Кузов. У вагона-самосвала УВС-22 (рис. 2) грузоподъемностью 22 т, так же как и у вагона-самосвала УВС-20, кузов сварной конструкции состоит из рамы с настилом пола, продольных откидывающихся бортов и лобовых стенок. Однако конструкция этих элементов переработана с целью повышения прочности и устойчивости при разгрузке вагона в связи с увеличением его грузоподъемности. Рама кузова (рис. 9) цельнометаллическая, сварной конструкции, состоит из центральной 1 и боковых 2 продольных балок, поперечных центральных 3 и боковых 5 элементов, соединяющих эти балки и образующих цилиндровые 4 и шкворневые 6 опоры. Центральная продольная балка 1 имеет сечение, состоящее из двух продольных зет-образных профилей длиной 7840 мм, отстоящих друг от друга на расстояние 660 мм. Продольные зетобразные профили соединены поперечными центральными элементами 3 из швеллеров № 20. По концам продольных зетобразных профилей поперечные элементы представляют собой сдвоенные швеллеры № 20, а в местах установки шкворневых кронштейнов нижней рамы поперечные элементы состоят из швеллеров, разнесенных относительно друг друга на расстояние 250 мм. В средней своей части швеллеры соединены двумя продольными швеллерами, расположенными на расстоянии 275 мм.
Боковые продольные балки 2 состоят из швеллеров № 14 длиной 8480 мм. К боковому швеллеру приварены четыре петли борта. Сверху боковой швеллер имеет защитный козырек из листа толщиной 6 мм. Петли борта представляют собой ребра (правое и левое), сваренные из листа толщиной 10 мм по контуру в швеллер, с радиусом закругления в наружную сторону вагона, равным 60 мм. В петлю борта вварена втулка толщиной 18 мм с внутренним диаметром 38 мм. В эти втулки вставлен валик продольного борта. При изготовлении думпкара допускается несоосность петель не более 0,5 мм.
Боковые балки соединены с центральными зетобразными профилями поперечными элементами, которые образуют цилиндровые 4 и шкворневые 6 опоры для поворота кузова. Шкворневая опора состоит из двух вертикальных ребер 7 (листы толщиной 6 мм), расположенных на расстоянии 244 мм. В вертикальные ребра вварена труба 10 с внутренним диаметром 40 мм и толщиной стенок 20 мм, являющаяся опорой кузова. Цилиндровая опора 4 кузова вагона состоит из двух верхних опор, конструкция которых аналогична шкворневым опорам и отличается тем, что вертикальные ребра расположены на расстоянии 147 мм.
Верхние цилиндровые опоры расположены на расстоянии 896 мм по оси симметрии. Между верхними цилиндровыми опорами размещен цилиндровый кронштейн 8, выполненный из кронштейна с ребрами, к которому приварена штампованная деталь 9. Внизу ребра кронштейна усилены изогнутой в форме подковы полосой, в которую входит опора верхней рамы кузова вагона. Сверху продольные и поперечные элементы рамы перекрыты листом 11 толщиной 6-8 мм.
Продольный борт (рис. 10), в отличие от борта думпкара УВС-20, состоит из верхнего /, продольного зетобразного профиля, нижнего 4 швеллера, вертикальных штампованных стоек 3, внутреннего листа 2 обшивки и литого кронштейна 5 (петля борта) с отверстием для крепления борта к раме вагона. К внутреннему листу 2 приварена регулирующая планка 6 для устранения зазора между бортами и козырьком рамы вагона; эту планку ставят при наличии зазора более 20 мм.
Концевые петли борта (правая и левая) несколько отличаются от петель, расположенных посредине. К концевым петлям прикреплен рычаг механизма борта, который входит между левым и правым ребром петли, т. е. концевые петли изготовлены в виде «вилок»и усилены накладкой. Литые средние петли (четыре у каждого борта) имеют толщину 20 мм. В отверстие для валика впрессована втулка с внутренним диаметром 38 мм. Штампованная стойка 3, имеющая корытообразную форму, изготовлена из листа толщиной 4 мм. Длина продольного борта думпкара УВС-22 составляет 8080 мм, а высота 780 мм.
Лобовая стенка думпкара УВС-22 состоит из двух крайних (левая и правая) и двух средних вертикальных стоек, внутреннего и наружного кронштейнов, приваренных к внутреннему и наружному листам. Сверху лобовая стенка перекрыта штампованным козырьком. Кронштейны служат для крепления механизма открывания продольных бортов. Лобовую стенку устанавливают на раме вагона и приваривают к ее поперечным швеллерам.
Внутренний лист лобовой стенки для улучшения условий погрузки и выгрузки имеет наклон к плоскости пола кузова вагона под углом 97°30′. Для обеспечения удобства ремонта и регулирования элементов механизма открывания бортов наружный лист имеет вырез, который закрыт съемным листом. Высота лобовой стенки от уровня пола 700 мм, ширина (наверху) 1920 мм.
