Вагоны-самосвалы 5ВС-60

Вагон-самосвал 5ВС-60 (рис. 30) представляет собой сварную цельнометаллическую конструкцию с наклоняющимся в обе стороны кузовом и открывающимися бортами. Кузов вагона-самосвала опирается на нижнюю раму, которая установлена на две двухосные тележки ЦНИИ-ХЗ-0. Вагоны-самосвалы оборудованы пневматическим типовым автоматическим тормозом с воздухораспределителем МТЗ-270-02 и серийной автосцепкой СА-З.

Кузов вагона-самосвала. Сварная конструкция кузова вагона-самосвала 5ВС-60 состоит из верхней рамы с настилом пола, продольных бортов и лобовых стенок.

Верхняя рама кузова вагона-самосвала (рис. 31) сварена из продольных боковых 1 и поперечных 2 и 3 балок, выполненных из швеллеров соответственно № 30а и 20а. Установленные в зоне шкворневых балок и опор кузова поперечные 2 балки имеют коробчатое сечение. К продольному боковому швеллеру 1 приварены литые кронштейны (петли) 5, шарнирно соединяющие продольные борта, и козырек 4. На поперечные балки уложен нижний лист 6 пола толщиной 3 мм, который по периметру приварен к продольным швеллерам. На этот лист, в свою очередь, уложены вдоль рамы вагона деревянные брусья толщиной 75 мм из лиственной породы для амортизации и защиты несущих элементов от ударных нагрузок. Сверху деревянные брусья закрыты верхним листом пола толщиной 10 мм.

Продольный борт (рис. 32) состоит из верхнего швеллера 8 (№ 14а), гнутого фигурного козырька 1 из листа толщиной 6 мм, приваренного к швеллеру 8, нижнего швеллера 3 (№ 20). С внутренней стороны швеллеры соединены листом 7 толщиной 8 мм. С наружной стороны борта к верхнему 8 и нижнему 3 швеллерам приварены штампованные корытообразные стойки 2 (9 шт.). Для увеличения прочности верхней обвязки борта между козырьком 1 и швеллером 8 вварены 17 ребер жесткости 6 из листа толщиной 4 мм. К нижнему швеллеру 3 приварено пять литых кронштейнов 4 для шарнирного соединения с верхней рамой, а между ними по длине борта приварено двенадцать ребер жесткости- 5 для повышения прочности и жесткости нижнего пояса.

Лобовая стенка вагона-самосвала 5ВС-60 состоит из двух крайних, двух средних и двух коротких вертикальных стоек, изготовленных из листа толщиной 8 мм, к которым приварены два наружных листа толщиной по 6 мм, внутренний лист толщиной 8 мм и верхняя профильная штампованная деталь толщиной 6 мм. Между внутренними и наружными листами лобовой стенки размещен механизм открывания бортов. Для монтажа, демонтажа и ремонта этого механизма с наружной стороны лобовой стенки к средним стойкам прикреплены болтами съемные листы толщиной 6 мм. Для закрепления валиков механизма в лобовых стенках размещены специальные кронштейны.

Нижняя рама. Хребтовая балка 1 (рис. 33), два буферных бруса 2, две шкворневые балки 3, состоящие из левого и правого шкворневых кронштейнор каждая, и четыре цилиндровые балки 4 с цилиндровыми кронштейнами составляют нижнюю раму вагона-самосвала 5ВС-60. Хребтовая балка 1 выполнена из двух двутавров № 45, перекрытых сверху и снизу листами толщиной по 12 мм и усиленных внутри восемью поперечными диафрагмами. По консолям вертикальные стенки двутавров хребтовой балки усилены листами толщиной 6 мм. На верхнем листе хребтовой балки в зоне шкворневых кронштейнов приварены упоры для ограничения перемещения кузова от продольных усилий.

Продольный борт вагона-самосвала 5ВС-60
Рис. 32. Продольный борт вагона-самосвала 5ВС-60
Нижняя рама вагона-самосвала 5ВС-60
Рис. 33. Нижняя рама вагона-самосвала 5ВС-60

Шкворневые кронштейны нижней рамы имеют замкнутое сечение и состоят из четырех вертикальных ребер толщиной по 10 мм, двух торцовых листов и двух внутренних ребер из листа толщиной по 8 мм, нижнего и верхнего листов толщиной соответственно 10 и 12 мм. На верхнем листе шкворневого кронштейна размещены опоры кузова, а к нижнему листу приварены скользуны.

Цилиндровые кронштейны также имеют замкнутое сечение и выполнены из вертикальных ребер толщиной 8 мм, которые перекрыты сверху и снизу листами толщиной по 12 мм.

Механизм открывания бортов. Рычажный механизм открывания бортов аналогичен по своей конструкции механизмам других типов вагонов-самосвалов и отличается от последних геометрическими размерами рычагов. Он монтируется между внутренним и наружным листами лобовой стенки думпкара. Механизм открывания бортов представляет собой двуплечий литой рычаг, который вращается на валике, укрепленном в кронштейнах лобовой стенки. Рычаг шарнирно соединен с упорной тягой, закрепленной на нижней раме, и горизонтальной тягой с головкой. Горизонтальная тяга имеет паз свободного, хода и резьбу для регулирования по длине. Синхронность работы рычагов механизма открывания борта достигается изменением длины горизонтальной тяги при монтаже механизма.

Механизм наклона кузова. У вагона-самосвала 5ВС-60 механизм наклона кузова состоит из четырех разгрузочных нетелескопических цилиндров, расположенных по два с каждой стороны от продольной оси вагона, воздухораспределителя, запасного резервуара на 370 л, трубопроводов с соединительными рукавами, механизма включения воздухораспределителя, двух кранов разгрузки, разобщительных и концевых кранов. Питание пневматической системы осуществляется от локомотива или от стационарной компрессорной установки давлением 6 ат.

Пневматическая система позволяет проводить как индивидуальную разгрузку каждого вагона в отдельности, так и групповую разгрузку всего или части состава с одного из вагонов. Конструкция оборудования механизма наклона кузова аналогична механизмам других вагонов-самосвалов.

Четырехосные вагоны-самосвалы 5вс-60 и 6вс-60 грузоподъемностью 60 т | Вагоны-самосвалы | Четырехосные вагоны-самосвалы 6ВС-60 грузоподъемностью 60 т