с закрытой катушкой для определения хода

Таблица 8

новлены два контактных пальца, электрически соединённых между собой. Эти пальцы образуют контакт с двумя неподвижными контактными пальцами при невозбуждённом реле и с двумя другими контактными пальцами при возбуждённом реле.

К неподвижным пальцам подходят провода цепи управления. Таким образом обеспечивается необходимая цепь в любом положении реле.

Реле управления CRJ и CR2-
Фиг. 44. Реле управления CRJ и CR2-

1-контакты, 2-якорь, 3-электромагнитная катушка, 4-желеаный сердечник, S - регулирующая пружина

Регулировка. Регулировка тока замыкания реле достигается изменением натяжения пружины якоря.Увеличение натяжения пружины увеличивает ток замыкания, а уменьшение - снижает ток замыкания.

Осмотр. Реле должно периодически осматриваться. Все клеммы должны подтягиваться. Контакты реле посеребрённые и нуждаются лишь в протирании чистой тряпкой, смоченной в бензине. Контакты должны быть заменены, если посеребрённая поверхность износилась.

Технические данные реле CR 1

Разрыв контактов в мм..........От 5,5 до 6,5

Притирание в мм ............. » 2,4 » 3,2

Минимальное нажатие контактов в г ... 170 Сопротивление катушки при 25°Ц в ом . . 270

Ток замыкания в а ............ 0,13

Ток размыкания..............25% от тока замыкания

Реле управления CR2. Это реле срабатывает на третьей позиции рукоятки контроллера и шунтирует пусковое сопротивление в цепи возбуждения возбудителя.

Уход за этим реле и его технические данные аналогичны предыдущему реле - CR1.

Реле заземления GR (фиг. 45). Реле применяется для заземления отрицательного полюса главного генератора и цепи тяговых моторов (фиг. 31а).

Контакты реле включены в цепи, питающие катушку контактора EF (возбуждения возбудителя) и катушку контактора GF (возбуждения генератора).

Фиг, 45. Реле заземления в Я

7-защблка, 2-контакты верхние, 3-якорь, 4-электромагнитная катушка, 5-железный сердечник, 6-регулирующая пружина, 7-контакты нижние

Реле отрегулировано для срабатывания при токе 10 а.

Реле контакторного типа, имеет шарнирный якорь, на котором установлены два контактных пальца, электрически соединённых между собой.

Эти пальцы образуют контакт с двумя неподвижными контактами в нормальном, т. е. невозбуждённом, состоянии реле. Кроме того, контакт внизу реле создаёт ещё одну цепь при невозбуждённом состоянии реле.

Когда реле срабатывает, верхняя защёлка задерживает якорь и обе цепи остаются разомкнутыми.

Прежде чем приподнять защёлку и восстановить реле в нормальном положении, следует найти неисправность и устранить её. Если реле срабатывает вторично, следует отключить рубильник 708 (фиг. 31а) и следовать далее без реле заземления. Неисправность изоляции должна быть найдена и устранена возможно скорее, и нормальное включение реле должно быть восстановлено.

Это реле по устройству подобно реле CR1 и способы ухода те же самые.

Технические данные реле GR

Разрыв контактов в мм..........От 9,5 до 10,3

Притирание в мм.............» 1,8 » 2,5

Минимальное нажатие контактов в г ... 170 Сопротивление катушки при 25'Ц в ом . . 0,0735 Ток замыкания в а ............ 10

Реле обратного тока/?С (фиг. 46). Это реле управляет контактором В заряда аккумуляторной батареи. Контактор включается тогда, когда напряжение вспомогательного генератора превышает напряжение аккумуляторной батареи на 3 е.

Реле состоит из трёх катушек: шунтовой, се-риесной и диференциаль-ной (встречной). Магнитные сердечники катушек смонтированы на общем стальном основании. Плоский стальной якорь качается около центрального сердечника и имеет в нижней части контакты. В верхней части якорь имеет регулировочный винт, который ограничивает ход якоря и регулирует воздушный зазор у шунтовой катушки.

