Краны бесперебойно работают в процессе эксплуатации, если обеспечен хороший уход за ними, своевременно предупреждаются и устраняются возникающие во время работы неисправности, регулярно смазываются трущиеся части, а также проводятся в установленные сроки плановые периодические ремонты: капитальный, средний, текущий (промывочный) и контрольно-технические осмотры (уходы).
Контрольно-технические осмотры и технические уходы, проводимые в установленные сроки, позволяют обеспечивать исправную и безопасную работу кранов и предупреждать поломки и аварии кранов во время работы.
Каждый паровой кран по истечении половины установленного времени его работы между промывочными ремонтами ставят в депо для контрольно-технического осмотра на выделенное для этой цели стойло. Осмотр может также производиться и в пунктах работы кранов на приспособленном для этой цели месте. Время простоя для осмотра 3 ч.
Краны с дизель-электрическим, электрическим и от двигателей внутреннего сгорания приводами проходят технический осмотр примерно 2 раза в месяц. Осматривают краны крановые бригады с участием инструктора по кранам или инженера локомотивного депо, мастера или бригадира по ремонту. При осмотре дизель-электрических и электрических кранов дополнительно привлекается электрик. Обнаруженные неисправности устраняют, все болты и гайки тщательно крепят, шплинты разводят, а трущиеся части хорошо смазывают.
Неисправности в объеме служебного ремонта устраняют силами самих крановых бригад. При необходимости более сложного ремонта привлекают слесарей ремонтных бригад, причем в таких случаях ремонтные работы учитывают, как при межпромывочном ремонте кранов.
По результатам осмотра инструктором дается оценка по уходу бригадами за краном. Оценку ухода и результаты осмотра записывают в журнал осмотров (форма ТУ № 75). При контрольнотехническом осмотре проверяют следующие узлы и детали.
В котле — состояние топки, дымогарных труб, огневой и дымовой решеток; действие водоуказательных и питательных приборов, предохранительных клапанов, манометров и целостность пломб на них, сифона, дымовытяжного конуса, продувочных кранов и приводов к ним, водогона, задвижки и клапана зольника, плотность прилегания дверцы шуровочного отверстия, исправность и отсутствие пропуска пара и течи арматуры, паропроводов, вентилей, состояние водяных баков.
В паровой машине — плотность золотниковых и поршневых колец и золотников, правильность установки золотников по контрольным кернам, надежность соединения штока с ползуном, золотниковой скалки с вилкой, плотность поршневых и золотниковых сальников со сменой при необходимости набивочных (уплотняющих) колец, натяг подшипников и вкладышей; крепление гаек, состояние соединительных валиков, шпилек, стопорных и параллельных болтов, шплинтов, исправность действия цилиндропродувательных кранов с прочисткой отверстий; исправность действия шатунно-эксцентрикового и кулисного механизмов, регулятора впуска пара, парозапорного вентиля и пресс-масленки.
По двигателю внутреннего сгорания выполняют работы, предусмотренные очередным техническим уходом в соответствии с заводскими инструкциями.
Порядок технических уходов изложен в главе VIII. При необходимости на работы, связанные с выполнением технического ухода за двигателем, увеличивают время простоя крана.
По генератору — продувают воздухом и проверяют: отсутствие внешних повреждений; затяжку болтов, крепящих щиты и подшипниковые крышки; исправность траверсы механического выпрямителя; иажатие пружин щеткодержателя; плотность прилегания щеток к контактному кольцу, их притирку и полировку; состояние рабочей поверхности контактного кольца; правильное совпадение траверсы; отсутствие задевания ротора за неподвижные части и заедания подшипников; сопротивление изоляции обмоток генератора; центровку и параллельность осей валов генератора и двигателя; надежность крепления их на общей раме; нет ли вибрации, шума и нагрева подшипников, стука и неравномерности хода генератора, биения контактного кольца механического выпрямителя (производится это при холостом вращении генератора); эластичность муфты соединения генератора с двигателем; температуру нагрева отдельных частей (сердечника статора, обмотки) генератора и подшипников, которая не должна быть больше температур окружающего воздуха у генератора на 85°С, у подшипников на 45°С.
В электрическом приводе — проверяют крепление электродвигателя к раме; крепят все ослабшие болты и гайки в соединениях электродвигателя с редуктором; проверяют состояние коллектора электродвигателя, щеток и щеткодержателей; контролируют состояние токосъемного устройства; крепят все присоединения электропроводов; проверяют действие электрических приборов; пробными пусками двигателя проверяют действие контроллера и реверса, очищают сегменты, пальцы, кулачки контроллера, контакты сопротивлений, конечные выключатели, рубильники, клеммы; проверяют работу кабельной катушки; осматривают и устраняют неисправности в проводке и арматуре, звуковом сигнале и проверяют его действие.
В иижней и верхней раме и ходовых частях проверяют состояние тележек, рессор, рессорных серег, букс и буксовых лап, упряжных приборов, автосцепки, концевых резиновых рукавов, колесных пар, комплектность плит противовесов; наличие смазки; убеждаются в отсутствии трещин и других дефектов сварных швов рам и других деталей.
В механизмах подъема груза и стрелы, поворота, передвижения крана и главного вала — убеждаются в наличии и исправности установочных винтов, стопорных колец; проверяют плотность всех соединений; состояние зубчатых колес, барабанов блоков стрелы и траверс; грузоподъемных магнитов и генератора; успокоителя грейфера крюка; состояние крепления подшипников, правильность работы смазочных устройств; состояние и качество смазки канатов; чистоту механизмов и кузова; состояние приводных электродвигателей и редукторов механизмов крана, червячной передачи, втулок, кулачковых муфт, ограничителей грузоподъемности, указателя вылета стрелы, устройств, предохраняющих падение стрелы.
В тормозах механизмов подъема груза, поворота и передвижения, рычагах управления и их приводах — проверяют состояние и исправность паровоздушного насоса, компрессора и автотормозов, тормозных лент; регулировку дисковых и ленточных тормозов, действие системы пневматического управления, состояние соединительных валиков шпонок, хомутов и запорных собачек, стяжных муфт, наличие установочных винтов и направляющих скоб; равномерность отхода тормозных лент, отсутствие надрывов этих лент; исправность рычажной системы, состояние тормозных колодок, а также наличие и исправность сигналов и сигнальных приборов, приборов освещения, наличие инвентаря и инструмента, ручных тормозных башмаков.
⇐Механизмы управления краном | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Промывочный и служебный ремонт⇒