Мощный односекционный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, оборудованный электродинамическим тормозом и электрическим отоплением поезда,,, осевой формулой Со-Со, предназначен для работы на железных дорогах с колеёй 1520 или 1435 мм и имеющих габарит не ниже 02-Т ГОСТ 9238-73.
В конструкции тепловоза, наряду с вновь созданными узлами, заложены узлы, проверенные длительной эксплуатацией на других отечественных машинах.
Лёгкий и прочный цельносварной кузов несущей конструкции рассчитан на восприятие сжимающих или растягивающих усилий до 250 тс.
Съёмные секции крыши, расположенные над дизель-генератором, выпрямительной установкой и высоковольтной камерой, позволяют свободно производить выемку из кузова основного силового оборудования тепловоза при агрегатном методе ремонта.
Расположенный в средней части рамы топливный бак включен в несущую систему кузова. Установленные в специальном отсеке бака аккумуляторные батареи имеют хороший доступ для осмотра и легко демонтируются.
Тепловоз изготавливается двухкабинным с постами управления в каждой кабине.
Просторные и светлые кабины удобны для обслуживающего персонала. Отделка кабины и пульта управления выполнены с применением синтетических материалов. Высокоэффективная термошумоизоляция кабин и наличие разделительных тамбуров создают благоприятные условия для работы локомотивной бригады. Передние окна кабины с широкими полированными безосколочными стеклами обеспечивают хорошую видимость пути. Чистота стёкол поддерживается устройством для обмыва окон и надёжными стеклоочистителями. Кабина оборудована отопительно-вентиляционной установкой. пультом управления с показывающими приборами, скоростемером, локомотивной сигнализацией и автостопом непрерывного действия.
Силовая установка. В средней части кузова на поддизельной раме смонтирована ди-зель-генераторная установка. Она состоит из двигателя и главного генератора, соединённых пластинчатой муфтой, а также вспомогательных электрических машин, установленных на главном генераторе.
Двигатель представляет собой шестнадцатицилиндровый, У-образный. четырёхтактный дизель с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Он создан специально для работы в тяжелых условиях и является одним из экономичных дизелей, созданных промышленностью СССР.
Расположение узлов дизеля обеспечивает хороший доступ при их осмотре и профилактическом ремонте.
Два водомасляных теплообменника, установленных на дизеле, обеспечивают надёжное охлаждение его масла.
Водяная система. Охлаждение воды дизеля происходит в воздушных радиаторных секциях, расположенных в изолированной холодильной камере. Три надёжных восьмилопаст ных вентилятора в сочетании с современной автоматикой поддерживают заданные температуры охлаждающей воды и масла.
Высококачественная очистка наддувочного воздуха дизеля производится в двухступенчатых фильтрах непрерывного действия.
Запуск дизеля осуществляется от аккумуляторной батареи стартер-генератором, который в генераторном режиме питает двигатель вентилятора охлаждения преобразователя частоты и генератора отопления, двигатель компрессора и цепи управления.
Главный генератор представляет собой двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину переменного тока. Обмотка статора выполнена в виде двух трёхфазных звёзд, сдвинутых на 30 электрических градусов. Схема возбуждения генератора обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при скоростях до 90-95% от конструкционной.
Охлаждение генератора — принудительное от осевого вентилятора, приводимого в действие дизелем.
Применение генератора переменного тока с бесколлекторным якорем позволяет значительно снизить его вес и габариты, повышает надёжность в эксплуатации и снижает эксплуатационные расходы по содержанию и ремонту.
Электрический ток главного генератора для тяговых нужд тепловоза выпрямляется в блоке кремниевых выпрямителей и подаётся на тяговые электродвигатели постоянного тока. Тяговые электродвигатели типа ЭД120А надёжны в
Расположение оборудования на тепловозе ТЭ129:
1 — электропневмвтический клвпан; 2 — средства тушения пожара;
3 — резервувр воздухопровода управления и обслуживания; 4 — мотор-вентилятор охлаждения тормозных сопротивлений;
5 — выпрямительная уствновка; 6 — преобразователь частоты;
7 — тяговый генератор; в — стартер генератор; 9 — вентилятор охлаждения тягового генератора; 10- дизель; 11 — фильтры очистки воздуха; 12 — глушитель; 13 — бак для воды; 14 — мотор-вентилятор холодильной камеры; 15 — радиаторные секции; 16- тележка;
17- маслоотделитель; 18 — циркуляционный водяной насос;
19- указатель уровня топлива; 20 — теплообменник;
21 — маслопрокачиващий агрегат; 22 — аккумуляторнвя батарея;
23 — главный воздушный резервуар; 24 — генератор отопления поезда; 25 — тяговый редуктор; 26 — вентилятор охлаждения выпрямительной установки; 27 — тяговый электродвигатель; 28 — кран машиниста тормозной; 29 — счётчик моточвсов; 30 — камера электрооборудования; 31 — вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки; 32 — вентилятор охлаждения преобразователя частоты и генератора отопления; 33 — двухмашинный агрегат возбуждения; 34 — умывальник; 35 — воздухоочиститель непрерывного дайствия; 36 — топливоподкачивающий агрегат; 37- компрессор;
38 — отопительно-вентиляционный агрегат; 39 — вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки;
40 — топливоподограватель; 41 — фильтр тонкой очистки масла;
42 — привод ручного тормоза работе и имеют высокие электрические показатели.