Магнитные потоки шунтовой и диференци-альной катушек подобраны таким образом, что если напряжение вспомогательного генератора меньше напряжения аккумуляторной батареи, то магнитный поток диференциальной катушки притянет якорь и зафиксирует его в разомкнутом положении. Тем самым предотвратится включение контактора В заряда аккумуляторной батареи.

Когда напряжение вспомогательного генератора станет больше напряжения аккумуляторной батареи на 3 в, то магнитный поток диференциальной катушки уменьшается до нуля и затем меняет своё направление. В этот момент реле срабатывает, т. е. магнитный поток шунтовой катушки притягивает якорь, и контактор В включается.

Когда контактор В включён, ток проходит от вспомогательного генератора к аккумуляторной батарее через сериесную катушку реле. Эта катушка помогает шунтовой катушке удерживать якорь в замкнутом положении. При включении контактора В действие шунтовой катушки уменьшается благодаря размыканию нормально включённой (обратной) блокировки контактора В и включению сопротивления ЯСЯ.

Однако, когда напряжение вспомогательного генератора станет меньше напряжения аккумуляторной батареи, ток меняет своё направление. Магнитный поток сериесной катушки уменьшает магнитный поток шунтовой катушки, якорь реле отключится, контактор В также отключится.

Величина обратного тока может быть увеличена путём вывёртывания стопорного винта якоря и уменьшена путём ввёртывания стопорного винта. Нормальная величина обратного тока 8,5 а.

При снижении обратного тока посредством стопорного винта надо соблюдать осторожность, чтобы не произошло пульсации якоря при замыкании реле.

Реле должно проверяться периодически.

Контакты реле посеребрены и должны протираться чистой тряпкой, смоченной в бензине.

Все катушки могут быть сняты без съёмки реле, убрав предварительно якорь при помощи двух винтов на среднем сердечнике.

Основные технические данные реле #С

Разрыв контактов в мм.....»...... 1,6

Притирание в мм.............. 1,6

Сопротивление катушек при 25°Ц в ом:

а) шунтовой .............. 29,4

б) сериесной ............. 0,00287

в) диференциальной .......... 279

Реле переключения моторов и шунтировки поля V. Реле V автоматически переключает тяговые моторы с сериесного на сериес-параллельное соединение и управляет контакторами М1 и М2 шунтировки поля при определённых скоростях тепловоза.

Реле имеет две катушки (фиг. 47). Верхняя шунтовая катушка через ряд трубчатых сопротивлений включена параллельно якорю главного генератора. Ток в этой катушке пропорционален напряжению главного генератора.

Нижняя сериесная катушка подключена параллельно обмотке дополнительных полюсов главного генератора и встречной обмотке на возбудителе. Поэтому ток сериесной катушки пропорционален току главного генератора (фиг. 31а).

Регулируемые плунжеры каждой катушки соединены шарнирно с якорем, имеющим посредине ось вращения. К концам якоря прикреплены контакты, нормально не замкнутые. Контакты удерживаются в разомкнутом положении пружиной якоря, которая прижимает нижний плунжер к его сердечнику.

Сериесная катушка противодействует шунтовой катушке и тем увеличивает ток шунтовой катушки, необходимый для срабатывания реле.

Таким образом, реле срабатывает на сравнительно низком напряжении без нагрузки генератора. Однако необходимое для срабатывания реле напряжение увеличивается при увеличении нагрузки генератора.

Сопротивления УЯ7 и УИ8 могут регулироваться для того, чтобы обеспечить срабатывание реле при определённой скорости тепловоза.

Сопротивление УИ8 должно быть установлено так, чтобы перевод с сериесного в сериес-парал-лельное положение происходил при скорости тепловоза около 10 км}час.

Сопротивление УЯ7 должно быть установлено так, чтобы перевод с сериес-параллельного положения на положение с шунтировкой поля происходил при скорости тепловоза около 21,5 км/час. При этом обратный переход с положения шунти-ровки поля на сериес-параллельное положение должен производиться при скорости около 16 км]час.

