Рама. На раме тепловоза размещено все его оборудование. Рама сварная, рассчитанная на восприятие продольных, тяговых, ударных и сжимающих сил, а также вертикальных усилий от массы установленного на ней и подвешенного снизу оборудования (рис. 95).
Основными элементами рамы являются две продольные хребтовые двутавровые балки и два обносных швеллера. Хребтовые балки связаны между собой по концам литыми стяжными ящиками, а в промежутке между ними — поперечными листами с фасонными вырезами. Обносные швеллеры скреплены с хребтовыми балками поперечными приварными кронштейнами. Для увеличения жесткости к верхним и нижним полкам хребтовых балок приварены усиливающие накладки. В средней части рамы с обеих сторон установлены отсеки 4 для размещения аккумуляторной батареи. Сверху рама закрыта настильными листами. Настильные листы имеют различные вырезы для установки и размещения оборудования и механизмов тепловоза.
По продольной оси рамы на расстоянии 8600 мм друг от друга на раме имеются утолщения коробчатого сечения для установки шкворней, а на диаметре 2730 мм вокруг них — усиления для боковых опор рамы. В передней и задней частях рамы между обносным швеллером и стяжными ящиками вварены лобовые фасонные листы толщиной 20 мм.
Шкворень рамы (рис. 96) отлит из стали и имеет диаметр 280 мм. К поверхности шкворня приварено сменное кольцо, наружная поверхность которого термически обработана до твердости НВ 304-255. Шкворень входит в гнездо на тележке. Вертикальные нагрузки от рамы передаются на каждую тележку через четыре опоры, вставленные в гнезда рамы. Опоры имеют сферические головки, выполненные по радиусу 130 мм.
Передний и задний стяжные ящики рамы приклепаны к нижним усиливающим накладкам хребтовых балок и лобовым листам. Они одинаковы по конструкции и представляют собой
Рис. 95. Рама тепловоза:
1 — кронштейн для подъема тепловоза; 2 — опоры рамы; 3 — шкворень; 4 — отсеки аккумуляторных батарей; 5, 7 — вырезы для пропуска брезентовых рукавов охлаждения тяговых электродвигателей; 6 — вырез для поддона редуктора; 8 — вырез для сливной трубы; 9 — хребтовая балка; 10 — обиосной швеллер; 11 — стяжной ящик фасонные отливки из стали. В стяжных ящиках установлены фрикционные аппараты автосцепок, а к переднему ящику, кроме того, снизу болтами прикреплен снегосбрасыватель. К об-носным швеллерам в четырех местах на одной оси с внешними опорами рамы приварены литые кронштейны, служащие для подъемки тепловоза при ремонтах с выкаткой тележек.
На тепловозах ТЭЗ первых выпусков в правой хребтовой балке предусматривалось прямоугольное отверстие размером 250X425 мм, через которое проходил канал для отвода воздуха, охлаждающего генератор. Опыт эксплуатации показал, что этот вырез, выполненный автогенной резкой, значительно снижал усталостную прочность рамы. После пробега тепловоза 50-150 тыс. км в раме появлялись трещины, возникающие по углам выреза и быстро распространяющиеся до горизонтальных полок балки. Поэтому в дальнейшем на тепловозах канал для отвода воздуха из генератора был перенесен под хребтовую балку. На тепловозах с вырезами в хребтовой балке было произведено ее усиление путем наваривания накладки толщиной 20 мм (имеющиеся трещины по концам засверлены и проварены).
Кузов. На тепловозе применен составной разъемный кузов (рис. 97). Основой кузова является каркас, к которому с наружной стороны приварены стальные листы, а с внут-
Рис. 96. Шкворень рамы: 1 — шкворень; 2 — кольцо гнезда шкворня; 3 — шкворневая <5алка тележки; 4 — смазочная трубка; 5 — кольцо шкворня; 6 — валик смазки
ренней прикреплен листовой обшивочный картон. Кузов состоит из кабины, съемных частей над дизелем и холодильником. Съемная часть кузова над дизелем по торцам окантована швеллерами, которые соединены с кабиной и кузовом над холодильником болтами, а с нижней несъемной частью — винтами.
Над дизелем, генератором, аккумуляторными батареями, компрессором и двухмашинным агрегатом в крыше кузова сделаны люки для ремонта и выемки оборудования. Естественный приток воздуха в машинное помещение осуществляется через проемы, сделанные в передней части кузова на правой и левой стенках. Проемы закрыты жалюзи. Для принудительной вентиляции кузова в задней части кузова с правой стороны установлен вентилятор с электрическим приводом.
До 1958 г. тепловозы ТЭЗ выпускались с небольшой высотой окон в кабине машиниста и с отдельно установленным на крыше корпусом
Рис. 97. Кузов тепловоза: 1 — буферные фонари; 2 — дверцы песочниц; 3 — указатель серии и номера тепловоза; 4 — прожектор; 5,9 — жалюзи отверстий для естественной вентиляции кузова; 6, 10 — вертикальные стыковые накладки; 7-жалюзи всасывающих каналов воздуходувки; 8- окна; 11 — верхние жалюзи холодильника; 12 — боковые жалюзи холодильника; 13 — межсекционное суфле; 14, 17-фильтры всасывающих каналов вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей; 15 — жалюзи вентиляционных аккумуляторных
отсеков; 18 — скобы для лобового прожектора. С 1958 г. высота передних окон была увеличена, чтобы машинист мог вести поезд как сидя, так и стоя.
В течение 1958-1959 гг. в конструкцию кузова был внесен ряд изменений. Была увеличена толщина листов нижней несъемной части. Это повысило жесткость кузова и исключило случаи расстройства соединений. Усилены дверные проемы, по углам которых наблюдались трещины. Прожектор был вмонтирован в лобовую часть кабины. Усилены окантовочные швеллеры между съемными частями кузова и др.
В 1960-1961 гг. введены новые изменения: упрочнено крепление люков; на боковой стенке около жалюзи всасывающих каналов воздуходувки сделаны проемы для забора воздуха, охлаждающего генератор, и др. В 1961 г. обшивочный картон в дизельном помещении на боковых стенках заменен стальными обшивочными листами.
В 1963-1964 гг. в связи с изменением забора воздуха для охлаждения генератора и установкой на левой стороне кузова фильтра для очистки воздуха, поступающего в дизель, конфигурация проемов на боковых стенках дизельного помещения была опять изменена.
⇐Защитные устройства и противопожарная установка | Тепловоз ТЭ3 | Тележка⇒