Механизм открывания бортов. Для автоматического открывания борта со стороны разгрузки при опрокидывании кузова и для удержания борта другой стороны в закрытом положении предназначен механизм открывания бортов (рис. 11), который представляет собой двуплечий рычаг 1. Один конец этого рычага соединен тягой 2 с рамой вагона, а другой конец тягой 4 с продольным бортом. Тяга 4 на конце имеет резьбу, на которую навертывается муфта 3 регулирования механизма. Это регулирование проводится для установки бортов без зазора с лобовой стенкой и для равномерной посадки кузова вагона на опоры нижней рамы. При неправильном регулировании и сильно стянутых бортах кузов как бы зависает на механизме, укрепленном в лобовой стенке, что приводит к неисправностям последней. Регулирование, монтаж и демонтаж рычагов механизма выполняют через сьемный лист лобовой стенки. Шарнирное соединение тяг осуществлено валиками. Для устранения износа тяг в отверстия последних запрессованы втулки.
Рис. 10. Продольный борт вагона-самосвала УВС-22
При наклоне кузова в определенную сторону тягой 2 передается вращение двуплечему рычагу 1 и через регулирующую тягу 4 — продольному борту, который открывается в необходимую сторону. Механизм обеспечивает опережение открывания борта относительно движения верхней рамы. При этом борт служит продолжением верхней рамы при углах наклона кузова 25°. При угле наклона кузова вагона, составляющем 45°, угол открывания борта равен 54°. Обеспечение опережения угла открывания борта при наклоне кузова повышает устойчивость вагона при разгрузке и улучшает ее условия.
Нижняя рама. Думпкар УВС-22 имеет нижнюю раму (рис. 12), состоящую из хребтовой балки 3, двух шкворневых 2 и двух цилиндровых 1 кронштейнов с каждой стороны вагона и двух буферных брусьев 4.
Хребтовая балка 3 коробчатого сечения сварена из двух двутавров (№ 36а), расположенных на расстоянии 300 мм друг от друга симметрично относительно продольной оси вагона. Двутавры хребтовой балки сверху и снизу перекрыты листами толщиной 6 мм. Для усиления в зоне шкворневых и цилиндровых кронштейнов к двутаврам приварены диафрагмы из листа толщиной 4 мм. По концам к двутаврам хребтовой балки заклепками 16×55 приклепаны передний, средний и задний упорные угольники для размещения поглощающего аппарата ударно-тягового прибора. Длина двутавра хребтовой балки 8388 мм. Буферный брус 4 Г-образной формы изготовлен из листа толщиной 6 мм, шириной 1200 мм и высотой 385 мм.
На буферном брусе имеются места для установки концевых кранов управления разгрузкой и тормоза, а также крепления ударнотягового прибора. Для предохранения концевых кранов от повреждений к брусу приварены козырьки (левый и правый) из листа толщиной 4 мм. Козырьки устанавливают на буферном брусе после монтажа пневматического оборудования. К буферному брусу приварены также кронштейны для соединения тяги 2 (см. рис. 11) механизма разгрузки.
Рис. 12. Нижняя рама вагона-самосвала УВС-22
Цилиндровый кронштейн 1 (рис. 12) сварен из двух вертикальных ребер толщиной 6 мм, перекрытых сверху и снизу листами толщиной 6 мм. Вертикальные ребра разнесены на расстояние 90 мм. Внутри вертикальные ребра соединены листом 5. Вертикальные ребра цилиндрового кронштейна имеют отверстия для цилиндровой подвески 6. Эта подвеска имеет форму серьги и изготовлена из листа толщиной 14 мм с двумя отверстиями для запрессовки втулок (верхнее диаметром 85 мм и нижнее диаметром 146 мм). Ширина втулок 80 мм, внутренний диаметр верхней втулки 61 мм, а нижней втулки 126 мм. Расстояние по вертикали между центрами отверстий равно 160 мм. При монтаже смещение одной втулки по отношению к другой в вертикальной плоскости допускается не более 2 мм.
Шкворневой кронштейн 2 нижней рамы вагона, так же как и цилиндровый кронштейн, состоит из двух вертикальных ребер, разнесенных на расстояние 150 мм. Сверху и снизу вертикальные ребра перекрыты листами, а внутри соединены диафрагмами из листа толщиной 6 мм. Вертикальные ребра шкворневых и цилиндровых кронштейнов приварены по контуру к двутаврам хребтовой балки. Смещение одного ребра относительно другого в любом направлении допускается не более 2 мм. К верхнему листу шкворневых кронштейнов приварены опоры 7 кузова вагона.
Вагон УВС-22 разгружается при помощи пневматических цилиндров, установленных по одному с каждой стороны. Конструкция этих цилиндров аналогична конструкции цилиндров думпкара УВС-20.
На нижней раме вагона размещено тормозное оборудование, состоящее из рычажной передачи с соответствующими тягами и рычагами и тормозного цилиндра диаметром 8" (уел. № 420). Нижняя рама вагона опирается пятниками на две двухосные тележки колеи 750 мм с литыми боковыми рамами.
⇐Вагоны-самосвалы УВС-20 грузоподъемностью 20 т | Вагоны-самосвалы | Вагоны-самосвалы 2ВС-35 колеи 1000 мм⇒