Следует помнить, что регулировка реле на момент срабатывания должна производиться только за счёт сопротивлений УЯ7 и У7?5. Нельзя менять, регулировку пружины или плунжеров реле без помощи компетентного электромонтёра, так. как неправильная регулировка может привести к «качанию» реле, т. е. к периодическому включению и выключению контакторов шунтировки.

Следует проверять работу реле вручную, чтобы убедиться, нет ли заеданий якоря. Нужно следить, чтобы плунжеры не тёрлись о сердечники катушек. Контакты реле посеребрённые и поэтому не ну-

Реле переключения моторов и шунтировки поля V
Фиг. 47. Реле переключения моторов и шунтировки поля V

1- шунтовая катушка, 2-сериесная катушка, 3-регулируемый подвижной плунжер, 4-якорь, 5-нижний контактный палец, б-верхний контактный палец, 7- опора для неподвижных контактов, 8- регулирующая пружина ждаются в особом уходе. Необходимо изредка протирать их чистой тряпкой, пропитанной бензином.

Технические данные реле V

Разрыв контактов в мм не менее....... 1,6

Притирание в ммнъ менее........... 1,6

Сопротивление катушек при 25°Ц в ом:

а) шунтовой .............. 550

б) сериесной .............. 1,41

Реле максимального тока СЬ (фиг. 48). Это реле ограничивает максимальный ток генератора в се-риес-параллельном соединении тяговых моторов путём регулирования тока возбуждения в шунто-вой обмотке возбудителя. Этим самым главный генератор предохраняется от перегрузки. Реле СЬ имеет сериесную и шунтовую катушки. Сериесная катушка включается в цепь тяговых моторов только на сериес-параллельном соединении (фиг. 31а).

Шунтовая катушка соединена последовательно с подвижным контактом реле и обеспечивает вибрационный характер реле. Через нормально замкнутый контакт шунтовая катушка соединена с трубчатым сопротивлением С/Л? 7. Это образует одну ветвь параллельного сопротивления в цепи возбуждения возбудителя. Другая ветвь этого сопротивления образуется трубчатыми сопротивлениями £7*7?.

Реле имеет якорь, с которым соединён регулируемый сердечник, находящийся под воздействием магнитного потока обеих катушек. Якорь в верхней части имеет подвижной контакт, предназначенный для соединения с одним из двух неподвижных контактов реле.

На якорь воздействует спиральная пружина, заставляя подвижной контакт якоря соединяться с нормально замкнутым контактом реле.

Параллельно с нормально замкнутыми контактами присоединяются конденсатор и небольшое омическое сопротивление для предохранения шунтовой обмотки возбудителя от перенапряжений при срабатывании реле.

Нормально сопротивление СЬЮ следует отрегулировать на пропуск тока 1,5 а. Одновременно три трубчатых сопротивления-ЕИЯ в цепи Я6-Ю должны быть отрегулированы на пропуск тока, обеспечивающего нормальную работу возбудителя, когда нагрузка главного генератора достигает 1 320 а.

Спиральная пружина реле регулируется так, чтобы реле начало срабатывать при токе в сериесной катушке в 660 айв шунтовой катушке - 1,5 о.

Основные технические данные реле С1

Разрыв контактов в мм ..........От 1,2 до 1,6

Притирание в мм. не менее......... 0,8

Сопротивление при 25°Ц в ом:

а) СЬЮ................ 35,5

б) СХД2.....•......... 6,1

Нормальный ток в шунтовой катушке в а . 1,5

Максимальный ток в сериесной катушке в а 660

Реле напряжения X (фиг. 49). Реле напряжения X поддерживает напряжение вспомогательного генератора на уровне 74-76.в при различных оборотах двигателя и при различной нагрузке.

Это реле динамического типа имеет две катушки: неподвижную и подвижную с противовесом, что обеспечивает плавную работу при тряске тепловоза во время движения.

Постоянство напряжения достигается путём изменения сопротивления в цепи шунтовой обмотки вспомогательного генератора. Для этой цели трубчатые сопротивления реле имеют ряд выводов, оканчивающихся контактными пальцами. Эти пальцы по очереди вступают в контакт с подвижным контактным брусом и тем самым регулируют величину сопротивления (фиг. 49).

