Экипировка тепловозов предусматривает снабжение их топливом, маслами, песком, водой (или охлаждающей жидкостью). Тепловоз экипируют на специально оборудованных путях, как правило, во время осмотра тепловоза при приемке.
Топливо. Рекомендуется заливать топливо в бак за, несколько часов до работы, чтобы после отстоя топлива слить осадки и воду из бака. Сетку заливной горловины необходимо периодически очищать. Баки всегда должны быть тщательно закрыты. Нельзя допускать попадания в бак воды, снега или механических примесей, так как надежная работа топливной аппаратуры во многом зависит от чистоты топлива.
Для двигателей тепловозов ТУ6А и ТУ7 применяют дизельное топливо по ГОСТ 4749-73, которое для быстроходных дизелей изготовляется четырех марок:
ДА — арктическое, предназначенное для эксплуатации тепловозов при температуре окружающего воздуха ниже минус 30ЭС,
ДЗ — зимнее — для эксплуатации тепловозов при температуре окружающего воздуха от 0°С до минус 30°С;
ДЛ — летнее — для эксплуатации тепловозов при температуре окружающего воздуха выше 0°С.
При температуре окружающего воздуха от плюс 5°С и ниже (для двигателей тепловозов ТУ7) и ниже минус 30°С (для двигателей тепловозов ТУ6А) можно применять топливо Т-1 или ТС-1 по ГОСТ 10227-62.
Для тепловоза ТУ7, кроме указанных сортов топлива, можно применять топливо ТЛ при температуре окружающего воздуха выше 0°С и топливо ТЗ — при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20°С.
Дополнительно к этим сортам топлива для тепловоза ТУ6А можно применять топливо по ГОСТ 305-73, которое выпускается четырех марок;
Л — летнее — для эксплуатации дизелей при температуре воздуха 0°С и выше;
3′ — зимнее — для эксплуатации дизелей при температуре воздуха от 0 до -30°С;
ЗС — зимнее северное, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха -30°С и гыше;
А — арктическое, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре окружающего воздуха -50°С и выше.
Масла. Для дизелей тепловозов ТУ6А применяют летом (при температуре воздуха выше плюс 5°С) дизельные масла:
М10В (ТУ 38-1-210-68); МВ12В (МРТУ 12Н-3-62); М12В (МРТУ 38-1-182-65) — ДС-11 с композицией присадок 5% ВНИИ НП-370; 2% ПМС, 0,5% Л3-23к; 0,005% ПМС-200А;
М10Б (ГОСТ 8581-63) — ДС-11 с композицией присадок 6% ВНИИ НП-360; 0,003% ПМС-200А.
При работе на топливе по ГОСТ 4749-73 допускается применение масла М10Б (ГОСТ 8581-63) — ДС-11 с композицией присадок 5% ЦИАТИМ-339 и 0,003% ПМС-200А или масла Дп-11 (ГОСТ 5304-54) с присадкой ЦИАТИМ-339.
В зимних условиях (при температуре воздуха ниже +5°С) для дизелей тепловозов ТУ6А применяют следующие дизельные масла:
М8В (ГОСТ 8581-63) — ДС-8 с композицией присадок 5% ВНИИ НП-370; 2% ПМС; 0,5% Л3-23к; 0,005% ПМС-200А; 1% В-167;
М8Б (ГОСТ 8581-63) — ДС-8 с композицией присадок 6% ВНИИ НП-360; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1; 0,003% ПМС-200А.
При работе в зимних условиях на топливе по ГОСТ 4749-73 допускается применение масла Дп-8 (ГОСТ 5304-54) с присадкой ЦИАТИМ-339 или масла М8Б (ГОСТ 8581-63) — ДС-8 с композицией присадок 5% ЦИАТИМ-339; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1.
Для дизелей тепловозов ТУ7 применяется масло следующих марок:
при температуре окружающей среды не ниже минус 5°С —М20Г по ГОСТ 12337-66; М20В по МРТУ 12Н № 142-64; МС-20п по МРТУ 38-1-156-65; М-12В по МРТУ 12Н № 3-62; М-14В по МРТУ 12Н № 5-62; М-14ВЦ по ТУ 38-101150-71. Допускается применение масла марки М-20Б по МРТУ 38-1-181-65 при работе на топливе по ГОСТ 4749-73;
при температуре окружающей среды от 0°С до минус 15°С — М-16В по ТУ 38-1-0121-70; МТ-16п по ГОСТ 6360-58; МТ-16п с присадкой МНИ ИП-22К по РТУ РСФСР № НП27-62;
при температуре окружающей среды от минус 15°С до минус 35°С МТ-14п по ГОСТ 6360-58.
