Цепи возбуждения тягового генератора и возбудителя

Цепи возбуждения тягового генератора и возбудителя

Цепь независимого возбуждения генератора. Обмотка независимого возбуждения генератора Н1-Н2 получает питание от возбудителя через замкнутые, начиная с 1-й позиции контроллера, главные контакты контактора КВ (рис. 56). Резистор СВГ, включенный параллельно главным контактам контактора КВ, служит для уменьшения экстратока выключения, а следовательно, для облегчения гашения дуги между главными контактами контактора и снижения перенапряжений в обмотке возбуждения генератора.

На тепловозах типа ТЭ10У последовательно с резистором СВГ включен диод гашения поля ДГП, который повышает эффективность рассматриваемого узла.

Цепь синхронного подвозбудите-ля. Синхронный подвозбудитель СПВ питает первичную обмотку 1-4 распределительного трансформатора ТР. Включенный в эту цепь контакт 5 аварийного переключателя АР при аварийном режиме разрывает эту цепь и тем самым обесточивает все цепи, питаемые от СПВ. Через распределительный трансфер-

матер ТР от СП В получают питание: рабочие обмотки амплистата (от выводов 1-<?); цепь регулировочной обмотки и индуктивного датчика (от выводов 2-3); рабочие обмотки ТПН (от выводов 5-6); рабочие обмотки ТПТ1- ТПТ4 (соответственно от выводов 9-10, 7-8, 11-12, 1-3).

Обмотка возбуждения СПВ И1- И2 получает питание от вспомогательного генератора через резистор СВПВ после включения контактора ВВ, начиная с 1-й позиции контроллера.

Цепь независимого возбуждения возбудителя и питания рабочих об* моток амплистата. Эта цепь получает питание от СПВ через распределительный трансформатор. Предположим, что в первую половину периода полярность вывода 3 «плюс», а вывода 1 «минус». Тогда ток потечет по проводу 446 (571)* (см. рис. 1, 2) в рабочую обмотку амплистата Н2- К2, далее по проводу 472 (572) через контакт 5 штепсельного разъема (ШР), диод панели БВ2.2 (БВ2), контакт 6, 16 ШР, провод 475 (574), шунт 116, провод 468 (575), обмотку возбуждения возбудителя НИ-H12, провода 469, 474 (576, 577), контакт 8, 18 ШР, диод, контакт 7, 17 ШР и провод 445 (578) к выводу 1. Вторую половину периода ток будет проходить от вывода 1 по проводу 445 (578), через контакт 7, 17 ШР, диод панели БВ2.2 (БВ2), контакты 6, 16 ШР, по обмотке возбуждения возбудителя в том же направлении, что и первую половину периода через контакт 8, 18 ШР, диод, контакт 9 ШР, по рабочей обмотке Ht-К1 амплистата и далее к выводу 3.

Таким образом, каждую половину периода ток течет через одну рабочую обмотку амплистата, и в каждой из рабочих обмоток ток течет только в одном направлении. Этим обеспечи-

* Здесь и далее в главе обозначение вне скобок для тепловозов типа ТЭ10М, в скобках- для тепловозов типа ТЭ10У.

вается, как указывалось выше, само-подмагничивание амплистата (внутренняя обратная связь). На выходе амплистата - в цепи возбуждения возбудителя - течет выпрямленный ток.

Цепь задающей обмотки амплистата. Задающая обмотка НЗ-КЗ получает питание от СПВ через бесконтактный тахометрический блок БТ. К блоку напряжение СПВ подводится через резистор СБТ и контакты 1, 4 ШР блока. Задающая обмотка амплистата к выходу блока подключена через контакты 2, 3 ШР и резисторы ССН и СОЗ. Начиная со 2-й позиции контроллера, замыкающим контактом реле РУ8 шунтируется первая ступень резистора СОЗ, а начиная с 4-й позиции, замыкающим контактом реле РУ10- вторая ступень. Включение этих двух ступеней резистора в цепь задающей обмоткн амплистата на низких позициях, как указывалось выше, обеспечивает плавное трогание тепловоза с места. Третья ступень резистора СОЗ вводится в цепь задающей обмотки при включении одного из отключателей ОМІ-ОМ6, чем снижается ток в задающей обмотке и уменьшается мощность генератора при работе с отключенным двигателем.

На тепловозах типа ТЭ10У третья ступень резистора СОЗ вводится в цепь задающей обмотки амплистата при отключении одного из ТЭД лишь на 8-15-й позициях контроллера (благодаря замыкающему контакту реле РУ15).

Параллельно резистору ССН включен размыкающий контакт реле РУ17 (на тепловозах ЗТЭ10М, 2ТЭ10М выпуска 1987-1990 гг.- размыкающий контакт реле времени РВ5), который при срабатывании реле боксования размыкается и вводит резистор ССН в цепь задающей обмотки, чем уменьшает в ней ток, а следовательно, и мощность генератора.

Параллельно резистору ССН включены также контакт выключателя АУР и размыкающий контакт реле РУ16, поэтому при работе с включенными уравнительными соединениями (см. п. 8.5) и полном возбуждении тяговых электродвигателей включение реле РУ17 (реле РВ5) при боксовании не приводит к снижению тока в задающей обмотке амплистата (резистор ССН остается зашунтированным).

Цепь трансформатора постоянного напряжения. Рабочие обмотки 1-2 ТПН получают питание от СПВ через распределительный трансформатор ТР. Напряжение подводится от выводов 5-6 вторичной обмотки ТР. В эту цепь включены выпрямительный мост В4 и резистор СБТН. Обмотка управления ТПН получает питание от «плюса» генератора по цепи: резистор СТН, провод 497 (672), обмотка управления НУ-КУ, провод 498 (673) и далее на «минус» генератора.

