Для включения ослабления возбуждения ТЭД при срабатывании реле переключения необходимо, чтобы выключатель ослабления возбуждения ТУП был включен. Тогда при срабатывании реле переключения РП1 включится групповой контактор ВШ1 первой ступени ослабления возбуждения, а прн срабатывании реле переключения РП2- групповой контактор ВШ2 второй ступени ослабления возбуждения.
Выключатель ТУП «Управление переходом» служит для аварийного выключения контакторов ВШ1, ВШ2 при неисправностях в работе реле РП1, РП2.
Реле переключения имеет две катушки (параллельную и последовательную) и по принципу действия относится к дифференциальным реле, т. е. оно срабатывает или отпускается не при каком-то заданном параметре, а при определенном соотношении двух параметров (ток и напряжение). Это наглядно иллюстрирует характеристика срабатывания и отпускания реле (рис. 81). Чем больше ток в последовательной катушке 1с, тем при большем токе в параллельной катушке 1ш срабатывает или отпускается реле. Отношение же токов 1ш//с при срабатывании или отпускании остается примерно постоянным: зависимости 1Ш — = f(/c) представляют на графике почти прямые линии.
Параллельная катушка реле включена (рис. 82) вместе с резистором в цепь, параллельную цепи якоря тягового генератора, и ток в ней (а следовательно, магнитный поток) пропорционален напряжению генератора. Последовательная катушка включена вместе со столбиком резистора параллельно обмоткам добавочных полюсов генератора, поэтому ток в этой катушке (и магнитный поток) пропорционален току генератора.
На тепловозах типа ТЭ10М, выпускавшихся с 1985 г., а также на тепловозах типа ТЭ10У последовательная катушка реле включена на выход диодных мостов узла выделения максимального сигнала от ТПТ (см рис. 1, 2), что обеспечивает более точную зависимость тока в катушке от тока ТЭД иебок-сующей колесной пары, способствует устранению влияния температуры обмотки добавочных полюсов генератора на работу реле
Рис 82 Принципиальная схема включения катушек реле переключения РП1, РП2 и реле разносного боксования РПЗ на тепловозах типов ТЭ10М и ТЭ10У
Срабатывание или отпускание реле будет происходить не при каком-то заданном токе 1г или напряжении иг генератора, а при примерно
Рис 83 Характеристики срабатывания и отпускания реле переключения, наложенные на виешиие характеристики тягового генератора для различных позиций контроллера постоянном отношении напряжения и тока ит/1т. Если на внешних характеристиках генератора для различных позиций контроллера пк отметить точки, соответствующие параметрам срабатывания и отпускания реле РП1 и РП2, и соединить эти точки, то получатся почти прямые линии (рис. 83). Постоянное отношение 0Г/1Г соответствует примерно постоянной скорости движения тепловоза при срабатывании н отпускании реле для различных позиций контроллера
При увеличении скорости движения ток генератора уменьшается, а напряжение его растет Следовательно, магнитный поток последовательной катушки уменьшается, а параллельной-увеличивается. При определенном значении скорости и соответствующем отношении напряжения и тока генератора электромагнитное усилие параллельной катушки превысит электромагнитное усилие последовательной катушки и силу действия пружины, что приведет к срабатыванию реле. После срабатывания реле РП1 и включения контактора ВШ1 размыкающий вспомогательный контакт этого контактора перестает шунтировать дополнительный резистор в цепи параллельной катушки реле РП1. Одновременно замыкающий вспомогательный контакт контактора ВШ1 подготавливает цепь для срабатывания реле РП2 и включения второй ступени ослабления возбуждения. Реле РП2 работает аналогично реле РП1.
Рис. 84 Принципиальная схема управления контакторами ослабления возбуждения тяговых электродвигателей
Снижение скорости движения вызывает возрастание тока генератора и падение его напряжения. Соответственно ток и электромагнитное усилие последовательной катушки увеличиваются, а параллельной — уменьшаются. Однако отпускание реле без принятия соответствующих мер могло бы происходить при слишком низкой скорости. Для уменьшения тока и магнитного потока в параллельной катушке и вводится дополнительный резистор, о котором упоминалось выше. От значения сопротивления этого резистора зависит скорость, при которой отпускается реле.
Особенностью схемы включения катушек контакторов ВШ1 и ВШ2 (рис. 84) на тепловозах типов ТЭ10М и ТЭ10У является то, что она исключает возможность включения контакторов ослабления возбуждения при боксовании колесных пар тепловоза. Так сделано потому, что боксование усиливается, если в его процессе происходит ослабление возбуждения двигателей.
На тепловозах типов ТЭ10М и ТЭ10У не только исключается возможность включения контакторов ВШ1 и ВШ2 при боксовании колесных пар, но и для успокоения переходных процессов обеспечивается выдержка времени от момента прекращения боксовании до момента включения контакторов ослабления возбуждения. Это достигается при помощи электромагнитного реле времени РВ4, которое срабатывает при боксовании вслед за реле боксовании и своими размыкающими контактами разрывает цепь катушек контакторов ВШ1 и ВШ2. После прекращения боксования реле РВ4 отпускается, а спустя 3 с замыкаются его контакты, восстанавливая цепь катушек контакторов ВШ1 и ВШ2. Если же при возникновении боксования контакторы ВШ1 и ВШ2 уже были включены, то в этом случае питание их катушек не прекращается благодаря замыкающему контакту реле РУ16 и вспомогательному замыкающему контакту контактора ВШ2.
Цепь управления контакторами ослабления возбуждения ТЭД включается через контакты контроллера, которые замыкаются, начиная с 4-й позиции.
⇐Предыдущая Оглавление Следующая⇒