Предисловие

Предисловие

Хорошее знание машинистом и помощником электрических схем локомотива - залог грамотной эксплуатации электрооборудования, поддержания его в работоспособном состоянии, умения быстро найти неисправность.

В предлагаемой читателю книге уделяется большое внимание методике изучения электрических схем тепловозов. Этому посвящены первая глава книги, многочисленные структурные схемы управления для сложных систем автоматического управления (САУ) и отдельных цепей, а также контрольные вопросы по каждому из разделов книги.

В книге приведено описание электрических схем широко распространенных грузовых тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, выпускавшихся в 1979- 1989 гг., а также ЗТЭ10У, 2ТЭ10У, 2ТЭ10У1, которые начали выпускаться с 1989-1990 гг. При описании однотипных узлов электрооборудования этих тепловозов в книге для краткости используются термины «тепловозы типа ТЭ10» или «тепловозы типа ТЭ10М», «тепловозы типа ТЭЮУ».

Принципиально-монтажные схемы электрооборудования перечисленных тепловозов приведены в исполнении завода-изготовителя - производственного объединения «Лугансктеп-ловоз». Схемы отдельных цепей тепловозов различных серий изображены однотипно, чтобы наиболее наглядно выделить одинаковые элементы и отличия в них. Буквенно-цифровые обозначения электрических машин, аппаратов и приборов тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, ЗТЭ10У,

2ТЭ10У, 2ТЭ10УТ в основном одинаковы (лишь нумерация зажимов и проводов для этих тепловозов различается) .

Электрические схемы тепловозов в процессе постройки претерпели многочисленные изменения. Все их учесть в книге невозможно, однако основные из них отражены в настоящем издании. Прилагаемые принципиально-монтажные электрические схемы тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М относятся к 1989 г.- периоду прекращения постройки этих тепловозов, а тепловозов ЗТЭ10У, 2ТЭ10У, 2ТЭ10УТ-к 1990-1991 гг.

На вкладках к книге (рис. 1, 2) приведены принципиально-монтажные схемы электрооборудования тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М (схема 2139.70.01.005ЭЗ) и ЗТЭ10У, 2ТЭ10У (схема 2170.70.01.000ЭЗ).

Основные отличия электрооборудования тепловозов ЗТЭ10М и 2ТЭ10М от тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ10Л:

1) возможность управления тремя секциями тепловоза с одного пульта управления (изменен ряд цепей в схеме);

2) возможность перевода дизелей одной или двух ведомых секций в режим холостого хода;

3) увеличено число приборов на пульте управления, сигнальные лампы на крайних секциях смонтированы на отдельных табло;

4) в цепях управления увеличено число цепочек диод-резистор для уменьшения перенапряжений при выключении цепей;

5) электрическое управление отпуском тормозов;

6) наличие цепей управления адсорбционной осушкой сжатого воздуха, поступающего в главные резервуары;

7) три розетки межсекционных соединений;

8) измененная конструкция штепсельного разъема между аккумуляторными батареями отдельных секций;

9) минусовые штепсельные разъемы в аппаратных камерах и на пульте управления для облегчения поиска неисправностей в схеме;

10) переговорное устройство между кабинами секций.

Основные отличия электрооборудования тепловозов ЗТЭ10У, 2ТЭ10У и 2ТЭ10УТ от тепловозов ЗТЭ10М и 2ТЭ10М обусловлены следующими конструктивными особенностями:

1) на тепловозах используются модернизированные дизели 10Д100М2, на которых применен комплекс мероприятий по повышению надежности и экономичности. Снижена частота вращения валов в режиме холостого хода до 270 об/мин. Применены регуляторы с корректором пуска, регулировка мощности на 6-й позиции контроллера. Применены двухрежимные форсунки, которые позволяют отказаться от вентилей ВП6, ВП9 отключения части топливных насосов при работе дизеля в режиме холостого хода. Установлены встроенные топ-ливоподкачивающие насосы с приводом от коленчатого вала дизеля (наряду с отдельным насосом с приводом от электродвигателя);

2) используется модернизированный тяговый генератор ГП-ЗПБМ, рассчитанный на больший номинальный ток (до 4500 А вместо 4320 А), что позволяет развивать тепловозу большую силу тяги (26 тс вместо 25 тс);

3) установлен водовоздушный холодильник, при котором правые и левые жалюзи должны открываться одновременно (исключен один из тумблеров управления);

4) внедрена установка порошкового пожаротушения с блоком управления и сигнализации БПСУ-75;

5) система АЛСН оборудована устройством контроля бдительности машиниста УКБМ;

6) в цепи обмотки возбуждения используется диод гашения поля ДГП, облегчающий условия коммутации контактора КВ;

7) используются две отдельные сигнальные лампы: ЛРЗ «Земля» и ЛРП «Обрыв поля»;

8) в цепи вольтметра вспомогательного генератора введена кнопка КПЗ, позволяющая проверить изоляцию аккумуляторной батареи при отключенном рубильнике;

9) внедрен новый передний распределительный редуктор привода двух центробежных вентиляторов охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей передней тележки, изменены нагнетательные и выпускные воздухопроводы, в связи с чем изменилась планировка аппаратных камер и поменялись номера зажимов и проводов;

10) большая часть электрооборудования имеет климатическое исполнение УХЛ (для умеренно холодного климата) согласно ГОСТ 15150-69.

Крайние секции тепловозов ЗТЭ10У и 2ТЭ10У имеют одинаковую электрическую схему (схема 2170.70.01.000ЭЗ). Тепловозы 2ТЭ10УТ имеют несколько отличающуюся схему (2179.70.01.000ЭЗ), оборудованы электропневматическим тормозом и могут эксплуатироваться только в двухсекционном исполнении.

На каждой из средних секций тепловозов ЗТЭ10М и ЗТЭ10У установлен упрощенный пульт управления, предназначенный лишь для того, чтобы можно было пустить дизель этой секции и перемещать ее по деповским путям. На этих секциях нет устройства АЛСН, радиостанции и поездного крана машиниста.

Главная Оглавление Следующая