Контактный брус клиновидной формы соединён с подвижной катушкой, которая взаимодействует с неподвижной катушкой и перемещает контактный брус вверх и вниз.

Обе катушки помещаются в стальном цилиндре, который вместе с сердечником образует магнитную систему реле.

Подвижная катушка помещается в верхней части цилиндра и удерживается в центральной его части при помощи четырёх гибких пластинок. Эти пластинки обеспечивают передвижение катушки вверх и вниз, но препятствуют боковому перемещению (фиг. 50).

Реле напряжения X
Фиг. 49. Реле напряжения X

7-сопротивления, 2-клеммы (5 шт.), 3-основание для кожуха, 4-запирающие винты реостата, 5-реостат для регулировки напряжения на холостом ходу, 6- стабилизирующее сопротивление, 7-рабочий механизм, 8-щиток для защиты от пыли

Фиг. 50. Подвижная катушка релеХ

7-опорная призма противовеса, 2-передняя пружина и стержень, 3-литой выступ, 4-регулировочный штифт для колодки с контактными пальцами, 5 - пробка для регулировки магнитной цепи, о-контактный брус, 7-опора контактного бруса, в-задний стержень с пружиной, 9-поддерживающая пластинка и изолированное соединение для контактного бруса, 70- задняя пружина, 7 7-поддерживающая пластинка и изолированное соединение для сериесной обмотки подвижной катушки

Для того чтобы парализовать влияние тряски тепловоза, подвижная катушка уравновешена при помощи противовеса. Противовес помещается внизу стального цилиндра реле.

Подвижная катушка, а следовательно, и контактный брус удерживаются в определённом положении при помощи двух спиральных пружин: передней и задней. Передняя пружина соединяет подвижную катушку с противовесом. Изменяя натяжение передней пружины, можно в широких пределах регулировать желаемый уровень напряжения. Эта пружина отрегулирована на заводе, и нарушать её регулировку не следует,

за исключением случая необходимости регулировки после разборки реле для ремонта.

Схема соединений реле X указана на фиг. 51. Цепь реле* допускающая тонкую и быструю регулировку, состоит из подвижной катушки, шунто-вой обмотки вспомогательного генератора и регулируемых сопротивлений. Эта' цепь присоединена параллельно якорю вспомогательного генератора. Ток этой цепи пропорционален напряжению вспомогательного генератора. Неподвижная катушка находится в параллельном соединении с подвижной. При возбуждении неподвижной катушки в магнитной системе создаётся поток, с которым взаимодействует поток подвижной катушки. Это создаёт силу, преодолевающую сопротивление спиральных пружин и перемещающую подвижную катушку вниз. Величина натяжения пружин определяет ток для перемещения катушки. Величина сопротивления, введённого в цепь подвижной катушки, определяет напряжение, требуемое для создания этого тока, а также определяет напряжение, которое реле должно поддерживать.

Регулировка производится при помощи двух реостатов циферблатного вида.

Когда напряжение вспомогательного генератора повышается выше нормы, подвижная катушка перемещается вниз, сопротивление в цепи увеличивается, ток уменьшается и напряжение снижается до нормы. При уменьшении напряжения происходит обратное движение.

Фит. 51. Схема соединений реле X

7-сопротивления, 2-реостат для регулировки напряжения при высокой скорости, 3-к топливному насосу, 4-кнопка вспомогательного топливного иасоса, 5-сериесния катушка, 6-амперметр, 7-контактный брус, 8-сопротивление в цепи возбуждения, 9-вспомогательный генератор, 70-шунтовая обмотка возбуждения, 77-реостат для регулировки напряжения при холостом ходе, 72-стабилизирующее сопротивление) 13-сериесиая обмотка подвижной катушки, 14-шунтовая обмотка подвижной катушки, 75-неподвижная катушка

Точная регулировка реле производится после того, как катушки реле достигнут нормальной рабочей температуры.

