Тепловоз ТЭ129 (142, V400)

Мощный односекционный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, оборудованный электродинамическим тормозом и электрическим отоплением поезда,,, осевой формулой Со-Со, предназначен для работы на железных дорогах с колеёй 1520 или 1435 мм и имеющих габарит не ниже 02-Т ГОСТ 9238-73.

В конструкции тепловоза, наряду с вновь созданными узлами, заложены узлы, проверенные длительной эксплуатацией на других отечественных машинах.

Лёгкий и прочный цельносварной кузов несущей конструкции рассчитан на восприятие сжимающих или растягивающих усилий до 250 тс.

Съёмные секции крыши, расположенные над дизель-генератором, выпрямительной установкой и высоковольтной камерой, позволяют свободно производить выемку из кузова основного силового оборудования тепловоза при агрегатном методе ремонта.

Расположенный в средней части рамы топливный бак включен в несущую систему кузова. Установленные в специальном отсеке бака аккумуляторные батареи имеют хороший доступ для осмотра и легко демонтируются.

Тепловоз изготавливается двухкабинным с постами управления в каждой кабине.

Просторные и светлые кабины удобны для обслуживающего персонала. Отделка кабины и пульта управления выполнены с применением синтетических материалов. Высокоэффективная термошумоизоляция кабин и наличие разделительных тамбуров создают благоприятные условия для работы локомотивной бригады. Передние окна кабины с широкими полированными безосколочными стеклами обеспечивают хорошую видимость пути. Чистота стёкол поддерживается устройством для обмыва окон и надёжными стеклоочистителями. Кабина оборудована отопительно-вентиляционной установкой. пультом управления с показывающими приборами, скоростемером, локомотивной сигнализацией и автостопом непрерывного действия.

Силовая установка. В средней части кузова на поддизельной раме смонтирована ди-зель-генераторная установка. Она состоит из двигателя и главного генератора, соединённых пластинчатой муфтой, а также вспомогательных электрических машин, установленных на главном генераторе.

Двигатель представляет собой шестнадцатицилиндровый, У-образный. четырёхтактный дизель с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Он создан специально для работы в тяжелых условиях и является одним из экономичных дизелей, созданных промышленностью СССР.

Расположение узлов дизеля обеспечивает хороший доступ при их осмотре и профилактическом ремонте.

Два водомасляных теплообменника, установленных на дизеле, обеспечивают надёжное охлаждение его масла.

Водяная система. Охлаждение воды дизеля происходит в воздушных радиаторных секциях, расположенных в изолированной холодильной камере. Три надёжных восьмилопаст ных вентилятора в сочетании с современной автоматикой поддерживают заданные температуры охлаждающей воды и масла.

Высококачественная очистка наддувочного воздуха дизеля производится в двухступенчатых фильтрах непрерывного действия.

Запуск дизеля осуществляется от аккумуляторной батареи стартер-генератором, который в генераторном режиме питает двигатель вентилятора охлаждения преобразователя частоты и генератора отопления, двигатель компрессора и цепи управления.

Главный генератор представляет собой двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину переменного тока. Обмотка статора выполнена в виде двух трёхфазных звёзд, сдвинутых на 30 электрических градусов. Схема возбуждения генератора обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при скоростях до 90-95% от конструкционной.

Охлаждение генератора — принудительное от осевого вентилятора, приводимого в действие дизелем.

Применение генератора переменного тока с бесколлекторным якорем позволяет значительно снизить его вес и габариты, повышает надёжность в эксплуатации и снижает эксплуатационные расходы по содержанию и ремонту.

Электрический ток главного генератора для тяговых нужд тепловоза выпрямляется в блоке кремниевых выпрямителей и подаётся на тяговые электродвигатели постоянного тока. Тяговые электродвигатели типа ЭД120А надёжны в

Расположение оборудования на тепловозе ТЭ129:

1 — электропневмвтический клвпан; 2 — средства тушения пожара;

3 — резервувр воздухопровода управления и обслуживания; 4 — мотор-вентилятор охлаждения тормозных сопротивлений;

5 — выпрямительная уствновка; 6 — преобразователь частоты;

7 — тяговый генератор; в — стартер генератор; 9 — вентилятор охлаждения тягового генератора; 10- дизель; 11 — фильтры очистки воздуха; 12 — глушитель; 13 — бак для воды; 14 — мотор-вентилятор холодильной камеры; 15 — радиаторные секции; 16- тележка;

17- маслоотделитель; 18 — циркуляционный водяной насос;

19- указатель уровня топлива; 20 — теплообменник;

21 — маслопрокачиващий агрегат; 22 — аккумуляторнвя батарея;

23 — главный воздушный резервуар; 24 — генератор отопления поезда; 25 — тяговый редуктор; 26 — вентилятор охлаждения выпрямительной установки; 27 — тяговый электродвигатель; 28 — кран машиниста тормозной; 29 — счётчик моточвсов; 30 — камера электрооборудования; 31 — вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки; 32 — вентилятор охлаждения преобразователя частоты и генератора отопления; 33 — двухмашинный агрегат возбуждения; 34 — умывальник; 35 — воздухоочиститель непрерывного дайствия; 36 — топливоподкачивающий агрегат; 37- компрессор;

38 — отопительно-вентиляционный агрегат; 39 — вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки;

40 — топливоподограватель; 41 — фильтр тонкой очистки масла;

42 — привод ручного тормоза работе и имеют высокие электрические показатели.

