Главная рама тягового подвижного состава является основанием для основного оборудования и должна быть жесткой для обеспечения надежной работы размещенного на ней оборудования. Главная рама служит и для передачи горизонтальных поперечных и продольных сил и должна быть прочной и жесткой и в этих направлениях.
Кузов служит для внешнего ограждения с целью защиты от атмосферных воздействий основных узлов и агрегатов. В кузове находятся посты управления и должны быть созданы условия для работы локомотивной бригады. Кузова могут выполняться в виде съемного капота, либо полностью закрытым «вагонного» типа.
Кузова капотного типа имеют ряд преимуществ перед кузовами закрытого типа. Основное из них — хорошая видимость из кабины машиниста в обоих направлениях, что особенно важно для маневровых работ.
У локомотивов с закрытыми кузовами боковые стенки размещены с учетом максимального использования ширины габарита подвижного состава. Это позволяет бригаде обслуживать силовые агрегаты, не выходя из локомотива, улучшает условия работы и аэродинамику локомотива.
В зависимости от восприятия вертикальных и горизонтальных нагрузок различают кузова только с несущей рамой, с несущей рамой и боковыми стенками, цельнонесущие, у которых рама, стенки, крыша и их обшивка участвуют в восприятии нагрузок. Применение цельнонесущих кузовов позволяет существенно снизить общий вес локомотива. У современного тягового подвижного состава на раме кузова размещено автосцепное устройство. В зависимости от продольных балок рам кузовов различают кузова охватывающего и не охватывающего типов. Кузова охватывающего типа у электровозов ВЛ60К, ВЛ80 всех индексов, ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11 и всех электровозов серии ЧС; не охватывающего типа у электровозов ВЛ22М, ВЛ23, ВЛ8, у тепловозов ТЭМ2, 2М62, 2ТЭ116 и других серий.
Таким образом, кузова локомотивов должны удовлетворять следующим требованиям: защищать от атмосферных воздействий обору дование и обеспечивать его охлаждение, обладать достаточной прочностью, т.е. иметь необходимые запасы прочности по усталости, выдерживать продольную статическую нагрузку 2500-3000 кН, иметь необходимую жесткость, обеспечивающую определенную частоту собственных колебаний. Кузов должен иметь такую планировку, которая обеспечивает свободный доступ к оборудованию и сообщение между кабинами машиниста, возможность осмотра, монтажа, демонтажа и ремонта без снятия кузова.
Кузова вагонов дизель-поездов и электропоездов должны, кроме того, иметь хорошую систему вентиляции и отопления салонов для летнего и зимнего режимов работы, а также раздвижные и поворотные двери, упругие поворотные площадки для удобства перехода из одного вагона в другой.
⇐Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к ТПС | Конструкция тягового подвижного состава | Конструкция рам, кузовов и усилия, действующие на их элементы⇒