Для гидропередачи тепловоза ТУ7 применяют масло турбинное 22 по ГОСТ 32-74 с антипенной присадкой ПМС-200А. Допускается применение масел Ткп 22 по ТУ38-1-01-100-71 и Теп 22 по МРТУ-12Н-18-63.
Сорта масел и смазок, применяемых для смазки узлов и агрегатов тепловозов ТУ6А и ТУ7, приведены в картах смазки (табл. 15 и 16).
Заправка тепловозов песком. Для улучшения сцепления колес локомотива с рельсами, а вместе с тем и увеличения силы тяги применяют песок. Наилучшие условия сцепления колес тепловоза с рельсами создает однородный по размерам частиц (0,2-0,5 мм) песок с наибольшим содержанием кварца и наименьшим содержанием вредных, особенно глинистых примесей. На магистральных железных дорогах применяют песок нормального и повышенного качества. На железных дорогах промышленного транспорта, за редким исключением, можно обходиться применением песка нормального качества.
Основную массу песка, поступающего в песочницы тепловозов, составляют зерна размером 0,1-0,2 мм. В песке нормального качества такой рабочей массы должно быть не менее 90%. Зерна размером менее 0,1 мм относятся к пылевидным частицам, содержание которых в песке нормального качества должно быть не более 10%. Влажность песка не должна превышать 0,5%. При этом влажностью песка считают суммарное содержание в нем механически примешанной воды и гигроскопической влаги, выраженное в процентах к весу песка. Температура нагрева песка при его сушке любым способом не должна превышать 350°С.
Во время экипировки тепловоза набор песка следует разграничить по времени с заправкой топливом и смазочными материалами.
Охлаждающая жидкость. В качестве охлаждающей жидкости для системы охлаждения двигателя тепловоза ТУ6А рекомендуется применять чистую «мягкую» воду. Если используется колодезная или ключевая («жесткая») вода, то ее надо смягчить добавлением соли тринатрийфосфата в количестве до 2 г на 1 л воды. Заливают воду через воронку с мелкой сеткой.
В зимнее время в качестве охлаждающей жидкости рекомендуется применять этиленгликолевые смеси 40 и 60 (ГОСТ 159-52) с температурой замерзания -40 и -60°С. Следует помнить, что этиленгликолевая смесь ядовита, но безопасна для наружных покровов и органов дыхания. Эта жидкость имеет больший, чем вода,, коэффициент объемного расширения, поэтому заливать ее в систему надо на 6% меньше установленной заправочной емкости. Если объем охлаждающей жидкости уменьшился за счет испарения, а не из-за течи, в систему охлаждения следует добавлять только воду, так как количество этилангликоля вследствие высокой температуры его кипения остается постоянным.
Систему охлаждения тепловозов ТУ7 рекомендуется заправлять 1,5-процентным раствором эмульсолов Э-1(А) или Э-2(Б) (ГОСТ 1975-53) в чистой «мягкой» воде с общей жесткостью не более 3 мг-экв. л. Для смягчения воды ее следует кипятить в течение 2,0-30 мин и дать ей отстояться. Отстоявшуюся воду (без осадка) профильтровать через плотную ткань и применять для приготовления раствора.
Для предотвращения усиленного накипеобразования на стенках полостей системы охлаждения следует использовать возмож-
Таблица 15
Карта смазки узлов и деталей тепловоза
Продолжение
Карта смазки узлов и деталей тепловоза ТУ7
Таблица 16
Примечание. Остальные узлы н детали тепловоза ТУ7 смазываются в соответствии с таблицей 14 (пункты 10-25).
но более длительное время одну и ту же охлаждающую жидкость (воду) и возможно реже ее сливать. При температуре окружающей среды ниже 5°С и до минус 35°С рекомендуется систему охлаждения тепловоза ТУ7 заправлять низкозамерзающей охлаждающей жидкостью 40 (ГОСТ 159-52) или 40М (СТУ12 № 10-140-€2); при более низких температурах — жидкостью 65. Попадание в низкозамерзающую жидкость горюче-смазочных материалов не допускается.
⇐Особенности эксплуатации тепловозов в зимнее время | Тепловоз ТУ6А и ТУ7 | Виды и периодичность технических уходов и ремонтов⇒