Установка отопления поезда состоит из синхронного генератора преобразователя частоты, системы автоматического регулирования напряжения генератора и защитной аппаратуры.

При отключении отопления освобождаемая мощность используется для тяги поезда

Синхронный генератор отопления поезда является также источником питания асинхронных двигателей привода вентиляторов холодильника дизеля, вентиляторов тяговых двигателей и вентилятора выпрямительной установки.

Основная электроаппаратура удобно расположена в высоковольтной камере. Конструкция высоковольтной камеры обеспечивает хороший доступ ко всем электроаппаратам.

Верхнее строение тепловоза опирается на две трёхосные бесчелюстные тележки с индивидуальным приводом колёсных пар и опорноосевым подвешиванием тяговых двигателей.

Принятая конструкция тележки позволила осуществить одностороннее расположение тяговых электродвигателей, что значительно увеличило коэффициент использования сцепного веса. В тележках применены поводковые роликовые буксы.

Мягкое одноступенчатое индивидуальное рессорное подвешивание, состоящее из 12 комплектов параллельно работающих пружин и фрикционных гасителей, создаёт плавный ход тепловоза.

Конструкция шкворневого узла обеспечивает упругое поперечное перемещение кузова относительно тележек.

Тормозная система. Тепловоз оборудован автоматическим скоростным пневматическим тормозом для торможения тепловоза и поезда, прямодействующим пневматическим вспомогательным тормозом для торможения тепловоза, ручным тормозом в каждой кабине с электродинамическим. реостатным тормозом.

Управление электродинамическим тормозом осуществляется тормозным контроллером, который обеспечивает совместную или раздельную работу электродинамического и пневматического тормозов. Питание тормозной системы сжатым воздухом производится от тормозного компрессора с индивидуальным электрическим приводом.

Тяговая характеристика тепловоза ТЭ129:

I — с включенным отоплением;

II — с выключенным отоплением;

1 — переход с ПП на ОП1;

2 — переход с ОП1 на ОП2;

3 — переход с ОП2 на ОП1;

4 — переход с ОП1 на ПП;

Пульт управления тепловоза ТЭ129

Дизельное помещение тепловоза ТЭ129

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗА ТЭ129

Род службы……………………………

грузовой (пассажирский)

Осевая формула…………………..

с00

Колея, мм………………………………

1520, 1435

Габарит по ГОСТ 9238-73………………

02-Т

Мощность дизеля л с……………………..

4000

Конструкционная скорость, км/ч…………….

120

Вес полностью экипированного тепловоза, тс…

126

Нагрузка на рельсы от оси, тс………………

Расчётная сила тяги в длительном режиме на об-

21

оде колеса, тс…………………………….

24,6

Длительная скорость, км/ч…………………

32,2

Сила тяги при трогании с места, тс………….

35

Управление тепловозом……….

дистанционное (при работе системы двух единиц позволяет одному лицу управлять как первым, так и вторым тепловозом)

Передача……………………………….

электрическая, переменнопостоянного тока

Число ведущих осей тепловоза…………….

6

Диаметр колёс, мм………………………..

Запас, кг:

1050

топлива……………………………..

3480

воды для охлаждения дизеля……………

1150

песка……………………………….

450

Минимальный радиус проходимых кривых, м….

Дизель

140

Марка……………………………………

2-5Д49

Обозначение по ГОСТ 3493-74………….

16ЧН 26/26

Тип……………………………………..

V-образный, шестнадцатицилиндровый, четырёхтактный, с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха

Диаметр цилиндра, мм…………………….

260

Ход поршня, мм………………………

Мощность при 1000 об/мин и нормальных атмосферных условиях (температура наружного воздуха +20°С, барометрическое давление 760 мм рт. ст. относительная влажность воздуха 70%).

260

Л. С………………………………………

Номинальная частота вращения коленчатого ва-

4000

ла, об/мин……………………………..

Удельный расход топлива с теплотворной способностью 10200 ккал/кг при нормальных уело-

1000

виях и режиме, г/э.л.с.ч…………………..

157 ±5%

Холодильная установка

Тип секций холодильника…………..

водо-воздушные ребристые, с тонкими трубками

Число секций в холодильнике………………

42

Тип теплообменника масла………..