Установка отопления поезда состоит из синхронного генератора преобразователя частоты, системы автоматического регулирования напряжения генератора и защитной аппаратуры.
При отключении отопления освобождаемая мощность используется для тяги поезда
Синхронный генератор отопления поезда является также источником питания асинхронных двигателей привода вентиляторов холодильника дизеля, вентиляторов тяговых двигателей и вентилятора выпрямительной установки.
Основная электроаппаратура удобно расположена в высоковольтной камере. Конструкция высоковольтной камеры обеспечивает хороший доступ ко всем электроаппаратам.
Верхнее строение тепловоза опирается на две трёхосные бесчелюстные тележки с индивидуальным приводом колёсных пар и опорноосевым подвешиванием тяговых двигателей.
Принятая конструкция тележки позволила осуществить одностороннее расположение тяговых электродвигателей, что значительно увеличило коэффициент использования сцепного веса. В тележках применены поводковые роликовые буксы.
Мягкое одноступенчатое индивидуальное рессорное подвешивание, состоящее из 12 комплектов параллельно работающих пружин и фрикционных гасителей, создаёт плавный ход тепловоза.
Конструкция шкворневого узла обеспечивает упругое поперечное перемещение кузова относительно тележек.
Тормозная система. Тепловоз оборудован автоматическим скоростным пневматическим тормозом для торможения тепловоза и поезда, прямодействующим пневматическим вспомогательным тормозом для торможения тепловоза, ручным тормозом в каждой кабине с электродинамическим. реостатным тормозом.
Управление электродинамическим тормозом осуществляется тормозным контроллером, который обеспечивает совместную или раздельную работу электродинамического и пневматического тормозов. Питание тормозной системы сжатым воздухом производится от тормозного компрессора с индивидуальным электрическим приводом.
Тяговая характеристика тепловоза ТЭ129:
I — с включенным отоплением;
II — с выключенным отоплением;
1 — переход с ПП на ОП1;
2 — переход с ОП1 на ОП2;
3 — переход с ОП2 на ОП1;
4 — переход с ОП1 на ПП;
Пульт управления тепловоза ТЭ129
Дизельное помещение тепловоза ТЭ129
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗА ТЭ129
Род службы…………………………… |
грузовой (пассажирский) |
Осевая формула………………….. |
с0-с0 |
Колея, мм……………………………… |
1520, 1435 |
Габарит по ГОСТ 9238-73……………… |
02-Т |
Мощность дизеля л с…………………….. |
4000 |
Конструкционная скорость, км/ч……………. |
120 |
Вес полностью экипированного тепловоза, тс… |
126 |
Нагрузка на рельсы от оси, тс……………… Расчётная сила тяги в длительном режиме на об- |
21 |
оде колеса, тс……………………………. |
24,6 |
Длительная скорость, км/ч………………… |
32,2 |
Сила тяги при трогании с места, тс…………. |
35 |
Управление тепловозом………. |
дистанционное (при работе системы двух единиц позволяет одному лицу управлять как первым, так и вторым тепловозом) |
Передача………………………………. |
электрическая, переменнопостоянного тока |
Число ведущих осей тепловоза……………. |
6 |
Диаметр колёс, мм……………………….. Запас, кг: |
1050 |
топлива…………………………….. |
3480 |
воды для охлаждения дизеля…………… |
1150 |
песка………………………………. |
450 |
Минимальный радиус проходимых кривых, м…. Дизель |
140 |
Марка…………………………………… |
2-5Д49 |
Обозначение по ГОСТ 3493-74…………. |
16ЧН 26/26 |
Тип…………………………………….. |
V-образный, шестнадцатицилиндровый, четырёхтактный, с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха |
Диаметр цилиндра, мм……………………. |
260 |
Ход поршня, мм……………………… Мощность при 1000 об/мин и нормальных атмосферных условиях (температура наружного воздуха +20°С, барометрическое давление 760 мм рт. ст. относительная влажность воздуха 70%). |
260 |
Л. С……………………………………… Номинальная частота вращения коленчатого ва- |
4000 |
ла, об/мин…………………………….. Удельный расход топлива с теплотворной способностью 10200 ккал/кг при нормальных уело- |
1000 |
виях и режиме, г/э.л.с.ч………………….. |
157 ±5% |
Холодильная установка |
|
Тип секций холодильника………….. |
водо-воздушные ребристые, с тонкими трубками |
Число секций в холодильнике……………… |
42 |
Тип теплообменника масла……….. |