Для регулировки присоединяют точный вольтметр к клеммам Д+ и А- реле. Дают двигателю полное число оборотов. При помощи отвёртки регулируют правый циферблатный реостат на желаемое напряжение.

Затем дают двигателю холостой ход и регулируют левый циферблатный реостат на то же напряжение. Оба реостата после регулировки должны быть застопорены винтами.

Нормальная установка напряжения вспомогательного генератора 74-76 в и может меняться в зависимости от состояния заряда аккумуляторной батареи.

Компенсация (уравновешивание) реле X. Достигнутая регулировка реле сохраняется при всех промежуточных режимах при помощи небольшой сериесной обмотки на подвижной катушке.

Эта обмотка создаёт полярность, противоположную полярности шунтовой обмотки подвижной катушки.

Температурные влияния нейтрализуются потенцио-метровым действием параллельного соединения подвижной и неподвижной катушек. По мере возрастания сопротивления неподвижной катушки, в соответствии с повышением температуры, на подвижной катушке автоматически появляется повышенное напряжение, благодаря чему обеспечивается правильная величина тока в подвижной катушке, независимо от температуры.

Уход за реле. Для предохранения от пыли и случайных воздействий реле X помещается в специальном шкафчике со стеклянными стенками. Особого ухода и внимания реле не требует. Контакты реле посеребрённые, поэтому почернение контактов не ухудшает их проводимости. Изредка их следует протирать чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Ни в коем случае нельзя применять наждачную или стеклянную бумагу. С течением времени толщина контактов может уменьшиться и последовательность замыкания контактов

Контакты реле напряжения X
Фиг. 52. Контакты реле напряжения X

7-основание контактного бруса, 2-колодка с контактными пальцами, 3-контактные пальцы, 4-подвижной контактный брус, 5-подвижная деталь контактного пальца, б-неподвижная деталь контактного' пальца, 7-провод, 8-опора подвижной катушки, 9-подвижная катушка.

нарушится. Обычно после 1 500 час. работы реле следует производить проверку включения контактов.

Для действия семи пар контактов требуется перемещение подвижной катушки лишь на 2,14 мм. Однако предусмотрено добавочное перемещение ещё на 1,6 мм на случай износа контактов.

Для проверки правильности хода и правильности размыкания контактов реле следует нажимать на подвижную катушку до её крайнего нижнего положения, удерживая её там при помощи отвёртки, вставленной у точки А реле (фиг. 52).

Для проверки правильности замыкания и притирания контактов нужно перемещать катушку до её крайнего наружного положения.

Перемещая катушку вниз и вверх, необходимо следить за тем, чтобы контактные пальцы размыкались и замыкались в правильной последовательности.

Надо обращать также внимание на то, чтобы противоположные парные пальцы размыкались и замыкались примерно в тот же самый момент.

Регулировочные данные реле X

Величина сопротивления при 25° Ц в ом; а) шунтовой обмотки вспомогательного генератора .... 10,81

б) подвижной катушки сериесной обмотки........0,245

в) » » шунтовой обмотки ........ 14

г) неподвижной катушки............... . . 10,151

д) стабилизирующего сопротивления.........85+15=100

е) циферблатного реостата (для регулировки холостого хода):

максимально ..................... 75

средняя установка .................. 60

ж) циферблатного реостата (для регулировки при высокой скорости):

максимально ...................... 8

средняя установка..............«... 3,4

Реле боксования НФ/, \VS2t Эти реле срабатывают при разности напряжений между тяговыми моторами каждой тележки. В случае боксования любой из осей напряжение тягового мотора этой оси увеличивается, в то время как напряжение других моторов уменьшается. Эта разность напряжений приводит в действие реле и возбуждает зуммер. При этом также размыкается цепь питания обмотки возбуждения возбудителя и снимается нагрузка с генератора.

Это реле состоит из рабочей катушки и шарнирного якоря, несущего внизу регулируемый сердечник, а вверху - контактную пластинку. Эта контактная пластинка может давать контакт с любым из двух неподвижных контактных пальцев. Имеется регулировочная пружина для регулировки срабатывания реле (фиг. 53).