Цепи трансформаторов постоянного тока. Рабочие обмотки 1-2 трансформаторов постоянного тока ТПТ1-ТПТ4 получают питание от СПВ через распределительный трансформатор ТР. Напряжение подводится соответственно от выводов 9-10, 7-8, 11-12 вторичной обмотки и 1-3 первичной обмотки ТР. В эти цепи включены соединенные последовательно выпрямительные мосты ВЗ, В2, В1, В6, которые замкнуты на балластный резистор СБТТ н образуют, как указывалось выше (см. п. 3.7), узел выделения максимального сигнала. Роль обмоток управления для ТПТ выполняют проходящие через окна тороидальных сердечников шины (по одной на трансформатор), по которым ток течет к одному или двум ТЭД.

Цепь управляющей обмотки амплистата. Управляющая обмотка амплистата получает питание через селективный узел как за счет падения напряжения на резисторе СБТТ, так и за счет падения напряжения на резисторе СБТН или падения напряжения иа обоих резисторах СБТТ и СБТН.

При большом токе и низком напряжении тягового генератора падение напряжения на резисторе СБТТ будет большим, чем на резисторе СБТН. Тогда ток в управляющую обмотку потечет от цепи рабочих обмоток ТПТ через диод В5. В цепь рабочих обмоток ТПН при работе на 8-15-й позициях контроллера этот ток не пройдет, так как диод В7 его не пропустит. При работе на более низких позициях контроллера диод В7 шунтируется размыкающим контактом реле РУ15. В этом случае параллельно управляющей обмотке будет подключена цепь рабочих обмоток ТПН. Ток в управляющей обмотке уменьшится, подмагничива-ние сердечника амплистата возрастет и при работе на этих позициях ограничения пускового тока не будет (см. рис 22, б).

При средних значениях тока и напряжения генератора (область ограничения мощности) падение напряжения на резисторах СБТТ и СБТН будет одинаковым, и управляющая обмотка амплистата получит питание как от цепи рабочих обмоток ТПТ, так и от цепи рабочих обмоток ТПН. При малом токе генератора и высоком напряжении падение напряжения на резисторе СБТН будет больше, чем на резисторе СБТТ, и ток в управляющую обмотку будет поступать через диод В7 от цепи рабочих обмоток ТПН.

Цепь регулировочной обмотки амплистата. Регулировочная обмотка амплистата получает питание от СПВ через распределительный трансформатор TP и индуктивный датчик ИД. Напряжение к цепи подводится от выводов 2-3 первичной обмотки распределительного трансформатора. Предположим, что в первую половину периода полярность зажима 3 «плюс», а зажима 2 - «минус». Тогда ток потечет по проводам 433, 414 (772), катушке ИД, проводам 407, 1090, 1089 (773, 774, 775), через контакт 1 ШР, диод панели БВ2.1 (БВ2), контакт 2 ШР, по проводу 1087 (781), резистору СОР,

проводу 1088 (782), через контакт 4 ШР, диод, контакт 3 ШР и по проводу 1086 (776) к зажиму 2. Во вторую половину периода ток по этой цепи будет течь в обратном направлении. Лишь в резисторе СОР ток не изменит своего направления. За счет падения напряжения на резисторе СОР выпрямленный ток через замыкающий контакт реле РУ10, замкнутый начиная с 4-й позиции контроллера, будет проходить в регулировочную обмотку амплистата.

На тепловозах типа ТЭ10У контакты реле РУ10 в эту цепь не включены.

Цепь стабилизирующей обмотки.

Стабилизирующая обмотка амплистата НС-КС соединена непосредственно с вторичной обмоткой Н2-К2 стабилизирующего трансформатора СТр. Первичная обмотка Hl-Kl трансформатора через резистор СТС подключена на напряжение возбуди-теля*

Цепь размагничивающей обмотки возбудителя. В связи с большим током холостого хода амплистата (см. рис. 19), даже при отсутствии подмагничивания амплистата на нулевой позиции, ток возбуждения возбудителя и его напряжение могут достигнуть больших значений. Дли размагничивания возбудителя, а следовательно, для надежного ограничения тока генератора при трогании тепловоза с места применяется размагничивающая обмотка.

При установке аварийного переключателя возбуждения АР в положение «Нормальный режим» замкнуты его нечетные контакты, и размагничивающая обмотка получает питание от вспомогательного генератора по цепи: включенные главные контакты контактора ВВ, провод 405 (511), контакт 1 переключателя АР, провод 460 (512), шунт 115, провод 467 (513), обмотка возбудителя Н22-Н21, провод 466 (514), резистор СВВ, провод 458 (515), контакт 3 переключателя, провода 434, 439 (521, 522), минусовый ШР.

Если переключатель АР установлен в положение «Аварийный режим», замыкаются четные контакты и в обмотке возбудителя Н21-Н22 ток течет в обратном направлении по цепи: включенные главные контакты контактора ВВ, провод 405 (511), контакт 2 переключателя, провод 1135 (517), первый столбик резистора СВВ, провод 668 (516), два столбика резистора СВВ, провод 466 (514), обмотка Н21-Н22, провод 467 (513), шуит 115, провод 460 (512), перемычка 457 (510) в переключателе, контакт 4 переключателя, провода 434, 439 (521, 522), минусовый ШР.

В аварийном режиме при помощи контактов реле РУ8 и РУ10, шунтирующих часть резистора СВВ, обеспечивается снижение мощности тягового генератора для плавного тро-гания тепловоза с места, а при помощи контакта реле РУ17 - снижение мощности тягового генератора при боксовании (примерно на 40-50 %).

Предыдущая Оглавление Следующая