водо-масляный трубчатый

Топливоподогреватель

Тип……………………………………..

водяной трубчатый

Поверхность нагрева по топливу, м2…………

17

Компрессор

Марка…………………………………

2НУ2-100II45

Тип……………………………………

двухступенчатый

Привод…………………………………..

от электродвигателя, через упругую муфту

Число цилиндров………………………….

4

Рабочее давление второй ступени, МПа (кгс/

см2)…………………………………..

0,98 (10)

Объёмный расход, м3/с……………………

0,042±7%

Главный генератор

Марка…………………………………..

ГС-504А

Тип……………………………………..

синхронный имеет две трёхфазные звезды

Активная мощность, кВт……………………

2750

Действующее значение линейного тока, А…….

2×1500/2×2270

Напряжение, В……………………………

580/385

Выпрямительная установка

Марка…………………………………..

УВКТ-5

Тип вентилей……………………………

ВЛ-5-200-8 или ВЛ-200-8

Номинальное выпрямленное напряжение, В, не более…………………………………..

750

Номинальный выпрямленный ток, А, не более…

5700

Ток перегрузки в течение 300 с, А, не более____

8700

Тяговый электродвигатель

Марка……………………………………

ЭД120

Тип…………………………………….

постоянного тока

Номинальная мощность, кВт……………..

411

Напряжение длительного режима, В………..

475

Максимальная частота вращения, об/мин…….

2320

Тип подвески……………………………..

опорно-осевая

Схема водяной системы тепловоза ТЭ129;

1 — водяные секции холодного контура радиатора, 2- водяные секции горячего контура радиатора; 3 — бак для воды умывальнике; 4 — бак для воды; 5 — терморегулятор; 6 — дизель-генератор; 7 — отопительно-вентиляционная установке; 8 — бачок установки обмыва лобовых стёкол; 9 — теплообменники масла; 10, 11 — водяные насосы дизеля; 7? — циркуляционный водяной насос; 73 — подогреватель топлива I — трубопровод тепловоза; II — трубопровод дизеля

Схема масляной системы тепловоза ТЭ129:

1 — компрессор; 2 — фильтр тонкой очистки масла; 3 — правый масляный насос дизеля; 4 — левый масляный насос дизеля; 5 — теплообменник масла; 6 ~ дизель-генератор; 7 — центробежный фильтры масла; 8 — бак для неочищенного маслв; 9 -фильтр грубой очистки масла; 10- маслопрокачивающий агрегат

Схема топливной системы тепловоза ТЭ 129;

1 — дизель-генератор; 2 — топливоподкачивающий агрегат; 3- фильтр грубой очистки топлива; 4 — подогреватель топлива; 5-бак для слива загрязнённого топлива; 6 — предохранительный клапан; 7-заборное устройство; в — топливный бак; 9 — топливомерное устройство; 10 — демпферы манометров; 11 — манометр давления топлива до фильтров тонкой очистки; 12- мвнометр давления топлива после фильтров тонкой очистки; 13 -фильтры тонкой очистки топлива

Схема воздухопровода тормоза тепловоза ТЭ129:

1 — резервуар времени; 2 — уравнительный резервуар, 3 — манометр резервуара времени; 4 — кран машиниста;

5 — сигнализатор утечек магистрали; 6, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 27, 33, 39, 40, 48, 51, 70, 71, 72 — разобщительные краны; 7 -манометр тормозной магистрали; в -манометр главных резервуаров; 9, 67 -рудукгоры давления; 10 — кран вспомогательного тормоза; 11 — манометр тормозных цилиндров; 12 -отпускной клапан; 13- запасной резервуар; 14 — предохранительный клапан М; 15 — выпускной клапан; 16 — противоюзный регулятор;

21 — электрообогреватель; 22, 28 — спускные краны; 25, 26 — реле давления; 29 — главный воздушный резервуар;

30. 50- обратные клапаны; 31, 34 — предохранительные клапаны; 32- маслоотделитель; 35 — компрессор;

36 -тормозной цилиндр, 37, 63, 66, 81 — воздушные фильтры; 38 — электропневматический клапан автостопа; 41 42, 73 — водоотделители; 43, 44, 45, 46, 74, 75, 78, 79 — концевые краны; 47, 68 — соединительный рукав;

49 — реле давления Ш 241; 52, 61 — центробежные фильтры; 53, 54, 55 — переключательные клапаны;

56, 59- электропневматичеекие вентили; 57- кран режимов С-Р-Рг-Й; 58 — переключатель режимов;

60- отпускное устройство; 62 — воздухораспределитель; 64 — резервуар 9 л; 65 — дроссель О 2 мм;

69 — скоростной регулятор; 76, 77 — концевой рукав; 80 — кран экстренного торможения

Советские тепловозы и оборудование | Тепловоз ТЭ109 (130, 131, 132, У300, 07, Т679.2)

Добавить комментарий