Реле отрегулировано на замыкание при силе тока в катушке в 0,05 а и на размыкание при силе тока в 90% от этой величины.

Если желательно выключить реле, то следует шунтировать контакты путём соединения в цепи управления проводов 8А и 82 (фиг. 31)

Контакты реле изготовлены из вольфрама и не требуют особого ухода. Необходимо изредка протирать их чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Необходимо убедиться, что нигде нет заеданий и якорь перемещается свободно.

Контакты должны иметь разрыв от 0,8 до 1,2 мм.

Переключатель, удерживающий сериесное соединение, 124.

а) При следовании с тяжёлым поездом на подъёме генератор может быть перегружен, если моторы будут соединены сериес-параллельно. Для возвращения к сериесно-му соединению машинист должен поставить переключатель 124 в положение S (сериесное).

Для этого рукоятка ездового контроллера должна быть отведена на 2-3 позиции обратно, т. е. от себя, и переключатель 124 должен быть установлен в (заднее) положение S, вызывая мгновенное возвращение тяговых моторов в сериесное соединение.

Затем рукоятка контроллера может быть возвращена в прежнее положение или в любое другое, пока усилие тяги не снизится настолько, что можно будет вновь перейти на сериес-параллель-ное соединение. Для этого переключатель 124 должен быть переведён в переднее положение SP.

б) При работе на манёврах, если нежелательно передвижение тепловоза с большими скоростями, следует предотвратить срабатывание контакторов сериес-параллельного соединения.

В этом случае машинист также должен поставить переключатель 124 в положение S.

Переключатель двухполюсного типа, без защиты от перегрузки. Обе клеммы соединены вместе, давая четырёхточечное размыкание.

При постановке переключателя в сериесное положение провода цепи управления 5 и б разъединены и контакторы сериес-параллельного соединения SP1 и SP2, а также катушка реле CR1 не могут быть возбуждены (фиг. 31).

Реле боксования №Б1 и И^З
Фиг. 53. Реле боксования №Б1 и И^З

-якорь, 2-контактная пластинка, 3- неподвижный контакт, 4-другой неподвижный контакт, ''-электромагнитная катушка, 6-регулирующая 5 пружина

Кнопочный выключатель управления 117. Этот выключатель находится у контроллера машиниста и предназначен для включения различных цепей управления и освещения.

Три верхние кнопки служат для пуска двигателя, нижняя кнопка- для включения тяговых моторов, остальные девять кнопок служат для включения цепей освещения. Остановка двигателя производится при помощи выключения третьей (сверху) кнопки.

Каждая цепь защищена плавким предохранителем. Все цепи у кнопочного выключателя имеют напряжение 75 в, поэтому смена предохранителей должна производиться с необходимой осторожностью.

Трущиеся части кнопок и контактные сегменты должны протираться и смазываться тонким слоем вазелина.

Соленоид регулятора Вудварда 113. Соленоид (катушка) 113 смонтирован на регуляторе Вудварда и в возбуждённом состоянии обеспечивает подачу топлива при помощи регулятора Вудварда.

Назначение соленоида - обеспечивать остановку двигателя при разрыве электрической цепи, питающей соленоид. Тем самым создаётся возможность автоматического контроля работы двигателя и остановки его на расстоянии из кабины машиниста.

Когда соленоид возбуждён, он втягивает железный сердечник и при помощи бронзового клапана запирает байпасный канал у силового поршня регулятора Вудварда. Тем самым этот регулятор приводится в рабочее положение.

При возбуждении соленоида размыкаются его блокировочные контакты и в цепь вводится сопротивление 774, ограничивающее ток соленоида и предотвращающее излишнее его нагревание.

Контакты соленоида необходимо регулярно осматривать и протирать.

Электропневматический механизм управления регулятора Вудварда (фиг. 54) смонтирован на двигателе и предназначен для управления двигателем на расстоянии.

Механизм управляется передвижением рукоятки ездового контроллера, воздействует на регулятор Вудварда и тем самым изменяет число оборотов двигателя.