водо-масляный трубчатый |
Топливоподогреватель |
|
Тип…………………………………….. |
водяной трубчатый |
Поверхность нагрева по топливу, м2………… |
17 |
Компрессор |
|
Марка………………………………… |
2НУ2-100II45 |
Тип…………………………………… |
двухступенчатый |
Привод………………………………….. |
от электродвигателя, через упругую муфту |
Число цилиндров…………………………. |
4 |
Рабочее давление второй ступени, МПа (кгс/ |
|
см2)………………………………….. |
0,98 (10) |
Объёмный расход, м3/с…………………… |
0,042±7% |
Главный генератор |
|
Марка………………………………….. |
ГС-504А |
Тип…………………………………….. |
синхронный имеет две трёхфазные звезды |
Активная мощность, кВт…………………… |
2750 |
Действующее значение линейного тока, А……. |
2×1500/2×2270 |
Напряжение, В…………………………… |
580/385 |
Выпрямительная установка |
|
Марка………………………………….. |
УВКТ-5 |
Тип вентилей…………………………… |
ВЛ-5-200-8 или ВЛ-200-8 |
Номинальное выпрямленное напряжение, В, не более………………………………….. |
750 |
Номинальный выпрямленный ток, А, не более… |
5700 |
Ток перегрузки в течение 300 с, А, не более____ |
8700 |
Тяговый электродвигатель |
|
Марка…………………………………… |
ЭД120 |
Тип……………………………………. |
постоянного тока |
Номинальная мощность, кВт…………….. |
411 |
Напряжение длительного режима, В……….. |
475 |
Максимальная частота вращения, об/мин……. |
2320 |
Тип подвески…………………………….. |
опорно-осевая |
Схема водяной системы тепловоза ТЭ129;
1 — водяные секции холодного контура радиатора, 2- водяные секции горячего контура радиатора; 3 — бак для воды умывальнике; 4 — бак для воды; 5 — терморегулятор; 6 — дизель-генератор; 7 — отопительно-вентиляционная установке; 8 — бачок установки обмыва лобовых стёкол; 9 — теплообменники масла; 10, 11 — водяные насосы дизеля; 7? — циркуляционный водяной насос; 73 — подогреватель топлива I — трубопровод тепловоза; II — трубопровод дизеля
Схема масляной системы тепловоза ТЭ129:
1 — компрессор; 2 — фильтр тонкой очистки масла; 3 — правый масляный насос дизеля; 4 — левый масляный насос дизеля; 5 — теплообменник масла; 6 ~ дизель-генератор; 7 — центробежный фильтры масла; 8 — бак для неочищенного маслв; 9 -фильтр грубой очистки масла; 10- маслопрокачивающий агрегат
Схема топливной системы тепловоза ТЭ 129;
1 — дизель-генератор; 2 — топливоподкачивающий агрегат; 3- фильтр грубой очистки топлива; 4 — подогреватель топлива; 5-бак для слива загрязнённого топлива; 6 — предохранительный клапан; 7-заборное устройство; в — топливный бак; 9 — топливомерное устройство; 10 — демпферы манометров; 11 — манометр давления топлива до фильтров тонкой очистки; 12- мвнометр давления топлива после фильтров тонкой очистки; 13 -фильтры тонкой очистки топлива
Схема воздухопровода тормоза тепловоза ТЭ129:
1 — резервуар времени; 2 — уравнительный резервуар, 3 — манометр резервуара времени; 4 — кран машиниста;
5 — сигнализатор утечек магистрали; 6, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 27, 33, 39, 40, 48, 51, 70, 71, 72 — разобщительные краны; 7 -манометр тормозной магистрали; в -манометр главных резервуаров; 9, 67 -рудукгоры давления; 10 — кран вспомогательного тормоза; 11 — манометр тормозных цилиндров; 12 -отпускной клапан; 13- запасной резервуар; 14 — предохранительный клапан М; 15 — выпускной клапан; 16 — противоюзный регулятор;
21 — электрообогреватель; 22, 28 — спускные краны; 25, 26 — реле давления; 29 — главный воздушный резервуар;
30. 50- обратные клапаны; 31, 34 — предохранительные клапаны; 32- маслоотделитель; 35 — компрессор;
36 -тормозной цилиндр, 37, 63, 66, 81 — воздушные фильтры; 38 — электропневматический клапан автостопа; 41 42, 73 — водоотделители; 43, 44, 45, 46, 74, 75, 78, 79 — концевые краны; 47, 68 — соединительный рукав;
49 — реле давления Ш 241; 52, 61 — центробежные фильтры; 53, 54, 55 — переключательные клапаны;
56, 59- электропневматичеекие вентили; 57- кран режимов С-Р-Рг-Й; 58 — переключатель режимов;
60- отпускное устройство; 62 — воздухораспределитель; 64 — резервуар 9 л; 65 — дроссель О 2 мм;
69 — скоростной регулятор; 76, 77 — концевой рукав; 80 — кран экстренного торможения
Советские тепловозы и оборудование | Тепловоз ТЭ109 (130, 131, 132, У300, 07, Т679.2)⇒