СИЛОВАЯ ЦЕПЬ СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ

СИЛОВАЯ ЦЕПЬ СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ

Обмотка возбуждения тягового генератора является нагрузкой силовой цепи системы возбуждения, состоящей из возбудителя СВ, управляемого выпрямительного моста УВВ и узла коррекции (рис! 3). В качестве возбудителя СВ применен однофазный синхронный генератор переменного тока. Возбудитель полу чает возбуждение от общей цепи питания электрической схемы управления (от стартер-генератора), которое подается на обмотку статора И1-И2 возбудителя. Выходное переменное напряжение возбудителя снимается с колец ротора С1-С2 и подается на вход управляемого выпрямительного моста УВВ.

Рис. 3. Силовая схема возбуждения тягового генератора

В два плеча выпрямительного моста включены управляемые вентили (тиристоры) +Т и -Т, а в два других - неуправляемые диоды ДЗ и Д4. Последовательно с тиристорами включены диоды Д1 и Д2 на случай выхода из строя тиристоров или схемы управления ими. Защита вентилей управляемого моста от коммутационных перенапряжений, возникающих при выпрямлении переменного тока возбудителя, производится шунтирующими цепочками из резисторов и конденсаторов, а от токов короткого замыкания - быстродействующим плавким предохранителем Пр1.

Ток возбуждения в цепи тягового генератора регулируется за счет изменения напряжения па выходе возбудителя, а также изменения выпрямленного напряжения выпрямительного моста. Первое достигается, как и у тягового генератора, путем увеличения частоты вращения ротора возбудителя при наборе позиций контроллера. При одном и том же токе возбуждения (начиная с 4-й позиции) выходное переменное напряжение, наводимое в обмотке ротора возбудителя, увеличивается пропорционально частоте вращения ротора и достигает нд 15-й позиции максимального значения около 260 В при частоте 220 Гц.

Выпрямленное напряжение регулируется с помощью тиристоров + Т и -Т путем изменения момента и продолжительности их открытого состояния. Первоначально тиристоры закрыты, и при подаче на них переменного напряжения с возбудителя на выходе моста выпрямленное напряжение будет равно нулю. Если теперь иа управляющий электрод одного из них, например +Т, подать положительное напряжение (достаточно кратковременного определенной величины положительного импульса), то он открывается и начинает проводить ток. Так как на управляемый мост подается синусоидальное напряжение возбудителя (рис. 4), то, как и во всяком выпрямительном мосте, один тиристор будет работать в положительный полупериод, а другой - в отрицательный. Соответственно и управляющие импульсы должны подаваться на управляющий электрод тиристора в положительный и отрицательный полупериоды, иначе говоря, синхронно с поступающим синусоидальным напряжением. На выходе моста будет пульсирующее выпрямленное напряжение. При этом, как и в выпрямительной мостовой схеме с диодами, запирание тиристоров происходит в момент измене-■ния синусоидального напряжения с положительной волны на отрицательную (в* момент перехода через «0»). Путь тока при открытии тиристора + Т в положительный полупериод показан на рис. 3 сплошной линией.

Промежуток времени от момента подачи положительной полуволны переменного напряжения с возбудителя на анод тиристора +Т до момента подачи отпирающего ■импульса на его управляющий электрод называется углом регулирования а (углом зажига-'ния). Чем больше угол регулирования а (см. рис. 4), тем меньше среднее выходное напряжение и ток выпрямителя за счет уменьшения времени прохождения тока через тиристоры и нагрузки в каждый полупериод выпрямленного напряжения.

Величину импульсов и момент подачи их (угол регулирования а) в каждый полупериод питающего напряжения формирует блок управления возбуждением БУВ, являющийся выходным узлом системы автоматического регулирования возбуждения. Благодаря этому ток возбуждения и выходное напряжение тягового генератора изменяются от максимальной величины до величины, близкой к нулю.

Узел коррекции силовой схемы возбуждения предназначен1 для подпитки постоянным током обмотки возбуждения возбудителя (И1-И2). Это необходимо для компенсации падения напряжения возбудителя при возрастании тока возбуждения тягового генератора. В узел коррекции входят трансформатор ТК и выпрямительный мост ВК (см. рис. 3). Первичная обмотка Н1-К1 трансформатора ТК включена в силовую цепь обмотки возбуждения генератора (531, 364) *. Поэтому выходной ток вторичной обмотки Н2-К2 (ток подпитки) трансформатора ТК пропорционален току возбуждения тягового генератора. Со вторичной обмотки Н2-К2 (368, 367) переменное напряжение подается на контакты 1 я 2 ШР выпрямительного моста В К, откуда выпрямленное напряжение подается на обмотку возбуждения И1-И2 по цепи: плюс с контакта 3 выпрямительного моста ВК через провода 369, 353, 536, 339, 351, 352, 371 на клемму И1, а минус с контакта 4 ВК через провода 375, 372 на клемму И2.

С ростом тока возбуждения тягового генератора пропорционально увеличивается ток подпитки в обмотке возбуждения И1-И2 возбудителя, поддерживая неизменным напряжение возбудителя и компенсируя падение напряжения. Для уменьшения перенапряжений, возникающих при разрыве цепи возбуждения генератора, а также уменьшения подгара главных контактов контактора КВ параллельно им включен резистор гашения поля СГП.

Предыдущая Оглавление Следующая