Механизм состоит из трёх небольших воздушных цилиндров с поршнями, приводящими в действие рычажную передачу, соединённую с регулятором Вудварда.

Три поршня посредством системы промежуточных рычагов и роликов приводят в действие главный рычаг таким образом, что рычаг, помимо положения холостого хода, занимает семь определённых последовательных положений, по мере того как в цилиндры в различных комбинациях поступает сжатый воздух.

Воздух поступает в цилиндры при помощи магнитных клапанов. По мере возбуждения трёх магнитных клапанов в семи различных комбинациях рычаг передвигается вверх на семь равных ступеней от положения холостого хода до положения полной скорости. Полный ход конца рычага X при этом равен 8,7 мм (фиг. 55).

Работу механизма необходимо регулярно проверять путём нажатия от руки на магнитные клапаны и при этом убеждаться в отсутствии заеданий в шарнирах рычажной передачи и в остальных деталях механизма, а также в отсутствии пропуска воздуха поршнями воздушных цилиндров.

Электропнечматический механизм управления регулятора Вудварда
Фиг. 54. Электропнечматический механизм управления регулятора Вудварда

1-магнитные клапаны, 2-воздушные.цилиндры, 3-фланец крепления блока воздушных цилиндров, 4-ось вращения главного рычага, 5-валик для присоединения тяги к регулятору Вудварда, б-фасонный двуплзчий рычаг, 7-прямой двуплечий рычаг, 8~направляющая стойка

Шарниры рычажной передачи необходимо регулярно смазывать жидким маслом. Воздушные цилиндры должны регулярно не реже одного раза в месяц смазываться жидким маслом в количестве до 3 см3. Для смазки следует применять те же масла, что и для смазки воздушных цилиндров электропневматических контакторов.

Ножная педаль песочницы 122. Ножная педаль находится на полу у поста машиниста и предназначена для управления магнитными клапанами песочницы.

Эта двухконтактная педаль нормально разомкнута. Контакты её посеребрены и управляются путём нажатия на самую педаль в крышке аппарата.

Схема работы электропневматического механизма управления регулятора Вудварда
Фиг. 55. Схема работы электропневматического механизма управления регулятора Вудварда

Положение конца рычага механизма указано для каждого положения ездового контроллера Магнитные клапаны впускают ео-щух в цилиндры, как указано на рисунках. А-холостой ход и положение /; волдух не поступает к цилиндрам. В-положение 2; воздух в цилиндре 1. В-положение 3; во<дух в цилиндре 2. Г-положение 4; воздух в цилиндрах 1 и 2. Д-положение 5; воздух в цилиндре 3. Е-положение 6; воздух в цилиндрах 1 и 3 Ж- положение 7; воздух в цилиндрах 2 й 3. 3-положение 8; воздух во всех цилиндрах

Педаль необходимо регулярно осматривать и продувать сухим и чистым воздухом; крэме того, нужно производить следующее: а) смазывать подшипники;

б) заменять поломанные пружины и шунты;

в) проверять состояние проводов;

г) проверять все крепления.

Протирать контакты чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Окись серебра не мешает хорошему контакту, так как она хорошо проводит электрический ток.

Проверять разрыв контактов и их нажатие. Разрыв контактов педали должен быть от 6,3 до 9,5 мм.

Нажатие контактов - от 0,7 до 1,35 кг.

Отключатели моторов МС01-3 и МС04-6. Отключатели моторов позволяют машинисту отключить любую тележку и работать одной тележкой.

При сходе с рельсов отключатели моторов дают возможность втянуть сошедшую с рельсов тележку путём её отключения и включения тележки, находящейся на рельсах.

Следует иметь в виду, что эти отключатели не предохраняют тяговые моторы от высокого напряжения. Для полной изоляции моторов соединительные кабели к тележке должны быть разъединены.

Отключатель МС01-3 представляет собой четырёхполюсный двойной рубильник, а отключатель МС04-6 - трёхполюсный двойной рубильник. Оба отключателя смонтированы в шкафу, расположенном в кабине машиниста.

При нормальной работе тепловоза оба отключателя находятся во включённом положении, т. е. в верхнем положении. При* необходимости отключения той или иной тележки соответствующий отключатель переводится в нижнее положение.

При этом у реле максимального тока СЬ отключается трубчатое сопротивление СЬЮ из общей цепи сопротивления возбуждения возбудителя, что понижает мощность генератора (фиг. 31а). Вліесте с тем путём переключений в цепи управления обеспечивается включение необходимых контакторов (фиг. 31).

Реле масляного давления. Нормальная работа дизеля обеспечивается только при определённом давлении масла в масляной системе.

Давление масла контролируется при помощи реле масляного давления. При понижении давления масла ниже 1,6 ат контакты реле 775 размыкают цепь проводов 52В-65 и обесточивают соленоид 113 регулятора Вудварда (фиг. 31). Это вызывает немедленную остановку двигателя.

Схема реле показана на фиг. 56. Вертикальный стержень 7 закреплён в дне гофрированного стакана 2, который верхним буртом 4 припаян к специальной камере 3. Камера 3 через трубку 5 имеет сообщение с масляной магистралью дизеля. На стержень 7 свободно надевается пружина 6, которая опирается на стакан 2, а сверху прижимается шайбой 7, свободно надетой на стержень 7.

Шайба 7 посредством вилки 8 и регулировочного винта 9 может перемещаться вверх и вниз, сжимая или ослабляя при этом пружину 6. Верхний конец стержня 7 упирается в сухарь 10, имеющий точку вращения 77. При повороте против часовой стрелки вокруг оси 11 под действием стержня 1 сухарь 10 освобождает рычаг 12, который под действием пружины 13 поворачивается по часовой стрелке на оси 14. При повороте рычаг 12 замыкает имеющийся на нём подвижной контакт 15 с неподвижным контактом 16, замыкая при этом цепь питания катушки соленоида регулятора Вудварда. Рычаг 12 изготовлен из немагнитного материала, контактный же палец 15 железный; поэтому при включённом состоянии на него воздействует постоянный магнит 17. Упор 75 на рычаге служит для ограничения нажатия контактного пальца 15.

При падении давления масла стержень 7 под действием пружины б перемещается вниз и увлекает за собой сухарь 10, который поворачивается вокруг шарнира 77 по часовой стрелке и нажимает на рычаг 12. В свою очередь рычаг 12 поворачивается вокруг шарнира 14 против часовой стрелки; но в первый момент контакт 15 не отрывается от неподвижного контакта 76, так как удерживается магнитом 17. При дальнейшем повороте рычага 12 контактный палец 15 отрывается от контакта 16 и разрывает электрическую цепь. Постоянный магнит 77 имеет регулировочный винт 19, благодаря которому магнит может перемещаться в вертикальном направлении, приближаясь к контактному пальцу или удаляясь от него.

Регулировка реле. Реле имеет два регулировочных Винта 9 и 19. Винт 19 имеет на своём стержне эксцентрик. Регулиро-ьо-чным винтом 9 можно изменять моменты включения и выключения реле, винтом 19 изменяется только момент выключения реле.

Поворачивая винт 9 по часовой стрелке, т. е. ввёртывая винт через вилку 8, увеличиваем нажатие на шайбу 7, которая сжимает пружину б. Это приводит к включению реле при более высоком давлении масла. Увеличение нажатия пружины б в равной степени действуете на момент отключения реле; при этом давление масла в момент выключения также увеличивается.

При повороте винта 19 против часовой стрелки постоянный магнит 17 поднимается кверху, удаляясь от подвижного контакта 15, что ведёт к увеличению давления масла в момент выключения реле.

Для уменьшения давления винт поворачивается по часовой стрелке.

Реле не требует особого ухода. Изредка следует снимать крышку реле и продувать его чистым, сухим воздухом. Контакты реле следует периодически протирать тряпкой, немного смоченной в бензине.

Проверка секвенции | Тепловозы серии ДА и ДБ | Основные технические данные агрегатов